Радость открытия - бесценна: как историк из Южной Осетии старинные башни изучает

© Sputnik / Наталья АйриянИрбег Маргиев
Ирбег Маргиев - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
За более чем 12 лет Маргиев успел изучить не одну сотню исторических строений. О научной стороне своей жизни и многих других увлечениях и занятиях исследователь рассказал в интервью корреспонденту Sputnik

Элина Габараева

Ирбег Маргиев – научный сотрудник, автор книг и директор станции юннатов в Цхинвале. Его день распланирован с утра до самой ночи. Больше всего сил и времени требует от Маргиева станция юных натуралистов, а научная деятельность для него больше отдушина. В этой сфере он главной своей задачей считает исследование древних оборонительных сооружений Южной Осетии.

Свидетели истории  

Башни – свидетели прошлого, исследуя их, больше узнаешь об истории ущелий и страны в целом. Также Маргиев изучает церкви, склепы и другие археологические редкости.

Больше всего башен осталось в Урстуальском, Кударском, Дзимырском и Гнухском ущельях Южной Осетии. Все они, на первый взгляд, представляют собой груду камней.

"В Южной Осетии удалось изучить около 400 оборонительных сооружений. Целых башен почти не осталось. Только в одном строении я видел сохраненные межэтажные перекрытия - в ущелье Лехура. Еще пара башен в хорошем состоянии в Зонкарском ущелье – их высота достигает 18-19 метров. Там хорошо сохранились стены, но межэтажных плит нет", - рассказывает Маргиев.

Башенных сооружений высотой более десяти метров можно насчитать только около 50.

"Примечательно, что многие башни возведены без скрепляющего материала – эта кладка зовется осетинской. На Кавказе такое практиковалась только в Осетии. Это были великолепные мастера, которые умели строить на века. Такая кладка обеспечивала прочность и сейсмоустойчивость", - говорит исследователь. 

Цхинвал - Sputnik Южная Осетия
Консервация или реставрация: в Цхинвале обсудили, как сохранить наследие Осетии

Помимо оборонительных сооружений, Ирбег занимается изучением редких в Южной Осетии фамилий, о происхождении многих из них мало что известно.

"У нас в республике около 350 фамилий, а более или менее изучены из них около 100. Работа трудная, ведь не всегда получается найти представителей той или иной фамилии, которые бы знали о ее истории ", - поясняет Маргиев.

Отдых и наука

Для исследований Ирбег Маргиев с коллегами часто ездит в экспедиции и походы. Такие вылазки для него - и отдых, и сбор информации.  

Помимо официальных экспедиций, Маргиев с другими археологами и ежегодно бывает в различных уголках Южной Осетии - тоже для сбора информации о древних строениях.
Совмещение приятного с полезным - так говорит о своих походах Ирбег.

"Привозим с собой много материала. Из них потом вытекают все мои разработки и анализ для годовой работы научно-исследовательского института. Настоящая радость для исследователя – изучить башню, потом найти связанные с ней легенды, предания и различные исторические факты", - отмечает Маргиев.

Бывают и такие случаи, когда исследователи отправляются на поиски исторических памятников без всяких ориентиров. Не всегда просто находить нужные объекты, мешает отсутствие точных координат. Но благодаря местным жителям и профессиональному чутью, от исследователя мало что ускользает.

Лиса - Sputnik Южная Осетия
История Осетии по руинам

"Найти нужный архитектурный памятник – бесценное удовольствие. Однажды нам дали наводку, что где-то в лесу есть башня. Информации было совсем мало - только то, что надо идти по тропинке и повернуть на развилке. Так мы искали башню почти весь день. Потеряв всякую надежду, повернули назад. Шли интуитивно и через некоторое время видим башню", - живо рассказывает исследователь.

За годы работы в НИИ у Маргиева скопилось довольно много материала, хватит на несколько книг.

"В научно-исследовательском институте сотрудники каждый год сдают отчеты о проделанной работе. Учитывая, что мои работы состоят в среднем из 60 страниц, а работаю я здесь двенадцать лет, то получается более 600 страниц. Этого хватит на несколько книг", - говорит Ирбег.

Маргиев уверен, что исследователь должен работать вне стен института минимум четыре месяца в год. Именно такое время, по его мнению, следует уделять практической работе.

"Надо начинать практическую работу весной, когда зелени мало. Тогда видимость лучше. Хотя в такое время года фотографии получаются не очень красивые, зато тропинки и строения находить куда легче", – делится он.

Ирбег с единомышленниками побывал во многих труднодоступных, пустующих местах, таких как Гнухское ущелье, где много лет уже никто не живет.

В планах - организовать в ближайшее время экспедицию в высокогорье Зонкарского ущелья.

Первые книги

Башни, мифы и склепы - это не все, что интересует Ирбега. Он находит время и для знакомства с историей национальных праздников, мифами и легендами осетинского народа. Эти сведения становятся основой книг.

Гурам Карсанов - Sputnik Южная Осетия
Карсанов: земля Осетии богата историческими памятниками

"Этнография интересная наука и там нет сферы, которая бы не заинтересовала", -  отмечает он.

В прошлом году Маргиеву в рамках государственной комплексной целевой программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения  поручили составить книгу "Мифы и легенды Осетии".

"Здесь я выступил в роли составителя, не автора. В книгу вошло не более сотни легенд. На сбор информации мне дали только месяц. Книги пополнили школьные библиотеки", - отмечает он.  

Помимо этого, ему поручено было выступить в роли редактора книги "Традиционная духовная культура осетин", изданной в Северной Осетии на осетинском языке.

"По переводу претензий не возникло, но по части информативности их было много. Стало понятно, что этого материала для наших детей недостаточно – много образных выражений и мало фактов", - говорит Ирбег.

В итоге, Маргиеву придется составлять книгу по культуре Осетии для школ, на это Минобразования дало ему срок в два месяца.

"Нужна книга с доступным содержанием. Дети должны понимать, как вести себя в той или иной ситуации, на празднике или других значимых для осетин событиях", - сказал Ирбег.

Вахтана - Sputnik Южная Осетия
Учебник по истории Осетии будет издан на двух языках

Также он готовит к выходу в свет вторую часть книги "Из истории ущелий Осетии". Несколько лет назад была издана ее первая часть.

"В первой книге описана история только трех ущелий, но информация была весьма обширной, около 60-70 страниц по одной теме. Во второй части собраны данные семи ущелий, но здесь информации меньше  - примерно 20 страниц по каждой", - рассказывает автор.

Реализация программ

В рамках государственной программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения станция юных натуралистов открыла в Цхинвале скалодром.

"Занятия на скалодроме безопасны. Они развивают физическую силу, выносливость и мышление. Дети без особых проблем смогут в будущем продолжить профессиональное обучение скалолазанию", - рассказывает Маргиев.

Проект нацелен на ознакомление подрастающего поколения с красотами родного края.

Скалодром - Sputnik Южная Осетия
В Южной Осетии откроется детский скалодром

"Дети будут больше знать о республике, кроме того, мы их обучаем как вести себя в походах – как установить палатку, разжечь костер. Проводятся и занятия по географии и краеведению. Ведь прежде чем начать ходить в походы, нужно иметь теоретические навыки", - отмечает он.

Всего за полгода было организовано 15 походов для школьников. Поездки продолжатся – уже составлены маршруты. Сперва экскурсии будут однодневными, но со временем будут и с ночевкой.

Лента новостей
0