Кто и как защищает права потребителей в Южной Осетии

© Sputnik / Владимир Федоренко / Перейти в фотобанкПокупатель в магазине. Архивное фото
Покупатель в магазине. Архивное фото - Sputnik Южная Осетия, 1920, 02.04.2024
Подписаться
В Южной Осетии, как и в любом современном государстве, действуют десятки заведений общественного питания, продуктовых магазинов, частных пекарен и других предприятий, в том или ином виде торгующих пищевыми товарами. Работу подобных торговых точек - условия хранения, гигиена, санитария и прочее - контролирует комитет по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Югосетпотребнадзор). В частности, комитет проводит регулярные проверки и отвечает на заявления граждан. О том, как проверяются продуктовые магазины - в материале Sputnik.

Документы

В своей работе комитет руководствуется, в первую очередь, законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РЮО, а также законами о защите прав потребителей, качестве и безопасности пищевых продуктов, защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и другими нормативно-правовыми актами, действующими на территории Республики Южная Осетия.
Работа ведомства также опирается на положение о комитете и другие нормативно-правовые акты, в том числе СанПиН - это специальные нормативно-правовые акты, которые устанавливают требования к работе различных учреждений, предприятий и заведений. Всего же нормативных документов, которыми руководствуется комитет по надзору, более сотни.
Проверки торговых точек в Южной Осетии
Проверки торговых точек в Южной Осетии - Sputnik Южная Осетия, 1920, 02.04.2024
Проверки торговых точек в Южной Осетии

Плановые проверки

Плановые проверки объектов торговли и общественно питания, согласно закону о защите прав юридических лиц, проводятся комитетом один раз в три года. Иные - например, медицинские учреждения - планово проверяются один раз в год. План проверок составляется на последующий год и согласовывается с генеральной прокуратурой. При плановых проверках комитет, в соответствии с законом, уведомляет заведение не менее чем за три рабочих дня.
"С учетом того, что объекты у нас маленькие, даже за час предупредить можно - и объект к началу проверки будет в надлежащем виде", - говорит глава Югосетпотребнадзора Марина Кочиева, добавляя, что такие проверки с предупреждениями за три дня, как бы часто они ни проводились, по сути, бесполезны.
Несмотря на то, что во время таких проверок иногда все же находятся некоторые нарушения (в основном нарушения требования санитарного законодательства и закона о защите прав потребителей) основная часть выявляется во время внеплановых проверок. Например, в 2023 году большая часть нарушений была выявлена именно в ходе таких внеплановых проверок.
Продукте в супермаркете. Архивное фото  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 19.03.2024
Югосетпотребнадзор проверит в ходе рейдов наличие ценников в цхинвальских магазинах

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводятся на основании заявления (жалобы) от потребителя, по распоряжению главы комитета, на основе полученной информации, а также по требованию прокуратуры и других органов. При этом заявитель должен быть указан в документации; анонимные заявления не могут быть основанием для проведения проверки. В случае, если имеется угроза жизни и здоровью потребителя, проверка проводится без уведомления предпринимателя и, как правило, сразу после получения заявления. В целом же закон устанавливает срок рассмотрения жалоб в течение 30 дней.
Если в ходе проверки выявляются нарушения действующих законодательных актов, в том числе требования СанПин, комитет выносит мотивированные решения административного характера - это может быть предупреждение предпринимателю с требованием устранить нарушения или штраф, или же подготовка материалов о приостановке действия объекта в судебном порядке.

Штрафы

Сумма штрафа зависит от вида нарушения по статье Кодекса об административных нарушениях и от формы собственности объекта (гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо). Например, за простое нарушение санитарно-эпидемиологических правил гражданин может быть оштрафован на сумму от 100 до 500 рублей, тогда как индивидуальному предпринимателю придется заплатить уже до 1000 рублей. Юридическому же лицу за подобное нарушение грозит штраф от 10 000 до 20 000 рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток.
Проверка продукции в лаборатории Роспотребнадзора - Sputnik Южная Осетия, 1920, 15.03.2024
Как защитить свои права в Южной Осетии при покупке товаров
Если же нарушение санитарно-эпидемиологических правил привело к причинению вреда здоровью или смерти человека, физическое лицо будет обязано выплатить до 150 000 до 300 000 рублей, а ИП или юридическое лицо будет оштрафовано на сумму от 500 000 до 1 000 000 рублей, либо же предприятие может быть закрыто на срок до 90 суток.
Что касается правил продажи отдельных товаров, которые установлены постановлением правительства РФ и включают в себя не только продовольственную продукцию, но и алкоголь, бытовую химию, стройматериалы и многое другое - за их нарушение физическому лицу грозит штраф от 300 до 1500 рублей, ИП - от 1000 до 3000 рублей, а юридическому лицу - от 10 000 до 30 000 рублей.
К сожалению, несмотря на принимаемые административные меры, часть предпринимателей все равно не исправляют выявленные нарушения, хотя при этом исправно выплачивают назначаемые им штрафы. В числе таких "популярных" нарушений чаще всего оказывается отсутствие ценников или иной информации о товаре, а также несоблюдение сроков годности.
Девушка достает еду из холодильника - Sputnik Южная Осетия, 1920, 08.03.2024
Морозилка - друг человека: как правильно заморозить продукты и что с ними потом делать

Роль потребителей

Жалобы на работу продуктовых магазинов в Цхинвале - не редкость, однако озвучиваются они в основном в личных разговорах или в социальных сетях. При этом часто потребители жалуются на бездействие комитета по надзору, забывая о том, что инициировать проверку комитет может только на основании поступившей к ней информации. Так что вместо того, чтобы жаловаться в Интернете, следует написать заявление в комитет по надзору, объясняет Марина Кочиева.
"Закон о защите прав потребителей принят для того, чтобы потребители знали о своих правах и сами подавали жалобы в комитет. Комитет же на эти жалобы реагирует оперативно," говорит Кочиева.
К сожалению, полномочия комитета ограничены теми же законами, которые регулируют его работу. Например, объект может быть закрыт решением суда от одного до трех месяцев, и условием открытия такого объекта является устранение всех выявленных нарушений. Однако, зачастую такие объекты возобновляют свое функционирование с теми же нарушениями, из-за которых они были закрыты. В этом случае такие объекты функционируют незаконно, и на это должны обращать внимание и другие заинтересованные ведомства.
Лента новостей
0