Почему в Южной Осетии выросли цены и когда они могут пойти вниз - комментарии экспертов
В Южной Осетии уже месяц растут цены на продукты питания, технику, одежду и другие товары
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенЦХИНВАЛ, 10 апр — Sputnik, Элина Габараева. Из-за введения антироссийских санкций и общего экономического кризиса ощутимо поднялся курс доллара. В марте он достиг пика - 137 руб. за $1. Рынок, в том числе в Южной Осетии, подстроился молниеносно - цены повысились и на производимые в России товары.
Повышение цен спровоцировало скупку товаров первой необходимости, в результате чего полки магазинов Южной Осетии стали быстро опустошаться.
Как цены поведут себя дальше и при каких условиях стоит ожидать их снижения – разбирался
Sputnik.
Почему выросли цены на продукты и когда они начнут снижаться?
Согласно мониторингу цен продовольственных и непродовольственных товаров, наблюдается ситуация, когда цены на определенные продукты растут, а на другие снижаются.
"Если исходить из того, что курс доллара падает, по логике вещей, продукция должна дешеветь, но на данный момент этого еще в полной мере не произошло, - отмечает администратор одного из крупнейших супермаркетов Цхинвала Наира Мзариушвили. - Видно у поставщиков продукция была закуплена, когда курс доллара был высокий. А им ведь надо эту продукцию реализовать… Так поставщики по высокой цене и реализуют".
Она уточняет, что цены на определенные группы товаров - например, на овощи и фрукты – распространяется тенденция со снижением цен, а что касается "молочки", то она либо осталась на том же уровне, либо стала дороже, чем в период пика повышения цен.
Во время всплеска цен, отмечает Мзариушвили, поставщики приобрели товары с высокой стоимостью, и теперь вся продукция реализуется по новым ценам. По ее словам, в будущем ценообразование в сфере мелкого предпринимательства напрямую будет зависеть от ценовой политики поставщиков.
По словам заместителя председателя правления "Руспродсоюза" Дмитрия Леонова, мгновенный рост цен на продукцию после повышения стоимости доллара к рублю говорит об увеличении маржи у торговых сетей.
"В договоре с торговыми сетями есть период рассмотрения цен – в среднем он составляет 40 дней, - продолжает эксперт. - То есть, если вы сегодня подаете заявку, что хотите увеличить цену на сколько-то процентов, то через 40 дней вам дают ответ: повысят или нет. Поэтому, если повышение произошло моментально, то это спекулятивная деятельность торговых сетей".
Между тем он вспомнил и времена, когда люди "сметали" с прилавков магазинов все разом и руководствовались тем, что курс доллара "ползет вверх".
"Они сделали выбор в пользу того, что нужно на рубли, что есть у них сейчас, купить продукты и потом их потихонечку употреблять. Многие производители пользовались той же логикой – пока есть деньги на счете, курс высокий, нужно купить как можно больше продукции, пока еще какие-то логистические цепочки работают. Если они купили товар по курсу 130 руб. за доллар, а доллар потом стал стоить 85 руб., то они становятся временно неконкурентными, пока этот дорогой товар у них не закончится", - сказал Дмитрий Леонов.
Сейчас, по его словам, многие торговые сети хотят вернуть прежний ценовой уровень, но и тут встречаются свои "подводные камни".
"Определенная проблема заключается в том, что многие поставщики не повышали цены с 2014 года. Соответственно, они работали несколько лет себе в убыток. Просто не закрывали предприятия, веря, что рано или поздно им удастся заработать", - отмечает эксперт.
Также он добавил, что последнее повышение цен было связано скорее не с ростом курса доллара, а просто стало логичным действом, назревавшим годами.
"Нужно понимать, что сейчас некоторые предприятия начали зарабатывать. Им надо возвращать кредиты, которые они все это время брали. А так, в целом, рынок конкурентный: кто-то купил доллар по 130, кто-то ничего не покупал и оказался в данном случае прав, дождавшись укрепления курса рубля", - пояснил он.
Компании, которые оказались более конкурентными в плане цены, в первую очередь вернут ранее замороженные промо-акции, заявляет эксперт.
"Так что все будет возвращаться к рыночной ситуации – есть поставщики, есть между ними ценовая конкуренция – тем, кто захочет получать сверхприбыль, придется уйти с рынка", - говорит Дмитрий Леонов.
По его словам, уже в течение месяца в магазины могут вернуться промо-акции - так называемые "желтые ценники", "красные" и прочие.
"Совсем скоро мы можем увидеть ценники на товары по акциям – то есть, временно заниженную стоимость товара. Если магазин на курсе 130 руб. за доллар не купил себе запас товара на полгода вперед, то у него есть ресурс для того, чтобы давать эти промо-акции. Рынок конкурентный, всем нужна доля на нем. Как только у торговых сетей такая возможность появится - мы сразу увидим снижение цен. Появление "желтых ценников" - это индикатор того, что цена пошла вниз", - подытожил эксперт.
Стоимость техники идет на спад
Мониторинг рынка техники и гаджетов показывает, что появилась тенденция к снижению цен – они "откатились" на 30-40%. Например, последняя модель смартфона от Apple во время падения рубля стоила 180 тысяч руб., сейчас - 137 тысяч руб.
В то же время, снижения цен на бытовую технику пока не наблюдается.
Как рассказал
Sputnik генеральный директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков, производимые за рубежом гаджеты продаются на российском рынке из числа тех, что остались на складах ритейлеров – тех, что закуплены по старому курсу доллара.
"В целом, гаджеты - это устройства, которые можно в большинстве случаев поставлять в Россию через третьи страны. Логистическая цепочка будет меняться и это как-то будет отражаться на цене, но все-таки это не та категория товаров, с доставкой которых в РФ будут возникать проблемы", - отметил Кусков.
Вместе с тем цены на бытовую технику, по его словам, не снизились, поскольку это более габаритные товары.
Из-за того, что техника не является предметом первой необходимости, государственного регулирования цен на нее нет, добавляет Денис Кусков.
Поставки напрямую связаны с нынешней экономической ситуацией - люди тратят много средств на предметы первой необходимости. В связи с этим, как отмечает эксперт, у людей банально не остается лишних денег на те же смартфоны.
"Поставка техники будет производиться через Китай или другие дружественные России страны. В этом году, естественно, объем продаж будет меньше, чем в предыдущие годы", - говорит Кусков.
Эксперт заявляет, что если острой необходимости в покупке техники у человека сейчас нет, то некоторое время следует переждать. "Паника никогда не нужна, если ситуация терпит, то сейчас лучше не торопиться с покупкой", - говорит эксперт.
Неутешительные прогнозы для автомобилистов
Повышение курса доллара в марте повлекло скачки цен на автозапчасти и расходные материалы, в том числе на машинные масла.
Как рассказывает предприниматель из Цхинвала Заур Зассеев, цены снижаться пока не планируют.
"К большому сожалению, мы не ожидаем понижения цен на автомасла и смазки. Импортные масла в большом дефиците, нарушены все логистические цепочки, а еще многие брендовые компании установили внутренний курс доллара", - рассказал Зассеев.
Таким образом, отмечает он, более 50% крупных зарубежных компаний, производящие данные виды продукции, уже ушли с рынка.
"Мы ожидаем повышения цен на фильтры разных брендов, поскольку логистическая цепочка также нарушена. Те фирмы, которые не хотят уходить с рынка, физически не могут поставлять их в Россию из-за имеющихся ограничений. А если перенаправлять все эти потоки автомасел и фильтров на другие маршруты, то это приводит к удорожанию логистики, что также сказывается на повышении итоговой цены товара", - отметил предприниматель.
Снижения цен на российскую продукцию также не ожидается в ближайшее время, говорит Заур Зассеев. "У нас нет полного цикла производства масла. Все присадки и все загустители покупаются за границей", - пояснил он.
Одежда скоро подешевеет?
Проблемы возникли не только с продуктами питания, техники и автозапчастей. Трудности появились и у любителей модной одежды, которые сейчас демонстративно покидают российский рынок.
О ценах и возможных причинах подорожания цен на одежду Sputnik рассказал президент российского бренда одежды Baon Илья Ерошенко. Он отметил, что на конечную цену одежды влияет "увеличение логистики фрахта".
"Если раньше доставка контейнера из Азии стоила $2,5 тысячи, то сейчас доходит до $15 тысяч. Плюс дикие очереди - например, у нас весенняя коллекция месяц стояла в очереди на таможне на Дальнем Востоке", - рассказал Ерошенко.
По его словам, при недостатке оборотных средств предприятиям приходится брать кредиты, которые в последнее время стали слишком сложными и дорогими. Не меньшей проблемой, подчеркнул Ерошенко, является отказ некоторых банков выдавать кредиты - даже под большие проценты.
"Говорят, что это рискованные деньги, поэтому ритейл кредитуют неохотно. Кроме того, все азиатские поставщики не в восторге от сложившейся ситуации. Если раньше спокойно посылали с отсрочкой, в долг, то сейчас отказывают, просят деньги вперед", - отметил он, уточнив, что все эти факторы в конечном итоге влияют на себестоимость продукции.
По его словам, не надо также забывать и о том, что модные и востребованные ткани в России не производят.
"Следует понимать, что лишнее повышение цен точно никому не нужно, потому что это будет сказываться на спросе, - отмечает предприниматель. - Одежда – это товар первой необходимости, не сахар, таблетки или средства гигиены, все производители это понимают. Поэтому значительных добавок к стоимости не будет. Мы – ритейлеры – понимаем, что нам нужно быстро реализовать свою продукцию, добавить денег в оборот. Из-за этого лишней маржи не будет. Нет смысла держать до конца сезона свой товар сейчас".
По его прогнозу, как только в центральных регионах установится весна, спрос на одежду будет восстанавливаться.
"А также мы будем стимулировать этот спрос акциями, скидками, возможно, каким-то пересмотром цен у тех, кто их завысил", - заключил он.