Во всем мире 30 июня отмечается Международный день парламентаризма. Праздник был учрежден 22 мая 2018 года Генеральной Ассамблеей ООН. Инициаторами праздника выступили Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ и Межпарламентский союз.
Дата была выбрана не случайно: 30 июня 1889 года в Париже (Франция) состоялась первая международная конференция Межпарламентского союза – крупнейшего и старейшего объединения парламентариев в мире, и именно эта дата стала отправной точкой в истории международного парламентаризма.
Об истории югоосетинского парламентаризма, главном наследии депутатов первого созыва и роли парламентской дипломатии Sputnik поговорил с депутатом Зитой Бесаевой.
Диана Козаева, Sputnik
– Сегодня во всем мире отмечается Международный день парламентаризма. У парламента Южной Осетии не столь длинная история, но она есть и ей по праву можно гордиться. Как менялась законодательная власть в Южной Осетии? И что сейчас собой представляет парламент республики? Какова его роль в нашем государстве?
– Действительно, парламент имеет огромное значение в истории нашего государства, потому что именно с парламентом были связаны те важные решения, которые были приняты еще Верховным советом и которые были исторически важны для нашего государства. В этом году нашему парламенту 32 года. Это короткий промежуток времени, но за этот период парламент внес огромный вклад в становление и развитие государственности независимого государства, принятие Конституции и законодательства.
Депутаты Верховного совета заложили основу для нашего государства, мы должны это ценить и помнить. Верховный совет, который тогда включал две ветви власти – законодательную и исполнительную, которые были предвестниками всех тех событий после распада СССР и в авральном режиме принимали решения. Они были связаны и с нашей автономией, которой нас лишили власти Грузии, с принятием Акта о государственном суверенитете, с принятием Конституции 2 ноября 1993 года.
В последующие годы были приняты изменения, согласно которым Верховный совет был переименован в парламент. То есть мы обозначили свое государство, как демократическое независимое государство с четким разделением властей. Тогда у нас, конечно, произошло то, что происходит в демократических государствах – разделение на три ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.
Я, как и многие мои коллеги, считаю, что законодательная власть внесла достаточно хороший вклад в развитие нашей государственности. Первые законы, Конституция, вся основа заложена именно в те годы. Я считаю, что мы должны брать пример с этих людей, которые в самых тяжелых жизненных условиях смогли отстоять свое.
И я хочу, чтобы парламент и наш парламентаризм обрел те рамки и грани, которые присущи любому парламенту в демократическом государстве. Это, прежде всего, независимость парламента от других органов госвласти, самостоятельность в принятии решений, действительное исполнение функций, которые возложены на парламент.
– В ключевые даты мы всегда вспоминаем о вкладе первых депутатов в строительство нашей государственности. И вы только что отметили, что они должны быть примером для всех. Что, на ваш взгляд, можно считать их главным наследием, которое они оставили последующим созывам?
– Во-первых, надо отметить, что в авральном режиме, в тяжелейших условиях, они, все-таки, смогли принять решение о независимости государства. Они смогли возглавить и руководить процессом. Для них это было впервые, но они с этим справились. И это большой вклад, они объявили о строительстве независимого государства. Приняли Конституцию. Она впервые была принята в 1993 году, уже в независимом государстве. В 2001 году была принята вторая Конституция, которая уже четко определила, что Республика Южная Осетия – это демократическое суверенное государство. Это то, что мы должны продолжить. То, над чем мы должны работать. То, что дает нам силы и понимание того, что мы должны двигаться дальше, быть лучше во многом. Я считаю, что мы должники перед этими людьми, и мы не можем поставить под сомнение наши решения, наше развитие, и предать их цели и желание построить государство, в котором люди будут жить независимо от кого-то и самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику. Это неоценимый вклад, и мы должны достойным образом продолжать их дело.
В современном мире добиться того, чтобы стать независимым государством и идти по этой сложной дороге – это большого стоит. Это большой, ответственный труд, и они справились со своей задачей. Им огромная благодарность. Я хочу, чтобы каждый из нас был достоин этих решений и людей, которые их принимали.
– Парламент – это не только площадка для диалога общества и власти. Он также должен быть площадкой для диалога общественных и политических сил республики, в том числе тех, которые в нем не представлены. Однако наблюдая в течение многих лет за деятельностью законодательного органа, надо признать, что диалог получается не всегда, даже между депутатами. Как это исправить?
– Парламент – это площадка, где должны быть дискуссии, обсуждения, приниматься решения, которые должны, прежде всего, сочетаться с интересами государства. Но за последнее время мы, конечно, наблюдали, как шло подстраивание под интересы отдельных лиц. Это неправильно. Я еще раз акцентирую внимание, что мы – демократическое правовое государство, где есть четкое разделение властей. Это означает, что существует система сдержек и противовесов, которая не дает возможности ни одной ветви власти вмешиваться или оказывать какое-либо давление на внутренние процессы другого органа и решения, которые он принимает. Пока мы не придем в правовые рамки, и эта система сдержек и противовесов не будет работать в полном объеме, то, как вы отметили, не будут услышаны даже те депутаты, фракции, которые есть в парламенте.
Парламент – это площадка, где каждый имеет свою точку зрения. Но решения не должны исходить от личных интересов, потому что это государственные вопросы, это решения государственного характера, и они, прежде всего, должны отражать интересы народа. Если этого нет, то, конечно, идут злоупотребления и нарушения.
Я надеюсь, что мы придем к этому, и каждый депутат, каждая фракция будет иметь право на свою точку зрения, которая будет услышана. Не так, как совсем недавно нам не давали участвовать в каких-то дискуссиях, наше мнение не отражалось в СМИ, нас не приглашали ни на одну площадку, журналисты не брали у нас интервью по тем вопросам, где мы высказывали иную точку зрения. Я считаю, что позиция каждого депутата должна быть в равной мере освещена в СМИ, она должна быть доступна для населения. Люди должны понимать, что происходит, потому что депутаты, прежде всего, должны представлять интересы народа. Депутаты должны оправдать лимит доверия. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы эта работа была прозрачной, открытой, доступной.
Эта площадка должна быть открыта для всех, в том числе для других политических сил. Но она должна быть открыта, прежде всего, для тех партий, которые представлены в парламенте. Эти лица должны доносить до власти позицию населения. И законы, которые принимает парламент, должны соответствовать интересам народа. Если законы подстраиваются под кого-то, они не работают. Поэтому дискуссии по законам или важным для государства вопросам должны быть открыты и доступны всем. Открытость и гласность – это демократические принципы.
– Вы сказали об открытой работе парламента. Как вы относитесь к тому, чтобы заседания парламента транслировались в прямом эфире? Об этом не раз говорилось, этот вопрос поднимали и сами депутаты.
– Мое личное отношение к этому положительное. Есть закон об освещении деятельности органов государственной власти. Я считаю, что работа парламента должна быть освещена не только в процессе принятия решений на сессии, но и на уровне парламентских комитетов. Чтобы люди понимали, над чем спорят депутаты, у кого какая точка зрения и почему они голосуют "за", а другие – "против", в чем они не стыкуются, какие цели и средства используют партии, к чему они стремятся. Я считаю, что все это должно быть открыто. Способы открытости могут быть разные. В данном случае прямой эфир – это то, о чем мы просили еще в предыдущем созыве, это была инициатива партий, которые были в оппозиции. Это было бы правильно. И моя точка зрения не поменялась.
Я не говорю про всех, но мне бы хотелось, чтобы журналисты были объективными при подаче информации. Зачастую она искажается и не бывает правдивой. Точка зрения всех сторон должна освещаться. Я считаю, что уважающий себя журналист отразит все мнения, и уже народ сам будет судить, кто прав, кто правильно действует и у кого какие цели, и кто действительно выражает точку зрения избирателей. Народ имеет на это право. Поэтому прямые эфиры должны быть.
– Во время предвыборной кампании много говорилось о смене государственной формы правления – возвращении к парламентской республике. Мы уже проходили этот путь и знаем, что это такое. Как на ваш взгляд, актуально ли это в современной Южной Осетии?
– Да, мы этот путь проходили и многие говорят, что парламентская форма правления намного эффективнее и намного ближе для республики. В то же время мы понимаем, что более двадцати лет мы работаем уже в системе президентской формы. Конечно, переход на парламентскую я в какой-то степени поддерживаю, но это модель, которая тоже требует анализа, соответствующей работы и понимания того, как мы должны к этому прийти и какие этапы пройти. Такие вопросы не решаются одним махом, потому что переход с одной системы на другую требует переходного периода. Для этого необходима подготовка соответствующей базы, перестройка государственной системы. Да, такое возможно, такое приемлемо для нашего государства, но в то же время это требует времени и подготовки. Готовы ли мы сегодня к этому? Я считаю, что необходимо привлечение специалистов, которые могут дать оценку, возможно ли это сделать и через какие этапы мы должны пройти.
Я бы хотела отметить, что по Конституции мы являемся президентской республикой, но по факту являемся смешанным типом, когда и президент, и парламент обладают достаточно большими конституционными полномочиями. Поэтому переход в любом случае возможен, но, повторю, он требует времени.
– Когда президент Алан Гаглоев представлял в парламенте нового премьер-министра, он заявил о том, что является сторонником смешанной президентско-парламентской формы правления и готов поделиться с законодательной властью частью своих полномочий. О каких полномочиях может идти речь? Ответственность в каких вопросах или сферах готов разделить депутатский корпус с главой государства?
– Будет некорректно, если я буду отвечать за президента и его администрацию. Но скажу, что суть состоит в том, чтобы передать какие-то функциональные обязанности парламенту, расширить сферы его контроля. Наверняка, это будет связано с какими-то назначениями и контрольными функциями.
– Поговорим о парламентской дипломатии. Признаем, что у парламента Южной Осетии не очень активная внешнеполитическая деятельность, но такое случается. Какова в целом роль парламентской дипломатии во внешней политике государства? И как в нынешних условиях расширять контакты и налаживать диалог с другими странами?
– Это очень важно, именно на межпарламентской основе лоббировать интересы государства. Я думаю, наши коллеги в других государствах, субъектах России, с удовольствием решали бы вопросы, которые являются насущными для нас. Это взаимодействие необходимо. Не должны быть просто встречи ради встреч, они должны быть максимально плодотворными. По тем вопросам, которые мы не можем разрешить внутри государства, потому что они могут быть связаны с Россией и зависят от решения ее руководства. Поэтому мне очень бы хотелось, чтобы мы активизировались в этом направлении. Были более активны и настойчивы. Потому что мы понимаем, что на сегодняшний день Россия – это наш главный стратегический партнер и все вопросы внутренней политики в той или иной части связаны с ней.
У нас большая часть финансирования – это дотации России. И мы понимаем, что мы должны отстаивать некоторые моменты и реализовывать то, что нам дает Россия, для того чтобы развиваться как государство.
Нам, парламентариям, должны быть важны не межпартийные отношения, а то, что необходимо для государства. Поэтому правильно надо ставить приоритеты и акцент, строить свою работу на том, чтобы мы могли быть полезны нашему обществу, могли решать те вопросы, которые решаемы на нашем уровне. И чем больше взаимодействия с другими государствами, даже на уровне парламента, это дает толчок, потому что мы понимаем, что имея согласование с руководством РФ, мы можем решать много вопросов, которые возникают в нашем обществе.
Не просто так, как бывает на плановых встречах, на которых озвучиваются проблемные точки, а это должны быть рабочие группы, которые доводят вопрос и проблему до ее разрешения. Я хочу, чтобы эти встречи были плодотворными.
– Что бы вы пожелали своим коллегам в этот праздник?
– Я хочу поздравить своих коллег с этим праздником, потому что мы – часть этой системы, и мы те люди, которые непосредственно должны исполнять функциональные обязанности, которые возложены на нас Конституцией и народом. Я хочу, чтобы все мои коллеги понимали, что от нас сегодня зависит многое – и настоящее и будущее. То, как мы подходим к своим обязанностям и какие решения мы принимаем, сказывается на жизни населения и развитии нашего государства.
Мы должны поставить для себя вопросы, что нам необходимо, для чего мы пришли в парламент, какие цели мы преследуем и какие решения мы хотим претворить в жизнь, что хотим сделать и что в наших силах. Я считаю, что и у нас есть достаточно контрольных функций, и сегодня у нас такая возможность наладить отношения с новым руководством, наладить взаимодействие, которое, к сожалению, было утеряно.
Не надо быть предвзятыми друг к другу. Каждый из нас должен быть честен, объективен и порядочен. Я призываю быть настоящими парламентариями, и чтобы любая работа, за которую они брались, была результативной и успешной. Тогда мы вернем и доверие народа к органам государственной власти, и к нам, в частности.
Я хочу, чтобы парламент звучал гордо.