00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
ВчераСегодня
К эфиру
г. Цхинвал106.3
г. Цхинвал106.3
Ленингорский район106.3

Зубец об экономических драйверах Арктики: от ресурсов до логистики

Подписаться
Диана Козаева, Sputnik
Арктика — край льдов и бескрайних возможностей. Этот регион играет все более важную роль в мировой геополитике и экономике. Буквально накануне президент Владимир Путин принял участие в международном арктическом форуме "Арктика - территория диалога". Он заявил, что задачи России в Арктике должны иметь исторический масштаб, с расчетом на десятилетия и века вперед.
В большом интервью Sputnik директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец рассказал об основных экономических драйверах развития региона, потенциале Северного морского пути и необходимости научных исследований.
– Нынешнее желание президента Трампа получить Гренландию связано как раз с высокой значимостью этого региона для США, и Арктики – для всего мира. Почему Трамп хочет получить Арктику, в частности Гренландию и Канаду, которая имеет очень большие территории, расположенные возле полярного круга и за полярным кругом. Там, как в случае России, обитаемые территории Канады достаточно небольшие, а вот северные пространства велики. С Гренландией та же самая история, там 60 тысяч жителей, при том, что остров размерами как три или четыре Франции. Про полярные пространства России я уже не говорю.
Чем эти территории интересны основным игрокам? Во-первых, это природные ресурсы, сосредоточенные на этих территориях, которые до сих пор не востребованы, то есть они не разработаны. Про Гренландию я не говорю, там просто весь остров накрыт громадным ледяным щитом, а под ним, говорят, очень большие природные богатства. В Канаде нефть, газ, целый ряд залежей полезных ископаемых, металлов в полярных зонах, уголь. В части Аляски нефть. Про Россию опять же не говорю – это огромные запасы различных ископаемых и природных ресурсов в полярной зоне. Взять хотя бы один "Норникель", Норильские месторождения медно-никелевых руд или месторождения редкоземельных металлов в Мурманской области. То есть запасы огромные, не считая нефти и газа. И ресурс, который на сегодняшний день пока не очень востребован, но я думаю, что он будет востребован все в большей степени, это пресная вода.
По мере изменения климата понадобится ирригация для тех территорий, которые сейчас не нуждаются в поливе, но со временем, чтобы накормить семь миллиардов населения Земли, потребуется большое количество пресной воды. Эти проекты были в Советском Союзе, но потом они по экологическим причинам были свернуты, я думаю, что придет время и об этих проектах снова заговорят. Хотя это пока не главный ресурс, которым располагает Арктика. Так вот, природные ресурсы – это первое.
Дональд Трамп - Sputnik Южная Осетия, 1920, 21.01.2025
Шоппинг по-американски: зачем Трампу понадобились Гренландия, Канада и Панамский канал
Вторая история – это безопасность. Почему Трамп хочет получить Гренландию? Если посмотреть на земной шар с севера, вы увидите, что Гренландия – это территория, которая лежит между Сибирью и Соединенными Штатами, то есть кратчайшее расстояние от российской Сибири к центральным районам Соединенных Штатов проходит над Гренландией. Соответственно, как район противоракетной обороны для американцев – это очень важная вещь. Понятно, что Россия не собирается нападать на Соединенные Штаты, но американцы считают, что размещение оборонительных вооружений на восточных берегах Гренландии было бы для них полезно.
Третья история – это коммуникация. Если вы посмотрите на земной шар с севера, то увидите, что кратчайший путь из Тихого океана в Атлантический идет как раз мимо Канады к Гренландии и далее – в Атлантический океан. То есть, когда американцы пытаются взять под свой контроль Канаду, они, среди прочего, хотят контролировать так называемые северные морские проходы. Это сеть каналов и проливов, которые лежат между северными Канадскими островами и через которые как раз может пройти тот самый кратчайший путь из Китая в Атлантику. Второй путь – это Панамский канал, и третий – вокруг Южной Америки. То есть коммуникация – это третья история, почему Арктика для тех же американцев очень важна.
Для нас Арктика и Севморпуть важен по тем же самым причинам. Это вопрос безопасности и защиты наших территорий от потенциальных атак через Северный Ледовитый океан. Мы знаем, что американцы собирались нападать на Советский Союз, они построили там в начале 60-х годов несколько сотен стратегических бомбардировщиков B-52, которые были предназначены, чтобы пересечь Ледовитый океан, напасть на Россию и забросать ее атомными бомбами. Эта история прекратилась в Америке, когда у Советского Союза появились межконтинентальные ракеты, до этого они серьезно рассматривали такую атаку через Северный Ледовитый океан.
Второе – это природные ресурсы, как я уже сказал, в этой зоне их большое количество. Третье – это коммуникации. Я сказал, что кратчайший путь из Китая в Атлантику в восточном побережье Соединенных Штатов лежит мимо Канады и Гренландии. Но если мы опять же посмотрим на земной шар с севера, то увидим, что второй путь, который ведет из Китая в Европу, это как раз Евморпуть. Соответственно, этот путь представляет интерес как для восточноазиатских держав, таких как Китай, и для Соединенных Штатов, которые хотят контролировать морские коммуникации, поэтому американская экспансия в Северном регионе весьма велика.
То есть здесь сходится целый ряд геополитических и экономических интересов, а также вопросов безопасности. Для туризма, безусловно, это будет интересная зона: полярный Урал, Чукотка, Камчатка, если ее можно отнести к северным территориям. Но все-таки главный интерес будет не в туризме, а в развитии экономических, оборонных проектов и развитии коммуникации, то есть логистики. Вот в этом заключаются основные интересы глобальных игроков в северном регионе.
Шпицберген. Архивное фото - Sputnik Южная Осетия, 1920, 28.12.2023
В российских арктических морях запустили систему наблюдения за парниковыми газами
– Какие экономические проекты в Арктике являются приоритетными для России в ближайшие 5-10 лет и как они соотносятся с глобальными экономическими трендами?
– Приоритетные проекты России в Арктике – это два вида проектов. Первый – вопрос, связанный с безопасностью, потому что там сейчас развивается российская оборонная инфраструктура, порты, авиабазы, создаются пристани для размещения военного флота, проекты, связанные с электронной разведкой, и так далее. Там много чего интересного в этой сфере происходит. Базирование судов на Новой земле, в том числе подводных лодок.
Вторая история – это экономика. Мы видим целый ряд топливных проектов, которые за последнее время стартовали на побережье Северного Ледовитого океана: это газ, это нефть, более старый проект "Норникель". Если брать Севморпуть, то, к сожалению, пока транзитные потоки через него очень невелики, буквально несколько миллионов тонн в год. Все-таки основным транзитным морским путем из Китая в Европу остается классический путь, который ведет через Южно-Китайское море, Индийский океан, Красное море, Суэцкий канал и так далее. Оттуда в Европу. Севморпуть пока что, к сожалению, не стал магистральным транзитным коридором для связи Китая с Европой.
С другой стороны, российские проекты в зоне Северного Ледовитого океана достаточно активны. За 2024 год, насколько я помню, около 40 миллионов тонн перевезенных грузов, и в основном это как раз нефть и газ, и "Норильский никель", который возит свои грузы. Плюс к этому снабжение северных регионов России различными товарами, потому что это самый лучший, самый дешевый путь доставки товаров в северные районы России, прилегающие к Северному Ледовитому океану.
Надо сказать, что сегодня Севморпуть развивается в основном за счет российских проектов. Будем надеяться, что через какое-то время там появятся и внешние инвесторы, внешние торговые потоки. Тем более, что если таяние ледников в Северном Ледовитом океане продолжится, то его мореходные свойства, его пропускная способность от этого только повысится и улучшится.
– Какие ожидаются экономические выгоды от реализации данных проектов и как они распределятся между различными регионами России, учитывая, что у нее действительно очень большая длинная береговая линия и часть ее подпадает как раз в арктическую зону?
– Действительно огромная береговая зона, она расположена в арктическом поясе. Кто является бенефициарами этих проектов? Те компании, которые работают в северных регионах. Это добывающие проекты, о которых я уже сказал, плюс припортовая инфраструктура. Но если брать регионы, которые работают, прежде всего, на развитии Севморпути, это все такие западные регионы Арктики – Мурманская и Архангельская области. Там сосредоточена база флота, обслуживающая Севморпуть. Там развивается кораблестроение и масса разных проектов. Если брать прямую экономическую пользу от развития Севморпути, то это Архангельск, Мурманск и прилегающие регионы. Еще может быть Санкт-Петербург с его верфями, и те регионы, которые занимаются кораблестроением. Вот они являются главными бенефициарами от развития Севморпути.
Флаги США и Украины - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.03.2025
США и Украина договорились по редкоземельным металлам: эксперт о сути сделки
– Северный морской путь, богатейшие природные ресурсы, уникальные туристические возможности — Арктика привлекает все больше внимания инвесторов и предпринимателей. Как развитие Северного морского пути (СМП), как "всемирного логистического проекта", повлияет на экономику России? Какие шаги предпринимаются для модернизации инфраструктуры СМП и повышения его конкурентоспособности по сравнению с другими транспортными маршрутами?
– К сожалению, как я уже сказал, конкурентоспособность Севморпути невелика просто в силу того, что там лед. Для того, чтобы проводить суда, нужен, во-первых, парк ледоколов, и сейчас Россия занимается активным строительством и наращиванием ледокольного флота. А с другой стороны нужны суда ледового класса, потому что обычный сухогруз может и пройдет под конвоем ледоколов через Севморпуть, но это опасно. Все-таки такие классические суда не предназначены для хождения в ледовой зоне. Если таяние льдов будет продолжаться опережающими темпами, там действительно появится какое-то количество заказчиков для пользования этим маршрутом. Пока что природные условия таковы, что конкурировать с южными маршрутами он пока не может. И потом надо понимать, что все-таки Севморпуть – это холодные регионы, там даже не лед важен, а то, что очень многие грузы не терпят замораживания, не предполагают отрицательных температур при транспортировке. А в Севморпути отрицательные температуры – это абсолютно нормальные явления. Далеко не каждый грузоотправитель согласится отправлять свои товары туда, где они просто могут замерзнуть и испортиться.
Но с точки зрения дальних перспектив, действительно, как я уже сказал, главные пользователи Севморпути – это те компании, которые работают в Арктике, добывают там разные ресурсы, вывозят по Севморпути. Это направление является очень важным, потому что известно большое количество неразведанных и неиспользованных месторождений, не только газовых и нефтяных, а также металлических и рудных. Развитие этих добывающих отраслей потребует создания транспортных магистралей для вывоза добываемой продукции туда, где она будет использоваться. Основное направление Севморпути на сегодняшний день – это вывоз добываемого сырья.
– Алексей Николаевич, жизнь в Арктике — это не только романтика северного сияния, но и сложные условия, требующие особого внимания к социальной сфере. Какие меры предпринимаются для улучшения качества жизни населения Арктической зоны, включая доступ к здравоохранению, образованию и другим социальным услугам? Как учитываются интересы коренных народов Севера в процессе развития региона?
– Существует целый ряд национальных проектов, связанных с развитием медицины, образования и всего остального. Большое внимание уделяется развитию услуг для народов Крайнего Севера, проживающих в зонах своего традиционного обитания. Это действительно большая проблема, потому что это капиталоемкие проекты, связанные с тем, что необходимо платить высокие зарплаты врачам, учителям, обеспечивать доступность Интернета. Плюс понятно, что те же школы должны быть построены не так, как строят в Центральной России, а с учетом региональных условий. Там масса всего. Тем не менее, это один из основных приоритетов. При отчете в Государственной думе председатель правительства Михаил Мишустин сделал доклад о положении в России, и, среди прочего, он остановился на том, что Россия будет развивать Севморпуть и, соответственно, повышать качество жизни для тех людей, которые там живут.
Небоскребы делового центра Москва-сити. Слева: высотное здание министерства иностранных дел РФ - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.03.2025
Рост экономики России за два года превысил европейский почти в шесть раз
Это работа по нескольким направлениям: доступность коммуникаций, создание региональной авиации для улучшения транспортной доступности регионов и их взаимосвязанности. Во-вторых, это здравоохранение и другие социальные услуги. С третьей стороны, это жилье, строительство. Есть нацпроект по строительству жилья в Приполярной зоне и так далее.
Помимо людей, которые работают в этих зонах и занимаются обслуживанием Севморпути, навигацией, проводкой судов и так далее, есть проблема повышения качества людей, живущих там на постоянной основе, в том числе и коренного населения. И туда направляются довольно серьезные ресурсы.
– По ходу беседы вы очень подробно рассказали о важности региона для всего мира, и здесь встает вопрос об угрозах для международных интересов России в Арктике со стороны США и европейских стран. Какие стратегии и механизмы использует Россия для защиты своих интересов в этом регионе?
– Главный инструмент – это, скажем так, опережающее развитие. Чтобы Соединенные Штаты, европейские и северные страны не представляли для нас угрозы в наших северных регионах, надо развивать их быстрее, чем там появляются те же самые американцы. У американцев и канадцев большие проблемы, у них просто нет необходимого атомного ледокольного флота. У американцев, насколько я знаю, только один ледокол океанского класса, который может заниматься проводкой судов, он относится, по-моему, к береговой охране. То есть он даже не гражданский ледокол.
Патрульный корабль Иван Папанин - Sputnik Южная Осетия, 1920, 02.07.2024
Русское оружие: патрульный корабль "Иван Папанин" – первый боевой ледокол
За счет того, что Россия на протяжении многих последних лет вкладывала опережающими темпами средства в развитие арктического региона, мы и можем гарантировать, что наши интересы там останутся защищенными. Плюс к этому, как я уже сказал, это развитие оборонной инфраструктуры в северных регионах. Кроме того, это юридическая защита наших интересов.
Россия может контролировать только прибрежную пятимильную зону, а все остальное – это Мировой океан, и кто хочет, туда и плывет, в том числе и Северным Ледовитым океаном. Американцы со своими союзниками некоторое время назад потребовали, чтобы Россия допустила суда других государств в свои территориальные воды. Есть ряд проливов в Ледовитом океане, которые контролируются Россией и являются наилучшими проходами вдоль северного побережья Евразии. Но Россия сказала: "нет, это наша территория, мы будем ее защищать". И такой наезд на российские интересы затух.
По мере развития Севморпути, учитывая напористый характер американских политиков, я думаю, что такие наезды на российские интересы в Арктике будут продолжаться, в том числе и в международных организациях, и путем оспаривания российских прав в северной зоне. Здесь, конечно, большие усилия требуются от МИДа, который должен эти интересы защищать. Но я надеюсь, что у наших политиков и дипломатов все получится.
– Алексей Николаевич, также, наверное, стоит отметить, что и Китай наверняка проявляет интерес к арктическому региону, потому как у него имеется множество партнерских экономических соглашений по всему миру. Есть ли интерес у Китая к Арктике и какими методами он может воздействовать на мировое сообщество, чтобы оставить свои интересы на ресурсы и значимости данного региона?
– На ресурсы Китай претендовать не может, поскольку у него нет выхода в Ледовитый океан, и в строгом смысле Китай не является северным государством. Но Россия, будучи стратегическим партнером Китая, предоставляет ему возможности по эксплуатации Севморпути. Путин в прошлом году после одной из встреч с Си Цзиньпином заявил о том, что Россия рассматривает Китай как приполярное государство, несмотря на то, что границы у Китая там нет, и готова рассматривать интересы Китая в Северном Ледовитом океане. Но Китай, прежде всего, заинтересован в Севморпути как альтернативном варианте доступа в Европу, потому что у китайцев есть проблема. В районе южных морских магистралей, идущих через Индийский океан, есть несколько мест, которые легко блокировать. И американцы разворачивают свою военную инфраструктуру так, чтобы при необходимости взять и просто несколько проливов перекрыть, и у китайцев не останется кратчайшего пути через Индийский океан в Европу и далее по всему миру.
Такая опасность существует. И китайцы в этой связи крайне заинтересованы в том, чтобы у них появился альтернативный путь в Европу, не в обход Африки, а через Северный Ледовитый океан. Россия готова сотрудничать по этому направлению с китайцами и китайскими инвесторами. Плюс к этому там есть определенные интересы китайских добывающих проектов как раз в полярной арктической зоне, и, безусловно, для Китая это важная тема, прежде всего не из-за ресурсов, а именно с точки зрения логистики на случай, если американцы попытаются блокировать проход китайских судов через Южно-Китайское море и Индийский океан.
США напали на Китай - Sputnik Южная Осетия, 1920, 09.01.2025
США напали на Китай
– Наверняка предстоит и глобальная работа всех стран в научном направлении. Какие научные исследования необходимы для более ясного понимания Арктики и его экосистемы, как научные данные могут быть использованы для принятия обоснованных решений в области развития региона?
– Вы правы, Арктика – это крайне хрупкий регион, неустойчивые экологические системы, опять же проблема вечной мерзлоты, проблема фауны, которая существует в Северном Ледовитом океане, и ярко проявившаяся в последнее время проблема белых медведей. При таянии льдов в Арктике белые медведи рискуют исчезнуть, им просто негде будет жить. Проблема рыболовства, потому что северные воды очень богаты природными рыбными ресурсами, и встает вопрос, как их эксплуатировать, чтобы не погубить эти ресурсы. Проблема, опять же, баланса пресной воды, северных рек, которые впадают в Ледовитый океан, проблема территорий, островов, которые могут исчезнуть, их просто смоет в случае изменения климата. Там масса разных проблем не столько для самого Ледовитого океана, сколько для приполярных зон российских территорий.
Там есть города, поселки, построенные на вечной мерзлоте, и в случае, если мерзлоты больше не будет, эти поселки элементарно погрузятся в болото, территории станут непригодны для проживания. Эти проблемы надо как-то решать, а для этого необходимо проводить исследования, посвященные этим хрупким экосистемам северных регионов. Нужно определить, как сделать так, чтобы эти территории оставались обитаемыми и доступными для людей.
Лента новостей
0