На недавнем заседании правительства Южной Осетии министр образования Аслан Лолаев обратил внимание на то, что многие родители слишком рано приводят своих детей в первый класс, когда будущим школьникам нет еще шести с половиной лет. При этом не всегда ребенок, по сути, в дошкольном возрасте готов к тому, чтобы усваивать учебный материал, обладать нужной усидчивостью, и, в принципе, не готов к учебе.
Sputnik поинтересовался мнениями представителя Минобразования, психолога и преподавателя начальной школы о том, какой возраст является оптимальным для поступления в школу и что говорят утвержденные правила.
По словам начальника управления дошкольного, общего и дополнительного образования и социальной защиты детства Нины Джиоевой, любой ребенок, если он достиг возраста шести лет и шести месяцев и до восьми лет, может пойти в первый класс.
"В отдельных случаях по решению учредителя можно отдать ребенка чуть раньше шести с половиной лет либо чуть позже восьми. Но, согласно закону, на первое сентября ребенку должно быть шесть лет и шесть месяцев", – сказала она.
Психолог Сергей Ланг утверждает, что оптимальный возраст, когда ребенок психологически готов к школе – это семь лет.
"Здесь важна именно психологическая готовность. Потому что сейчас много одаренных детей, которые уже в пять лет умеют читать и писать. И в садиках проводят огромное количество развивающих занятий, которые действительно готовят детей к школе, и создается ложное впечатление, что "можно же отдать ребенка в школу в шесть лет, потому что он у меня уже все знает". Да, мы можем натаскать ребенка, дать ему какие-то определенные знания и навыки, но от психологии никуда не уйти", – подчеркнул специалист.
Кроме того, по словам Ланг, дети помладше сильнее устают, они больше подвержены капризам, сменам настроения и тревожным проявлениям.
"Нагрузка, которую может на себя принять семилетний ребенок, гораздо меньше для детей шести лет", – сказал психолог.
Говоря о дошкольной подготовке, Ланг отметил, что в этом возрасте детей лучше занять спортом либо творчеством, чтобы ребенок выбрал, что ему больше нравится и чем бы он хотел заниматься в будущем. Поскольку когда ребенок пойдет в школу, экспериментировать с секциями будет сложнее.
"Не надо стараться успеть все и сразу. Дети должны играть, смотреть мультики, бегать во дворе. А родители не должны видеть в детях способ самоутвердиться за их счет. Тогда, в первую очередь, страдает ребенок, который не понимает, чего от него требуют. Возникает конфликт. Надо понимать и осознавать, что дети шестилетнего возраста – это дети дошкольного возраста. Возраст семь лет – это же не просто так придумали, он подбирался психологами, воспитателями, и не надо отнимать у детей год их детства, потому что школьный год – это довольно ответственный период", – сказал Ланг.
Психолог отметил, что не надо стараться наделять детей сверхспособностями, главное – сохранить их психоэмоциональное здоровье и комфорт.
Педагог начальных классов Мадина Качлаева также считает, что ребенок должен идти в школу в возрасте шести с половиной лет.
"Я бы вообще ввела возраст с семи лет, потому что чем старше ребенок, тем выше его возможности и тем легче он усваивает программу", – сказала она.
По ее словам, многие родители думают, что если ребенок знает буквы, умеет читать, то он готов к школе. Но надо учитывать и физические способности детей – внимательность, усидчивость. При этом, отмечает учитель, разница даже в один-два месяца бывает заметна.
"Бывают разные дети – одни уже умеют читать, другие – только-только осваивают буквы. Но я считаю, что писать ребенка должен научить первый учитель. Не обязательно его загружать до школы", – отметила Качлаева, говоря о дошкольной подготовке.
Она добавила, что для ребенка в любом возрасте очень важен психологический настрой к школе – ему надо объяснять, что "школа – это праздник, и здесь его все будут любить".
"Учитель всегда любит своих детей, если это не так, то он не должен работать в школе", – подчеркнула педагог.