Одна из наиболее долгоиграющих и трудноразрешимых проблем в Южной Осетии – вопрос трудоустройства граждан. Сложный он в первую очередь потому, что под его "зонтиком" укромно уложились сразу несколько проблемных моментов: дисбаланс количества специалистов разных профилей, нехватка рабочих мест в одних сферах и абсолютная непопулярность работы в других областях, и, конечно, вопрос совмещения нескольких трудовых ставок, что создает тотальный дефицит рабочих мест и безработицу среди профильных специалистов.
Вопрос совместительства практически не покидал актуальную повестку в республике последние десятилетия. Так, в 2007 году было принято постановление правительства "О введении временного порядка трудоустройства пенсионеров и приема граждан на работу по совместительству", ставшее первой официальной попыткой юридического регулирования вопроса. Постановление устанавливало максимальный возраст для работы в бюджетной сфере в 65 лет – лица, достигшие данного возраста, подлежали "безусловному увольнению". Совместители же должны были быть уволены в течение одного месяца после принятия документа, ссылавшегося на Трудовой кодекс.
Постановление, юридическое оформление которого оставляло желать лучшего, все же проработало около десяти лет, однако затем было отменено. Причиной этому стали различия в трактовке закона, отсылающие к постановлению Верховного Совета Южной Осетии от 1992 года, согласно которому на территории нашего государства действует – по аналогии – Трудовой кодекс РФ. Это постановление уже привело к разногласиям о том, какой же документ считать главенствующим – новое постановление от 2007 года или же сам Трудовой кодекс, в конце концов привели к отмене последнего.
В 2020 году был принят закон РЮО "О государственной гражданской службе Республики Южная Осетия", регулирующий, среди прочего, вопросы совмещения должностей. Так, в законе прописано, в каких случаях возможно совмещение гражданином двух рабочих мест и какие существуют ограничения. В частности, совмещение должностей не должно препятствовать "надлежащему исполнению гражданским служащим должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы", а также не приводить к возникновению конфликта интересов. То есть совместитель должен гарантировать выполнение обязанностей в полном объеме на основной работе и, согласно трудовому законодательству, на совмещаемой должности работать не более 4 часов в день – иными словами, на полставки, иначе возникает угроза снижения качества выполняемой работы и угрозы вреда здоровью гражданина, который может перетрудиться, пытаясь работать в полную меру в двух местах. Любое совмещение на гражданской службе исключено, и допускается только, если гражданин в качестве совмещения занимается творчеством, научной или преподавательской деятельностью, причем даже в этих случаях есть некоторые нюансы, касающиеся как раз конфликта интересов.
От нового закона ждали многого. Однако сам по себе он не может решить вопрос совместительства хотя бы потому, что тот не является его главной темой: эти вопросы все еще регулируются, в основном, Трудовым кодексом РФ. Кроме того, по словам министра юстиции РЮО Олега Гаглоева, до сих пор не решен ряд вопросов в рамках проблемы совместительства: в частности, то, что касается техперсонала, а также сотрудников IT и бухгалтерии, которые в нашей стране в дефиците. Увольнять их из-за совместительства значило бы лишить некоторые государственные структуры ценных сотрудников, которых просто некем заменить.
"Один из вариантов решения – создание отдельной структуры, управляющей компании, скажем, для техперсонала, которая бы занималась обслуживанием зданий и территории. То же самое касается айтишников – можно вывести их на аутсорс, создать предприятие, может, даже с частной компанией заключать контракт. Таким образом люди не потеряют свой заработок, а государственные структуры не лишатся ценных специалистов", – говорит Гаглоев, подчеркивая, что этот вопрос, как и многие другие, все еще в разработке.
При этом во многих других сферах все же придется кого-то увольнять, набирать новых, возможно, менее опытных сотрудников, и обучать новых специалистов, говорит министр.
Конечно, несмотря на все перечисленное и многие другие тонкости, попытки сразу применить закон на местах все же были. Так, совмещенные ставки потеряли многие преподаватели, воспитатели, медсестры и "невысокого ранга" служащие государственной гражданской службы. Однако такие точечные меры на общую картину не повлияли, поскольку были, что называется, "разовыми". Более того, они способствовали нагнетанию негативных настроений в обществе, так как, по мнению многих граждан республики, "полетели головы" у тех, за кого "некому заступиться", а вот многие сотрудники среднего и высшего звена спокойно продолжают совмещать позиции, получая зарплаты за несколько ставок.
И в ближайшее время ждать волшебного решения проблемы не стоит – юридическая база все еще в разработке, как и конкретные работающие механизмы, которые можно было бы применять в сложных случаях. Стремление быстро, одним махом, одной волшебной таблеткой решить сложный вопрос и бодрым шагом пойти дальше в светлое будущее, конечно, понятно. И если мы будем честны, что свойственно нашему народу. Однако есть много проблем, решение которых требует времени, системы, кропотливой работы. Ведь государство – не комната, которую можно за полдня привести в порядок, и даже не дом. Государство – это, скорее, дерево, и его рост требует времени, внимания и терпения, а санитарные стрижки тут ни к чему хорошему не приведут.