БАМу - полвека: вклад осетин в великую стройку СССР и будущее уникального проекта
13:16 08.07.2024 (обновлено: 15:19 08.07.2024)
© Sputnik / Александр Маршани / Перейти в фотобанкБайкало-Амурская магистраль (БАМ). Бригада Григория Гуреева ведет укладку рельсов к станции Асовская.
© Sputnik / Александр Маршани
/ Подписаться
Sputnik, Нина Мохаммад
Великой стройке СССР - Байкало-Амурской магистрали (БАМ) - в 2024 году исполняется полвека. БАМ протяженностью более 4,3 тысячи километров проходит от станции Тайшет до Советской Гавани через Восточную Сибирь и Дальний Восток России. К концу этого года грузооборот БАМа планируется довести до 180 миллионов тонн в год. Сегодня стройка получила новую жизнь и нужна не только для экспорта российских товаров, но и как транзитный путь между Востоком и Западом.
О том, чем же велик БАМ, каково его значение для экономики и безопасности России сегодня, и каков был вклад осетин в стройку века, мы поговорили с ветераном БАМа, председателем североосетинского отделения "Бамовского содружества" Тристаном Джуссоевым.
Осетины на БАМе
Выходцу из Южной Осетии, железнодорожнику по образованию, доверили объекты в промзоне в сердце БАМа, городе Тынде. В 1984 году на параде объявили пять лучших бригад, четыре из них - сформированные Джуссоевым: многонациональные, дружные и ответственные. Настрой среди инженеров и техников был боевой - шел от сердца и души, все понимали, что надо строить и делать это хорошо.
"Это были товарищи из всех республик. Бригады были разные - русские, украинцы, белорусы, башкиры, азиаты, азербайджанцы, армяне. Дружные бригады, национальность на первый план не выходила. Оценивали людей только по личным качествам - другого не было. Осетины тоже работали хорошо. Каждый регион строил свой город, осетины строили в Кунерме (поселок в Казачинско-Ленском районе Иркутской области - ред.). Все, что построили, до сих пор стоит качественно. Осетинская строительная школа всегда была очень серьезной и ребята знали свою работу. Отличались от других, потому что были крепкими физически и духовно", - рассказывает он.
Физическая закалка, присущая жителям гор, и помогла Джуссоеву адаптироваться в трудных условиях БАМа. В детстве, когда он жил в Квайсе, дедушка поднимал Тристана в четыре утра с рассветом. Через час мальчик бежал за дедом вприпрыжку со своей маленькой косой: дед - на лошади, он - пешком. Час занимала дорога в горы, и там уже косишься до позднего вечера, вспоминает он.
"Я горец, я квайсинец, и сложности были мне понятны. На БАМе и печку топил, и дрова рубил - привозил их каждую осень. А те, которые приехали из европейской части СССР, кто жил в квартирах, им, конечно, было сложно адаптироваться. Но все ребята были с характером", - вспоминает Джуссоев.
Бамовское содружество
Министерство юстиции РФ в 2021 году официально зарегистрировало организацию "Бамовское содружество" - вместе с пятьюдесятью отделениями по всей стране. Среди них и северокавказское отделение строительства БАМа. По словам Тристана Джуссоева, долгое время ветераны великой стройки не поддерживали связь, однако сейчас бамовцы-осетины намерены обратить внимание элит Южной и Северной Осетии, чтобы начать решать насущные вопросы обеих республик. Среди них стройка железной дороги через Транскам, восстановление заводов в Северной Осетии и так далее.
"Я думаю, что бамовская дружба - это что-то другое, совместные испытания, трудности, поражения, победы и смешные случаи. Мы начинаем работать практически с чистого листа. Планы такие: есть большие административные ресурсы, я уже разговаривал с фондами, с правительством тоже проходят переговоры. Мы будем их привязывать к "Бамовскому содружеству" и помогать Южной Осетии, чем сможем", - рассказывает он.
Возрождение великой стройки
РЖД и государство вкладывают триллионы рублей в возродившуюся стройку БАМа. Компания уже несколько лет ведет масштабные работы по развитию сети железных дорог, объединяющей БАМ и Транссиб. Планы по увеличению провозных способностей амбициозные - к концу этого года БАМ планируется довести до 180 миллионов тонн в год, а к концу 2032 года до 270 миллионов тонн. Тристан Джуссоев вместе с коллегами планирует определять на стройку лучших представителей осетинской молодежи.
"Нам нужны ресурсы, кадры, будем определять туда наших ребят. Чтобы они там тоже участвовали - не только в СВО, но и на БАМе. Наши строители одни из самых лучших в России - были, есть и будут. У них хватает и духа, и сердца, и силы. Никуда не деться от своих генов, они дают о себе знать в трудные моменты", - считает он.
Сегодня БАМ нужен не только для экспорта российских товаров, но и как транзитный путь между Востоком и Западом. Также велико его значение с точки зрения безопасности.
"Россия прирастает Сибирью, это говорили еще в царское время. Там очень много полезных ископаемых, леса, руды, угля. Это все дает стране большую прибыль. К тому же, дорога, которую построил царь, проходит вдоль границ с Китаем. С Китаем у нас сейчас хорошие отношения, но я не знаю, как они будут развиваться дальше. Если, допустим, будут сложности, то это запасной путь. Он идет на 400 километров выше, и, в случае чего, будет возможность перебрасывать грузы на восток. Сейчас отношения у нас хорошие, но, как говорится, хочешь мира, готовься к войне", - подчеркивает собеседник Sputnik.
Тристан Джуссоев с тоской и любовью вспоминает о той эпохе: БАМ определил его судьбу, там все было ради общего дела. Сегодня он мечтает о дружбе народов и о единстве в достижении целей государственной важности.