Военно-Осетинская дорога как резервный путь для Южной Осетии и ее роль в войнах XX века

© Instagram/ mamison_rno_aМамисонское ущелье
Мамисонское ущелье - Sputnik Южная Осетия, 1920, 10.11.2024
Подписаться
ЦХИНВАЛ, 10 ноя -Sputnik. Военно-Осетинская дорога - стратегически важный маршрут, который в прошлом играл ключевую роль в снабжении Южной Осетии и советских войск во время Великой Отечественной войны, сегодня находится в запустении. Об истории этой горной дороги в интервью Sputnik рассказал завотделом новой и новейшей истории ЮОНИИ, профессор кафедры философии ЮОГУ, историк Коста Дзугаев.

Линия дороги

Военно-Осетинская дорога берет начало севернее города Алагир. По словам историка, в прошлом эта дорога имела два ответвления: одно проходило через Мамисонский перевал, а другое - через современный Рукский туннель.

"Военно-Осетинская дорога в широком смысле слова включала и переход через село Рук, тоже. У села Нижний Зарамаг дорога разделялась на две ветви. Одна ветвь шла как раз по Мамисонскому ущелью, другая - вдоль ущелий Нардон и Заккадон", - поясняет историк.

© Sputnik / Наталья АйриянКонстантин Дзугаев
Историк, доцент Юго-Осетинского Университета им. А. Тибилова Коста Дзугаев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 10.11.2024
Константин Дзугаев

Стратегическое значение, забытое, но не потерянное

По словам Дзугаева, дорога, не используемая уже десятки лет, остается стратегически важной для Южной Осетии. Именно она может стать альтернативой Транскаму - единственной дороге, соединяющей Южную Осетию с Россией.
"С современной техникой, при помощи военных, мы эту дорогу можем восстановить буквально за две-три недели. Для нас стратегически важно, даже жизненно необходимо, иметь запасную резервную дорогу, которая на крайний случай могла бы быть задействована", - считает он.
В современной Осетии считается, что Транскавказская магистраль отвечает всем требованиям времени, но Дзугаев уверен, что Военно-Осетинская дорога может стать ключевой альтернативой в случае военных действий, обеспечивая стратегическую независимость Южной Осетии.
"Функционирование дороги - это вопрос воли политической и финансирования. Все в наших силах, если будет проявлена политическая воля и понимание необходимости резервной дороги, то, конечно, она может быть восстановлена - по крайней мере на уровне нормальной грунтовой дороги", - отмечает он.
Становление Республики Южная Осетия. Как это было? - Sputnik Южная Осетия, 1920, 29.05.2024
Становление Республики Южная Осетия. Как это было?

Роль дороги в войнах XX века

Историк ссылается на два ключевых периода, когда дорога была жизненно важна. По его словам, в период Великой Отечественной войны, дорога обеспечивала поставки грузов советским войскам.
Дзугаев упоминает работу российского ученого Алексея Чичкина "Южная Осетия в 41-45 годах: и фронт, и тыл...", где говорится о том, что дорога Сталинир-Дзау-Бурон-Алагир была важной артерией снабжения.

"Он писал, что дорога Сталинир -Дзау- Бурон-Алагир протяженностью 180 километров стала важнейшей артерией снабжения советских войск на Северном Кавказе. По ней шли грузы, которые поступали от западных союзников по коридору Иран - Закавказье", - приводит Дзугаев данные из книги.

Нальчикско-Орджоникидзевская оборонительная операция. Архивное фото - Sputnik Южная Осетия, 1920, 09.10.2024
Эксперт: главное, что не допустили наши войска во время Битвы за Кавказ - это его потери
Уже в конце XX века Военно-Осетинская дорога понадобилась Южной Осетии в период грузинской агрессии. Дорога использовалась для доставки вооружения из Северной Осетии в Южную.
"Когда началась первая грузино-осетинская война 90-х годов, то вот как раз через эту старую дорогу, через Мамисон в 1991 году наши парни перетащили из Северной Осетии пушки, один из моих покойных боевых соратников Вадим Тадтаев участвовал в этом деле сам", - вспоминает историк.
Иного выхода у Южной Осетии не было: Дзугаев о провозглашении республики в 1990 году - Sputnik Южная Осетия, 1920, 20.09.2024
Иного выхода у Южной Осетии не было: Дзугаев о провозглашении республики в 1990 году

Первые упоминания о дороге

Дзугаев обращает внимание на ранние упоминания дороги в грузинских источниках, где она фигурирует как "Двалети" или "Двалетская". В "Картлис цховреба" говорится о походе осетинского войска против царя Амазаспа, которые шли по этой дороге.
"У грузин про эту дорогу довольно много написано в их "Картлис цховреба". Там упоминается, что против царя Амазаспа выступило большое войско офсов, то есть осетин, пишут, что они шли по дороге "Двалети" и Амазасп их не заметил. Офсы стали у реки Лияхви", - цитирует Дзугаев первое упоминание о дороге.

Дорога башен и крепостей

Коста Дзугаев рассказывает об интересных сведениях, которые он обнаружил в грузинских источниках о Военно-Осетинской дороге. Согласно этим источникам, дорога была не просто важным маршрутом, но и стратегически укрепленным рубежом, находящимся под контролем осетин.
Дзугаев подчеркивает, что дорога была хорошо укреплена - до сих пор сохранились остатки мощных крепостей и башен. Он отмечает, что Нижний Зарамаг был особенно сильно укреплен - там видны остатки старой крепости.
В работе "Избранные труды по Кавказаведению" Георгия Тогошвили - исследователя грузино-осетинских отношений в XV-XVIII веках - упоминаются Касарские ворота. Дзугаев цитирует Тогошвили, который пишет о "воротах из скалы и каменной кладки, большой и сводчатой над самой рекой". Тогошвили подчеркивает, что контроль над Касаром всегда находился у осетин, и враги никогда не смогли завоевать этот край из-за его недоступности.
Государственный архив Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия, 1920, 30.03.2023
Память народа – ученый Коста Дзугаев об истории Южной Осетии по архивным документам
Лента новостей
0