Память народа – ученый Коста Дзугаев об истории Южной Осетии по архивным документам

© Sputnik / Natalia Airiyan Государственный архив Южной Осетии
Государственный архив Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия, 1920, 30.03.2023
Подписаться
ЦХИНВАЛ, 30 мар — Sputnik, Дзерасса Техова. Перипетии военно-политической борьбы практически не отразились на архивах Южной Осетии – в этом плане республике повезло. Об этом историк Коста Дзугаев заявил в ходе круглого стола, который прошел в Цхинвале в четверг и был посвящен архивному делу республики. Он отметил, что архив – это память народа, место, где всегда ведется борьба, – особенно это актуально для периода крутых исторических переломов.
© Sputnik / Natalia AiriyanКруглый стол
Круглый стол - Sputnik Южная Осетия, 1920, 30.03.2023
Круглый стол
По его словам, отражение такой борьбы видно и в истории югоосетинского архива. Например, не сохранилось ни одного документа о смерти Сталина – заметно, что прошла чистка, переделывалась нумерация страниц и папок.

"Еще хуже дело было в Москве. Известно, что в 60-е годы при Хрущеве проводились масштабные фальсификации архивных дел. В 1991-1992 годах архивные документы вывозили на Запад. Кто знает, сколько информации потеряно для российских исследователей. Я думаю, что нам в Южной Осетии все же повезло. Перипетии военно-политической борьбы могли губительно отразиться на республике", – заметил историк.

Он напомнил, что в январе 1991 года, когда грузины захватили Цхинвал, центр города 20 дней был под их контролем. Они ограбили банк, целый ряд других учреждений подверглись разгрому, но до архива, видимо, не дошли руки. В августе 2008 года только уличные бои помешали грузинам выполнить свою программу. Архивы были бы изъяты или уничтожены. Но, к счастью, сохранились. И сегодня у исследователей есть возможность работать с документами.

История борьбы

Дзугаев предоставил на круглом столе документ – выписку из протокола объединенного заседания Революционного комитета и парткома с участием ответственных партработников Юго-Осетии от 6-8 сентября 1921 года. На нем стоит печать Революционного комитета Южной Осетии и подписи Александра Джатиева и Владимира Санакоева.
© Photo : Госархив РЮОВыписка из протокола о самоопределении и политическом устройстве Южной Осетии
Выписка из протокола о самоопределении и политическом устройстве Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия, 1920, 30.03.2023
Выписка из протокола о самоопределении и политическом устройстве Южной Осетии
"Об этом мало кто знал, на протяжении советского периода истории это умалчивалось. Слушался вопрос о самоопределении и политическом устройстве Юго-Осетии. Было принято постановление: признать необходимым образование Социалистической Советской Республики Юго-Осетии с центром в Цхинвале. При выработке формы федеративной связи между Грузией и Южной Осетией гарантируется трудящимся Юго-Осетии максимум политических прав. Этот документ показывает, что то поколение, которое тогда вело борьбу за наши национальные интересы, прекрасно все понимало. И в меру своих ресурсов, своих сил, старалось отстоять те позиции, которые были тогда завоеваны. Но давление московского центра было сильным. Республику удержать не удалось", – рассказал Дзугаев.

Репрессии

Отдельно он подчеркнул, что архивные документы совершенно точно доказывают, – проблема воссоединения Осетии всегда была главной, стержневой, вокруг которой все крутилось. Ее всеми силами подавляли из Тбилиси, но так же настойчиво и непреклонно вновь ставили в Цхинвале.

"Репрессии 1937-1938 годов были связаны с этим обстоятельством. Уничтожались в первую очередь все те, кто занимался вопросом воссоединения Осетии. Список репрессированных, который был в политархиве, насчитывает 405 фамилий. Архивные доказательства – трагичное, но необходимое нам для понимания того, что мы есть и куда нам нужно двигаться", – отметил Дзугаев.

Он также рассказал, что были проведены исследования о том, как фальсифицировались архивы Москвы. Историк Евгений Спицын сообщил о сенсационном открытии Александра Дугина, работая над вопросом о том, как информировалось Политбюро о репрессиях 1937-1938 годов.
"Документально доказано, что глава НКВД Николай Ежов проводил статистику репрессий как внутреннюю подведомственную документацию. Наверх о реальных размахах репрессий не докладывал. Известно об этом стало только к середине 1938 года. Политбюро и Сталин не знали, что сотни тысяч граждан судят и сажают. И, конечно, они не знали о том, что творилось в Южной Осетии", – сказал ученый.

"Растдзинад" (Правда)

Было бы интересно обнаружить в архивах, продолжил Коста Дзугаев, документы про деятельность организации "Растдзинад" ("Правда") во главе с Владимиром Ванеевым.
"В 60-е годы они направили Никите Хрущеву 30-страничное письмо с просьбой рассмотреть вопрос об объединении с севером Осетии. Как раз в тот период Крым передали Украине. Административный след документа виден, но самого документа нет. Из Москвы его переслали в Тбилиси. Организаторов даже вызывали и просили не торопиться с этим вопросом. Я стараюсь отыскать это письмо", – рассказал он.
© Sputnik / Natalia AiriyanКруглый стол
Круглый стол - Sputnik Южная Осетия, 1920, 30.03.2023
Круглый стол

Контакты с грузинским архивом

По словам Дзугаева, в советский период некоторые ведомства после завершения оборота отправляли документацию в центр – в Тбилиси. В период освободительной борьбы 1990-1991 годов огромное количество документации было вывезено в грузинскую столицу. Кое-что из этого переправили и в Москву.

"В Тбилиси были документы, касающиеся нас, истории репрессий. Там было очень много – структуры передавали все в центр. Но во время 16-дневных боевых действий при свержении режима Гамсахурдиа сожгли практически весь центр города. В числе сгоревших было и здание КГБ Грузии. Исследователь Агаджанов пишет, что погибло 210 тысяч из 230 тысяч архивных дел, представлявших огромную историческую ценность, в том числе и для нас. Почти полностью сгорел и архив МВД", – сообщил историк.

Он отметил, что доступа в архив Грузии у исследователей из Южной Осетии не было с 2004 года. Хотя до этого контакты между тбилисскими и цхинвальскими архивистами были нормальными и плодотворными. Дела чисто житейские – людям нужны справки из архивов. Взаимопомощь была всегда. Но по мере ужесточения политической обстановки контакты были свернуты.
Лента новостей
0