Успение Пресвятой Богородицы: традиции и обычаи празднования
© Sputnik / Дмитрий КоробейниковИкона "Успение Пресвятой Богородицы". И. Хлебников. 1896 год. XII Российский антикварный салон. Центральный Дом художника.
© Sputnik / Дмитрий Коробейников
Подписаться
ЦХИНВАЛ, 28 авг - Sputnik, Аманда Томаева. В России и Южной Осетии в среду, 28 августа, верующие празднуют Успение Пресвятой Богородицы. В православии этот праздник относится к числу двунадесятых праздников, то есть, двенадцати наиболее важных (после Пасхи) праздников. Ему предшествует двухнедельный Успенский пост — самый строгий после Великого поста.
Несмотря на суть события, в православии это считается одним из больших праздников, так как связано с началом духовной жизни и победой над смертью, рассказал в беседе со Sputnik руководитель религиозной редакции телеканала "Царьград" Михаил Тюренков.
"Этот праздник радостный, хотя и, казалось бы, связан с кончиной Пресвятой Богородицы. Успение мы никогда называем смертью, мы его называем именно "успением", то есть Пресвятая Богородица действительно завершила земные дни, но словно уснула. Почему мы Пасху, например, называем Днем Победы вечной жизни над смертью? По той причине, что Господь в эти день воскрес и тем самым победил смерть", — рассказал он.
При этом, успение — это своего рода тайна, которая не описана даже в Евангелие или в посланиях и писаниях святых апостолов. Однако событие упоминается в древнем предании Иерусалимской церкви.
"Без малого две тысячи лет назад в этот день в городе Иерусалим собрались ученики Христа — двенадцать апостолов включая апостола Матфея, который заменил апостола-предателя Иуду, собрались и апостолы от семидесяти — это второй апостольский круг, а также жены-мироносицы. Сама Пресвятая Богородица предвестила свою кончину. С одной стороны, это действительно была печаль, многие опечалились в этот день. Один из апостолов Фома не смог прибыть проститься с Пресвятой Богородицей и пришел только на третий день. А когда он прибыл, другие апостолы открыли гробницу и обнаружили, что в ней нет тела Богородицы. Эта тайна разъясняется очень просто: Господь забрал свою пречистую матерь слепно на небо, то есть, она вознеслась таинственным образом", — отметил он.
В народе, как отметил Тюренков, Успение Пресвятой Богородицы часто называют Богородичной Пасхой, так как праздник близок к светлому празднику Пасхи.
"Ко всему прочему Успение завершает недолгий, но очень строгий пост. По строгости он похож на Великий пост. Однако сегодня среда, и по церковному календарю только двунадесятые господские праздники отменяют пост, а Успение не отменяет пост, поэтому сегодняшний день полупостный. Сегодня по церковному уставу благословляется употребление в пищу рыбы, но тем не менее, демонстрируется завершение поста", — рассказал он.
Однако праздник не отмечается одинаково в России и Южной Осетии. Так, в южноосетинской республике в этот день принято вспоминать усопших и посещать кладбища, что является не совсем правильной, но допустимой традицией.
"В народной традиции есть анодогичный обычай приезжать на могилы на Пасху, а в церковной — нет. Поясню почему: после Пасхи определенное время не служатся панихиды или литии. Это чисто церковный богослужебный момент. Службы совершаются только в том случае, если человек скончался в Светлую Седмицу или на Пасху, причем совершается с особым чином, с пасхальными песнопениями, так же торжественно и светло. Но тем не менее это нисколько не мешает, нет никакого запрета даже на Пасху прийти на могилы к своим предкам, своим близким и возвестить радость светлого Христового Воскресения. И Успение, как я уже сказал, — это малая Пасха, и почему бы не прийти в этот день на могилы опять-таки своих близких, своих предков и не порадоваться вместе с ними", — заключил Тюренков.
В этот праздник, по его словам, церковь не ставит перед человеком жестких ограничений: главное — продолжать делать добрые дела и молиться по доброй воле.