00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Ирон эфир
08:00
3 мин
Ирон эфир
08:30
3 мин
Ирон эфир
09:00
3 мин
О главном на Спутнике
09:10
8 мин
Ирон эфир
09:30
3 мин
О главном на Спутнике
12:00
3 мин
О главном на Спутнике
12:30
3 мин
Главные темы
17:00
3 мин
Главные темы
17:30
3 мин
Ирон эфир
08:00
3 мин
Ирон эфир
08:30
3 мин
Главные темы
09:00
3 мин
Главные темы
09:30
3 мин
Главные темы
12:00
3 мин
Главные темы
12:29
3 мин
Главные темы
17:00
3 мин
Главные темы
17:30
3 мин
17:41
16 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Цхинвал106.3
г. Цхинвал106.3
Ленингорский район106.3

Родители – это, безусловно, фундамент: социальный педагог о главном в своей работе

© Photo : из личного архива Кристины ЦветковойСоциальный педагог, мастер спорта по художественной гимнастике Кристина Цветкова
Социальный педагог, мастер спорта по художественной гимнастике Кристина Цветкова - Sputnik Южная Осетия, 1920, 02.10.2025
Подписаться
Ежегодно во всем мире 2 октября отмечают День социального педагога. Это профессия, которая требует не только знаний и навыков, но и большого сердечного участия, понимания и терпения. Социальные педагоги играют ключевую роль в жизни детей и подростков, помогая им преодолевать трудности, адаптироваться в обществе и развивать свои способности.
О том, какие качества важны для людей в этой профессии, с какими трудностями они сталкиваются и как технологии помогают им в работе, в интервью Sputnik рассказала социальный педагог, преподаватель дополнительного образования, журналист, мастер спорта по художественной гимнастике Кристина Цветкова.
– Кристина, позвольте поздравить вас с профессиональным праздником и напомнить, что социальные педагоги – это люди, которые работают с детьми, молодежью и их семьями, помогая им справляться с социальными, образовательными и психологическими трудностями. Как вы считаете, какие качества или навыки наиболее важны для социального педагога в работе с детьми?
– Прежде всего, хочу от всего сердца поздравить всех социальных педагогов с профессиональным праздником. Наш ежедневный, часто невидимый со стороны, труд – это настоящая инвестиция в будущее, в наши главные ценности: в детей, семью, общество. И особенно приятно обсуждать эти важные темы в эфире Радио Sputnik, обращаясь к коллегам и жителям Южной Осетии, потому что Южная Осетия – это регион с удивительно сильными культурными ценностями, человеческими традициями, где ценность семьи, уважение к старшим, взаимопомощь – это нерушимый фундамент.
Исходя из моего опыта работы, наверное, можно выделить три главных качества социального педагога. Первое – это эмпатия, но без жалости, это важно. То есть нужно видеть в ребенке личность, не проект, не проблему, а его особенности, характеристики, и подходить индивидуально к каждому, чувствовать человека.
© Photo : из личного архива Кристины ЦветковойСоциальный педагог, мастер спорта по художественной гимнастике Кристина Цветкова
Социальный педагог, мастер спорта по художественной гимнастике Кристина Цветкова - Sputnik Южная Осетия, 1920, 02.10.2025
Социальный педагог, мастер спорта по художественной гимнастике Кристина Цветкова
Второе – это, наверное, гибкость, потому что к каждому нужен свой подход. Например, если вы работаете с подростками (у меня есть опыт работы с подростками в школе юного журналиста) – это один подход. С маленькими детьми в спорте, которые только знакомятся с социальными правилами, – это другой подход. С детьми из трудных семей – это третий подход. То есть нужна гибкость, нельзя одним мерилом измерять и брать один подход. Ну и третье, если так можно выразиться, стержневое – это личная устойчивость педагога и его четко выстроенные границы. То есть вы не сможете быть опорой для ребенка, если вас самого выбивает какая-то ситуация или проблема.
– Стоит отметить, что живем мы сейчас в довольно сложный период, когда и технологии, и требования – все вперемешку. И требования от детей тоже на сегодняшний день, по крайней мере, у многих родителей чуть ли не с рождения слишком завышены. Расскажите, пожалуйста, с какими главными трудностями сталкиваются современные подростки и как педагог может им помочь?
– Очень хороший, важный, актуальный вопрос. Из моего опыта работы и как педагога, и как преподавателя журналистики, и как тренера в разных ипостасях видно одно – я вижу главный вызов – это кризис живого общения и самоидентификации у подростков. То есть подростки, и мы взрослые тоже, живем в мире лайков, цифровых масок, и это рождает колоссальную тревожность у подростка. Он не чувствует и не понимает, кто он, испытывает одиночество, потерю контакта с реальным миром. И это большая проблема, поскольку информации сегодня очень много, она вся в открытом доступе, и подросток часто ориентируется на авторитеты, а его авторитетами становятся популярные блогеры в социальных сетях, которые не всегда несут правильные ценности. Как здесь можно помочь? Важно создавать оазис реальности, можно так сказать. То есть это места, сообщества, где подростки могут быть собой, где они могут творить, заниматься творчеством, ошибаться и получать поддержку. То есть это живое признание, живое общение. И именно эту задачу сегодня решает качественное дополнительное образование. То есть социальные направления, кружки, секции – это то, что помогает подросткам развиваться и жить в реальном мире, становится хорошей опорой.
Станция юных техников. Архивное фото  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 16.09.2025
Ориентир - на национальную культуру: в Цхинвале начал работу медиа-кружок для школьников
– Хотелось бы также поговорить о взаимодействии педагога с родителями. Как оно выстраивается? Какую роль играет семья в решении проблем ребенка?
– Родители, безусловно, это фундамент. И моя задача, и задача любого педагога – быть мостиком между ребенком и миром ребенка и миром взрослого, так скажем. То есть мы работаем на результат вместе со всей семьей. Например, если это спорт, то мы выстраиваем режим вместе с родителем и ребенком, поддерживаем мотивацию, учимся правильно реагировать на неудачи. В любых других направлениях важно донести (если возьмем школу юного журналиста) до родителя то, какие у ребенка тревоги, какие у него интересы, чтобы родитель также выступал поддержкой. При этом важно понимать, что педагог никак не указывает родителям, что нужно делать, а работает в тандеме, то есть здесь мы – союзники.
Русский дом в Цхинвале  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 19.09.2025
"Это не урок, а общение и передача опыта": Техов о курсах для юных журналистов в Цхинвале
– Действительно, каждый человек индивидуален, тем более каждый ребенок. Наверняка, в вашей работе с детьми есть какие-нибудь случаи из практики, которые особенно повлияли на вас?
– Таких случаев много. Очень приятно видеть, когда у ребенка появляется успех, первые его шаги, первые успехи в любом деле, как он начинает раскрываться, как меняется. Насколько сильно первый маленький успех в какой-то спортивной дисциплине преображает ребенка: он становится уверенным, общительным, больше раскрывается. Очень приятно видеть плоды своей работы и ее важность.
Я работала руководителем школы юного журналиста. Работала с подростками. Одни пробуют себя в разных профессиях, другим просто интересно попробовать себя в журналистике или хотят лучше подготовиться к поступлению. И мы познакомились с одной девочкой: была программа про развитие лидерских качеств, это был летний лагерь, и подростки выступали, работали в этом лагере. Мы разговорились, она училась в девятом классе, я рассказала ей про профессию журналиста, она пришла в школу юного журналиста. При этом вообще не собиралась поступать и эту профессию не рассматривала, но начала заниматься, проявлять интерес. В итоге она поступила на журфак, мы до сих пор с ней общаемся. Она периодически звонила, на первом курсе спрашивала совета по первой курсовой работе, просила подсказать. Потом практика, и вот недавно она защитила диплом, и я ей также подсказывала, советовала, куда пойти на работу, какое выбрать направление. И вот она уже успешно в этой профессии работает. Для меня это очень приятный случай.
Отдыхающие в Артеке - Sputnik Южная Осетия, 1920, 28.06.2025
Символ детства, радости и мечты: директор "Артека" о прошлом, будущем и настоящем лагеря
– Работать с детьми — это всегда эмоциональные затраты. Как вы справляетесь с профессиональным выгоранием, часто ли такое случается и как это перебороть?
– Это, я бы сказала, очень личный для меня вопрос. Я прошла через выгорание. Думаю, что в нашей профессии и вообще в современном мире в любой профессии каждый человек подвержен этому состоянию. И я даже как-то углубилась в эту тему для себя, и вижу спасение от выгорания в системе и осознанности. То есть важно отслеживать свои состояния, важно вовремя давать себе отдых, не стыдиться просить о помощи и обязательно иметь какие-то ритуалы перезагрузки, то есть у каждого человека есть вещи, которые его наполняют.
Важно для себя выделить несколько минут и понять, что меня наполняет: прогулка, чтение книг, общение с семьей, общение с людьми, какой-то творческий процесс. Мы отдаем ресурсы в своей работе детям, важно находить способы этот ресурс возвращать и очень внимательно к этому относиться. То есть профессионал не тот, кто не устает, а тот, кто умеет правильно восстанавливаться, увидеть, что устал, вовремя остановиться и иметь инструменты, как этот ресурс восстановить. Я как-то углубилась в эту тему, сделала проект и даже создала свой небольшой телеграм-канал на эту тему, называется "Посланник полезных привычек".
Турнир по художественной и эстетической гимнастике - Sputnik Южная Осетия, 1920, 01.06.2025
Самое важное — верить в ребенка: тренеры о детском спорте в Южной Осетии
Кристина, если бы у вас была возможность внедрить одно изменение в систему образования, что бы это было? Что, на ваш взгляд, требуется на сегодня в плане корректировок?
– Очень классный, актуальный вопрос. Я бы внедрила индивидуальные образовательные маршруты как норму, а не как исключение. То есть речь идет не только об оценке знаний, а именно о глубокой диагностике сторон, талантов и стремлений каждого ребенка. Например, тот, кто углубленно занимается математикой, не получал бы упреков и не сильно бы переживал за то, что у него тройка по литературе. Или, например, гуманитарий мог бы более полно раскрыть свой дар. Мне очень нравится это. В дополнительном образовании как раз этот подход уже работает. И мне кажется, что пора его переносить и на основную школу. Это снизит стресс у детей и родителей и поможет каждому найти свое место в жизни, раскрыть больше талантов и возможностей.
– Мы чуть ранее упоминали современные технологии в работе, рассматривали проблему современных детей. Но тем не менее, если говорить об этом как об инструменте, как вы применяете их в своей работе и что может помочь в работе педагога?
– Понятно, что технологии — это отличный мост, отличный инструмент. Но это не панацея. Замечательно, что онлайн-платформы могут дать нам доступ к качественному образованию, консультациям с лучшими педагогами, специалистами, и в том числе решают проблему логистики, если ребенок находится в удаленном районе. Соцсети, мессенджеры могут стать каналом для новых знаний, для информации, для общения, быть поддержкой, доносить информацию. Мы сегодня уже активно это внедряем и в общем образовании, и в дополнительном. Это очень здорово, когда обучение становится таким интерактивным, легким. Сейчас есть такие интересные тестирования, ребенок обучается в процессе игры, и это можно делать онлайн. Это классно. И задача современного педагога и социального работника — научиться виртуозно использовать и сочетать технологии, чтобы усиливать эффект обучения, но и не подменять человеческое взаимодействие.
Мужчина в кабинете бизнес-инкубатора в технопарке в сфере высоких технологий ИТ-парк в Казани - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.09.2025
I Международный экономический форум в Южной Осетии
В Южной Осетии планируется создание IT-лицея для школьников и студентов
– Сейчас много говорят и об инклюзивном образовании. В Южной Осетии эти вопросы пока не являются приоритетными, но их важность, безусловно, понятна. Как вы считаете, насколько важно развивать это направление в будущем?
– Как педагог, я считаю, что инклюзия — это не просто создание физической доступности, это в первую очередь глубинная философия принятия и уважения к человеческому разнообразию. Это вызов всей системе, то есть это требует пересмотра подходов к обучению и подготовки кадров. И что самое сложное — это изменение сознания общества. То есть это долгий путь, здесь важно избежать крайностей: не создать формально, для галочки, среду, в которой ребенок может находиться, но при этом находиться там в изоляции. Настоящая инклюзия происходит тогда, когда мы создаем гибкую среду, чтобы учитывать разные потребности и воспитывать в детях эмпатию и готовность помогать друг другу. Это взаимодействие — долгий путь, но идти по нему — это значит строить по-настоящему здоровое и сильное общество.
– У каждого человека есть своя определенная оценочная шкала. Если говорить о вас и вашей деятельности, то по каким критериям вы оцениваете успешность своей работы с детьми?
– Для меня самый главный критерий — он неформальный, то есть возвращаются ли ко мне мои ученики и подопечные. Не с какой-то проблемой, а просто так, о чем я ранее говорила, рассказывая про ученицу, просто, чтобы поделиться какой-то новостью или спросить совет. Получается, мы взаимодействуем с ребенком, а после общаемся уже и с родителем.
Например, мама спрашивает: "А вот вы там писали про книгу, которая вам понравилась, вы прочитали, вы могли бы мне ее дать?" И мы эту книгу можем даже обсудить. То есть это связь, которая остается и после образовательного процесса. Когда ты видишь доверие, уважение, как загораются глаза у ребенка, когда ты видишь, что ему нравится его деятельность, когда он чувствует радость от своего успеха, ты видишь, как он меняется, и понимаешь, что ты работаешь не зря, во всем этом есть смысл. И эта профессия очень благородная, ты много отдаешь, но она тебе в два раза больше дарит, когда ты видишь такой результат.
© Photo : из личного архива Кристины ЦветковойСоциальный педагог, мастер спорта по художественной гимнастике Кристина Цветкова
Социальный педагог, мастер спорта по художественной гимнастике Кристина Цветкова - Sputnik Южная Осетия, 1920, 02.10.2025
Социальный педагог, мастер спорта по художественной гимнастике Кристина Цветкова
Лента новостей
0