Напряженная неделя в Уиста: чем живут и на что надеются заложники грузинской провокации

За пару дней до 11-й годовщины агрессии в августе 2008 года в нескольких сотнях метрах от приграничного осетинского села появились грузинские силовики. С тех пор напряженность только нарастала, а местные жители не могут понять, почему сопредельное государство часть их села вдруг посчитало своей территорией
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ЦХИНВАЛ, 31 авг — Sputnik, Фатима Плиева. Жители села Уиста (Цнелис) Знаурского района Южной Осетии уже седьмой день пребывают в напряженном ожидании - неделю назад над селом появился грузинский блокпост. В ответ Южная Осетия начала укреплять свои позиции - на возвышенностях подняли осетинские флаги, пограничники республики выставили свои посты, военные и журналисты разглядывают друг друга через объективы видеокамер и биноклей.

Жители недоумевают, почему сопредельное государство часть их села вдруг посчитало своей территорией.

Напряженная неделя в Уиста: чем живут и на что надеются заложники грузинской провокации

Блокпост 

Грузинский пост появился 24 августа на высоте над заводом "Югостальк" (в советские времена - "Грузтальк"). В югоосетинском обществе снова заговорили о войне, в село выехал президент Анатолий Бибилов, тема эскалации напряженности обсуждалась в формате МПРИ, в Интернете появились архивные карты, на которых видно, что спорные территории находятся в границах Юго-Осетинской автономной области.

Карты не врут! Грузинский пост строится на земле Южной Осетии

Укрепленную заставу и грузинских силовиков можно разглядеть через объектив фотокамеры или в бинокль. 

Группа журналистов приехала в село рано утром. По дороге в Уиста встречаются редкие прохожие, домашний скот, военный городок пограничных войск. За шлагбаумом у въезда в село - люди в военной форме, здесь несут службу пограничники. 

"Наша задача, чтобы посторонние сюда не заходили. Будем впускать только местных жителей", - говорит парень в военной форме.

Напряженная неделя в Уиста: чем живут и на что надеются заложники грузинской провокации

Основная группа сводного отряда силовиков расположилась в центре села в ветхом заброшенном здании. На ограде развешана мокрая одежда вернувшихся с дежурства в лесу. Здесь же находится бригада медиков знаурской скорой помощи.

"Они вчера промокли, согревали их горячим чаем, одежду им высушили. Выдаем лекарства от головной боли и простуды. Здесь жизнь текла спокойно по обе стороны реки, пока грузины не поставили пост", - рассказывает медсестра скорой помощи Галя.

Напряженная неделя в Уиста: чем живут и на что надеются заложники грузинской провокации

"Наши земли"

На первый взгляд в деревне относительно спокойно. Но это обманчивое впечатление - былую размеренность сельской жизни уже который день нарушают тревожные слухи, прямо между домами - вооруженные люди и военная техника.  

"До войны 2008 года все знали, что это наши земли, никто сюда не заходил. Мой отец, дед и я сам, мы всегда знали, что живем на осетинской земле и рудники принадлежат нам", - говорит житель села Давид Гаглоев. 

Паника vs спокойствие: как в Южной Осетии реагируют на ситуацию на границе с Грузией

Дом Рубена Алборова находится за рекой, мужчина переживает из-за близкого соседства грузинского поста и новых правил посещения этих территорий.

"Как мы будем жить, если эту землю признают территорией Грузии. Еще говорят, что наши и русские военные в село будут пускать только тех, кто здесь живет, как теперь ко мне будут приезжать мои дети из Цхинвала?" - говорит Алборов.

"Теперь уже не так страшно"

После эскалации напряженности на границе с Грузией у окраины села появился пост пограничников. В двадцати метрах от него живет смешанная семья. Этери Гигаладзе из грузинского села Броласан и Юрий Тедеев из села Уиста поженились 45 лет назад во времена дружбы народов. Женщина со слезами на глазах делится переживаниями. 

"Тогда многие выходили замуж за осетин, у нас около шести таких пар. Вот если грузины придут, меня они могут пощадить, но ведь мужа же убьют. Сына убили еще в 1990-х годах, дочь живет в Цхинвале. Мы старые и больные. Куда нам деться? У нас в хозяйстве корова и теленок, куда мы с ними поедем?" - говорит женщина.

Напряженная неделя в Уиста: чем живут и на что надеются заложники грузинской провокации

Гигаладзе рассказывает, что в Грузии у нее есть родственники. Они уверяют, что грузинские военные в Южной Осетии появились с благими намерениями, но ей от этого не легче. На новый пост осетинских военных Этери возлагает особую надежду.

"Теперь уже не так страшно, рядом пост наших военных. Приглашаю их в дом, угощаю виноградом и лавашом с сыром", - говорит Этери.

Напряженная неделя в Уиста: чем живут и на что надеются заложники грузинской провокации

Обострение на границе 

Эскалация напряженности на границе Южной Осетии с Грузией началась более недели назад, когда грузинская полиция начала строительство блокпоста вблизи села Уиста.

Ситуация на границе стала главной темой встречи в формате Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) 29 августа. Югоосетинская делегация потребовала от представителей Грузии убрать блокпост и, получив отказ, покинула встречу. 

Забеспокоились: глава МИД Южной Осетии назвал истинных заказчиков провокации на границе

На следующий день положение вновь обсудили на технической встрече в формате МПРИ, которая проходила на месте событий в селе Уиста. Стороны вновь не достигли компромисса и пришли к выводу, что диалог необходимо продолжить в рамках Женевских дискуссий и в формате МПРИ (очередная встреча участников Механизмов намечена на 2 сентября в приграничном Эргнети). 

Пока же безопасность жителей села Уиста обеспечивает Погранслужба КГБ республики, которая взяла под охрану этот участок границы.

Напряженная неделя в Уиста: чем живут и на что надеются заложники грузинской провокации