ЦХИНВАЛ, 24 апр - Sputnik, Элина Габараева. Катастрофические состояние исторических памятников Южной Осетии требует их немедленной реставрации, заявила в ходе конференции в Цхинвале начальник отдела охраны памятников и культурного наследия Минкультуры Нелли Табуева.
Традиционная конференция, приуроченная к Международному дню охраны памятников и исторических мест, в этом году прошла в столице Южной Осетии. До этого практиковались выездные форумы, которые проводились в разных уголках республики.
Консервация вместо реставрации
"Мы не в состоянии провести реставрационные работы памятников в ближайшие годы, поэтому мы решили их консервировать до лучших времен. А именно перекрывать отдельные части строений. Для этого не нужны большие средства", - сказала Табуева.
Она уточнила, что речь идет о строительстве навесов над памятниками.
Ситуацию, по ее мнению, исправит и открытие новых штатов инспекторов, а также увеличение численности смотрителей памятников в районах Южной Осетии.
Начальник отдела предложила объявить 2019 год годом консервации памятников.
Кроме того, Табуева обратила внимание на то, что внутри некоторых памятников сохранились фрески, которые тоже нуждаются в укреплении, а также затронула вопрос восстановления жителями республики своих фамильных башен.
"Самовольные восстановления – это доброе дело, но нельзя этого делать, минуя надлежащие инстанции. Сейчас строят и лестницу к Згудерской церкви - это хорошо, но нас не поставили в известность. Церковь аварийная, она на оползневом массиве, то есть сползает. С одной стороны, ее укрепили, но с другой укрепления не было. На месте работала техника, которая спровоцировала трещины на стенах", - рассказала Табуева.
Она добавила, что строители обещали укрепить здание.
Реставратор Вячеслав Джанаев выступил против консервации в виде навесов над строениями, предположив, что "из временной меры это обычно перерастает в постоянную".
Подобная консервация, по его словам, недопустима, и нужно проводить работы в соответствии с правилами.
"Исторические памятники – это экзотика, красота, которая всегда будет привлекать людей", - сказал Джанаев.
Он предложил создать реставрационный центр на базе одной из крепостей.
"Это должно быть не местом, где стучат молотком, а научным центром", - сказал он.
О фамильных башнях
Научный сотрудник отдела истории и этнографии ЮОНИИ Ирбег Маргиев посвятил свое выступление фамильным башням и крепостям.
"Наши предки славились мастерами-каменщиками. Возведение башен велось с незапамятных времен. Даже в Нартовских сказаниях этому уделялось большое значение. Культура возведения таких строений была и у других народов, и все они перенимали опыт друг у друга, отчего ремесло только становилось богаче", - сказал он.
Маргиев отметил, что осетинские строения существенно отличаются от башен республик Кавказа.
"Оборонительных сооружений в республике - более 500. У каждой фамилии раньше были свои башни. Что касается отличий, то у осетинских строений вход располагался на втором или третьем этажах, тогда как в грузинских и ингушских башнях он чаще встречался на первом этаже. Толщина стен башен в других республиках около 90 сантиметров, а у нас - 130. Отличаются и размеры оснований, и форма крыш", - отметил Маргиев.
Оконский триптих
Полпред президента по постконфликтному урегулированию Мурат Джиоев отметил, что Южная Осетия работает над возвращением утраченной реликвии - Оконского триптиха.
Византийская икона X века до 1924 года находилась в церкви села Тигва, затем ее передали в Юго-Осетинский краеведческий музей. Оттуда она пропала в 1991 году, когда музей разграбили грузинская милиция, занявшая часть Цхинвала. Триптих обнаружился в 2002 году при попытке ее продажи на аукционе в Цюрихе. Икону изъяла швейцарская полиция, поскольку на обратной стороне есть надпись, что экспонат принадлежит югоосетинскому музею. В Южную Осетию триптих так и не вернулся, в 2004 году его передали Грузии.
"Когда здесь была делегация сопредседателей женевских дискуссий, мы им показали старый инвентаризационный журнал, где под номером "1160" проходит триптих. Это культурная ценность югоосетинского народа, которая должна находиться у нации, которой принадлежит", - сказал Джиоев.
Он сообщил, что в 2008 году, перед началом войны, триптих перевезли в церковь Никози (приграничное с Южной Осетией грузинское село) и хотели внести его в Цхинвал после взятия города.
"Мы после войны даже говорили, что реликвия не помогает тому, у кого находится неправедно. Борьбу за икону мы обязательно продолжим, пока она не вернется в музей Южной Осетии", - заявил он.
Касаясь вопроса реставрации башен, Джиоев подчеркнул, что нараввне с другими значимыми строениями, стоит обратить внимание и на городище в селе Гуфта Дзауского района. Он отметил, что древняя постройка уникальна и нуждается в консервации.