Почему в Южной Осетии выросли цены и когда они могут пойти вниз - комментарии экспертов

В Южной Осетии уже месяц растут цены на продукты питания, технику, одежду и другие товары
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ЦХИНВАЛ, 10 апр — Sputnik, Элина Габараева. Из-за введения антироссийских санкций и общего экономического кризиса ощутимо поднялся курс доллара. В марте он достиг пика - 137 руб. за $1. Рынок, в том числе в Южной Осетии, подстроился молниеносно - цены повысились и на производимые в России товары.
Повышение цен спровоцировало скупку товаров первой необходимости, в результате чего полки магазинов Южной Осетии стали быстро опустошаться.
Как цены поведут себя дальше и при каких условиях стоит ожидать их снижения – разбирался Sputnik.

Почему выросли цены на продукты и когда они начнут снижаться?

Согласно мониторингу цен продовольственных и непродовольственных товаров, наблюдается ситуация, когда цены на определенные продукты растут, а на другие снижаются.
Цены на продовольственные товары на начало 2022 года
"Если исходить из того, что курс доллара падает, по логике вещей, продукция должна дешеветь, но на данный момент этого еще в полной мере не произошло, - отмечает администратор одного из крупнейших супермаркетов Цхинвала Наира Мзариушвили. - Видно у поставщиков продукция была закуплена, когда курс доллара был высокий. А им ведь надо эту продукцию реализовать… Так поставщики по высокой цене и реализуют".
Она уточняет, что цены на определенные группы товаров - например, на овощи и фрукты – распространяется тенденция со снижением цен, а что касается "молочки", то она либо осталась на том же уровне, либо стала дороже, чем в период пика повышения цен.
Во время всплеска цен, отмечает Мзариушвили, поставщики приобрели товары с высокой стоимостью, и теперь вся продукция реализуется по новым ценам. По ее словам, в будущем ценообразование в сфере мелкого предпринимательства напрямую будет зависеть от ценовой политики поставщиков.
Главное – начать. Как в Южной Осетии помогают малому и среднему бизнесу
По словам заместителя председателя правления "Руспродсоюза" Дмитрия Леонова, мгновенный рост цен на продукцию после повышения стоимости доллара к рублю говорит об увеличении маржи у торговых сетей.
"В договоре с торговыми сетями есть период рассмотрения цен – в среднем он составляет 40 дней, - продолжает эксперт. - То есть, если вы сегодня подаете заявку, что хотите увеличить цену на сколько-то процентов, то через 40 дней вам дают ответ: повысят или нет. Поэтому, если повышение произошло моментально, то это спекулятивная деятельность торговых сетей".
Между тем он вспомнил и времена, когда люди "сметали" с прилавков магазинов все разом и руководствовались тем, что курс доллара "ползет вверх".

"Они сделали выбор в пользу того, что нужно на рубли, что есть у них сейчас, купить продукты и потом их потихонечку употреблять. Многие производители пользовались той же логикой – пока есть деньги на счете, курс высокий, нужно купить как можно больше продукции, пока еще какие-то логистические цепочки работают. Если они купили товар по курсу 130 руб. за доллар, а доллар потом стал стоить 85 руб., то они становятся временно неконкурентными, пока этот дорогой товар у них не закончится", - сказал Дмитрий Леонов.

Сейчас, по его словам, многие торговые сети хотят вернуть прежний ценовой уровень, но и тут встречаются свои "подводные камни".
"Определенная проблема заключается в том, что многие поставщики не повышали цены с 2014 года. Соответственно, они работали несколько лет себе в убыток. Просто не закрывали предприятия, веря, что рано или поздно им удастся заработать", - отмечает эксперт.
Россия будет выпускать аналоги западных лекарств
Также он добавил, что последнее повышение цен было связано скорее не с ростом курса доллара, а просто стало логичным действом, назревавшим годами.
"Нужно понимать, что сейчас некоторые предприятия начали зарабатывать. Им надо возвращать кредиты, которые они все это время брали. А так, в целом, рынок конкурентный: кто-то купил доллар по 130, кто-то ничего не покупал и оказался в данном случае прав, дождавшись укрепления курса рубля", - пояснил он.
Компании, которые оказались более конкурентными в плане цены, в первую очередь вернут ранее замороженные промо-акции, заявляет эксперт.
"Так что все будет возвращаться к рыночной ситуации – есть поставщики, есть между ними ценовая конкуренция – тем, кто захочет получать сверхприбыль, придется уйти с рынка", - говорит Дмитрий Леонов.
По его словам, уже в течение месяца в магазины могут вернуться промо-акции - так называемые "желтые ценники", "красные" и прочие.
"Совсем скоро мы можем увидеть ценники на товары по акциям – то есть, временно заниженную стоимость товара. Если магазин на курсе 130 руб. за доллар не купил себе запас товара на полгода вперед, то у него есть ресурс для того, чтобы давать эти промо-акции. Рынок конкурентный, всем нужна доля на нем. Как только у торговых сетей такая возможность появится - мы сразу увидим снижение цен. Появление "желтых ценников" - это индикатор того, что цена пошла вниз", - подытожил эксперт.
В магазинах Южной Осетии проводят рейды против необоснованного завышения цен

Стоимость техники идет на спад

Мониторинг рынка техники и гаджетов показывает, что появилась тенденция к снижению цен – они "откатились" на 30-40%. Например, последняя модель смартфона от Apple во время падения рубля стоила 180 тысяч руб., сейчас - 137 тысяч руб.
В то же время, снижения цен на бытовую технику пока не наблюдается.
"Юг-Телеком" поднял цены на подключение к Интернету
Как рассказал Sputnik генеральный директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков, производимые за рубежом гаджеты продаются на российском рынке из числа тех, что остались на складах ритейлеров – тех, что закуплены по старому курсу доллара.
"В целом, гаджеты - это устройства, которые можно в большинстве случаев поставлять в Россию через третьи страны. Логистическая цепочка будет меняться и это как-то будет отражаться на цене, но все-таки это не та категория товаров, с доставкой которых в РФ будут возникать проблемы", - отметил Кусков.
Вместе с тем цены на бытовую технику, по его словам, не снизились, поскольку это более габаритные товары.
Из-за того, что техника не является предметом первой необходимости, государственного регулирования цен на нее нет, добавляет Денис Кусков.
"Цены так и ползут вверх". Как ситуация в мировой экономике скажется на Южной Осетии
Поставки напрямую связаны с нынешней экономической ситуацией - люди тратят много средств на предметы первой необходимости. В связи с этим, как отмечает эксперт, у людей банально не остается лишних денег на те же смартфоны.
"Поставка техники будет производиться через Китай или другие дружественные России страны. В этом году, естественно, объем продаж будет меньше, чем в предыдущие годы", - говорит Кусков.
Эксперт заявляет, что если острой необходимости в покупке техники у человека сейчас нет, то некоторое время следует переждать. "Паника никогда не нужна, если ситуация терпит, то сейчас лучше не торопиться с покупкой", - говорит эксперт.

Неутешительные прогнозы для автомобилистов

Повышение курса доллара в марте повлекло скачки цен на автозапчасти и расходные материалы, в том числе на машинные масла.
Как рассказывает предприниматель из Цхинвала Заур Зассеев, цены снижаться пока не планируют.
"К большому сожалению, мы не ожидаем понижения цен на автомасла и смазки. Импортные масла в большом дефиците, нарушены все логистические цепочки, а еще многие брендовые компании установили внутренний курс доллара", - рассказал Зассеев.
Радио
Что ждет российский авторынок на фоне санкций: комментарий эксперта
Таким образом, отмечает он, более 50% крупных зарубежных компаний, производящие данные виды продукции, уже ушли с рынка.
"Мы ожидаем повышения цен на фильтры разных брендов, поскольку логистическая цепочка также нарушена. Те фирмы, которые не хотят уходить с рынка, физически не могут поставлять их в Россию из-за имеющихся ограничений. А если перенаправлять все эти потоки автомасел и фильтров на другие маршруты, то это приводит к удорожанию логистики, что также сказывается на повышении итоговой цены товара", - отметил предприниматель.
Снижения цен на российскую продукцию также не ожидается в ближайшее время, говорит Заур Зассеев. "У нас нет полного цикла производства масла. Все присадки и все загустители покупаются за границей", - пояснил он.

Одежда скоро подешевеет?

Проблемы возникли не только с продуктами питания, техники и автозапчастей. Трудности появились и у любителей модной одежды, которые сейчас демонстративно покидают российский рынок.
О ценах и возможных причинах подорожания цен на одежду Sputnik рассказал президент российского бренда одежды Baon Илья Ерошенко. Он отметил, что на конечную цену одежды влияет "увеличение логистики фрахта".
На развитие бизнеса в Южной Осетии за четыре года выделили более 120 млн рублей
"Если раньше доставка контейнера из Азии стоила $2,5 тысячи, то сейчас доходит до $15 тысяч. Плюс дикие очереди - например, у нас весенняя коллекция месяц стояла в очереди на таможне на Дальнем Востоке", - рассказал Ерошенко.
По его словам, при недостатке оборотных средств предприятиям приходится брать кредиты, которые в последнее время стали слишком сложными и дорогими. Не меньшей проблемой, подчеркнул Ерошенко, является отказ некоторых банков выдавать кредиты - даже под большие проценты.

"Говорят, что это рискованные деньги, поэтому ритейл кредитуют неохотно. Кроме того, все азиатские поставщики не в восторге от сложившейся ситуации. Если раньше спокойно посылали с отсрочкой, в долг, то сейчас отказывают, просят деньги вперед", - отметил он, уточнив, что все эти факторы в конечном итоге влияют на себестоимость продукции.

По его словам, не надо также забывать и о том, что модные и востребованные ткани в России не производят.
"Следует понимать, что лишнее повышение цен точно никому не нужно, потому что это будет сказываться на спросе, - отмечает предприниматель. - Одежда – это товар первой необходимости, не сахар, таблетки или средства гигиены, все производители это понимают. Поэтому значительных добавок к стоимости не будет. Мы – ритейлеры – понимаем, что нам нужно быстро реализовать свою продукцию, добавить денег в оборот. Из-за этого лишней маржи не будет. Нет смысла держать до конца сезона свой товар сейчас".
По его прогнозу, как только в центральных регионах установится весна, спрос на одежду будет восстанавливаться.
"А также мы будем стимулировать этот спрос акциями, скидками, возможно, каким-то пересмотром цен у тех, кто их завысил", - заключил он.