Дедлайны предвыборной подготовки: от указа президента до дня выборов
17:07 22.03.2024 (обновлено: 15:38 22.05.2024)
© Sputnik / Наталья АйриянПарламентские выборы в Южной Осетии
© Sputnik / Наталья Айриян
Подписаться
Диана Козаева, Sputnik
Южная Осетия в июне этого года будет выбирать парламент восьмого созыва. До дня голосования остается не так много времени – согласно югоосетинскому избирательному законодательству выборы назначаются на второе воскресенье месяца, в котором состоялось предыдущее голосование и в котором был избран парламент в правомочном составе. Как и в 2019 году этот день выпадает на девятое июня.
Дату назначает президент. Сделать это он должен в сроки, которые четко определены законодательством республики. Решение должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 70 дней до дня голосования, то есть не ранее 11 марта и не позднее 30 марта.
Указ главы государства подлежит официальному опубликованию в СМИ, это должно быть сделано не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Законодательство оговаривает вероятность того, что президент по тем или иным причинам может не объявить дату выборов в срок. В таком случае это делает Центральная избирательная комиссия, а дата выборов переносится на первое воскресенье месяца, следующего за истечением срока полномочий действующего парламента. При таком раскладе, выборы могут пройти седьмого июля.
Законодательство оговаривает вероятность того, что президент по тем или иным причинам может не объявить дату выборов в срок. В таком случае это делает Центральная избирательная комиссия, а дата выборов переносится на первое воскресенье месяца, следующего за истечением срока полномочий действующего парламента. При таком раскладе, выборы могут пройти седьмого июля.
Организация процесса выборов депутатов осуществляется ЦИК, окружными избирательными комиссиями и участковыми избирательными комиссиями. ЦИК отвечает за подготовку к выборам, осуществляет контроль за соблюдением избирательного законодательства, а также предоставляет информацию об избирательном процессе гражданам Южной Осетии.
Для проведения выборов депутатов, которые избираются по одномандатным округам, образуются 17 одномандатных избирательных округов. Они формируются на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории Южной Осетии. Эти данные в ЦИК должны представить местные органы государственной власти, то есть главы районов и города Цхинвал.
Именно основываясь на этих цифрах и данных, ЦИК обязан сформировать и представить на рассмотрение парламента схему одномандатных избирательных округов и ее графическое изображение. И сделать это не позднее, чем за 60 дней до дня голосования, то есть до 10 апреля.
То есть, чем позднее будет назначена дата голосования, тем меньше времени остается у ЦИК для формирования схемы.
При этом, по информации представителя Центризбиркома, все главы администраций административно-территориальных единиц РЮО, кроме главы администрации города Цхинвал, уже представили в ЦИК сведения об избирателях.
Из закона о выборах депутатов парламента следует, что схема одномандатных избирательных округов утверждается отдельным законом, который должен быть опубликован (обнародован) не позднее чем за 55 дней до дня голосования - до 15 апреля.
Если это требование не соблюдено, ЦИК принимает решение о проведении выборов по схеме одномандатных избирательных округов, которая была использована при предыдущих выборах. Либо, если прежняя схема не соответствует требованиям закона, ЦИК сам определяет, утверждает и публикует схему.
При этом ЦИК должен уточнить численность избирателей, зарегистрированных на той или иной территории и внести в прежнюю схему округов изменения, если это требуется.
Кроме того, на основании все тех же данных о количестве избирателей ЦИК должен сформировать и избирательные участки. Они должны быть сформированы не позднее чем за 50 дней до дня голосования - до 20 апреля.
Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку не позднее чем за 20 дней до дня голосования, до 20 мая – опять же на основании сведений об избирателях, представляемых главой администрации административно-территориальной единицы. В отдельных случаях командиром воинской части, а также руководителем учреждения, в котором избиратели временно пребывают.
То есть, непредоставление необходимых сведений в ЦИК для проведения голосования влечет за собой немалые загвоздки и прибавит работы Центризбиркому, которому и так отводится ограниченное количество времени на соблюдение всех условий для подготовки и проведения выборов.
Парламент Южной Осетии состоит из 34 депутатов. Перед депутатскими выборами 2019 года в республике вернулись к принципу мажоритарно-пропорционального представительства. Это значит, что половина слуг народа избирается по республиканским спискам политических партий, другая половина – по одномандатным округам.
Выборы депутатов парламента Южной Осетии проводятся каждые пять лет. Все граждане республики, достигшие совершеннолетия (18 лет), имеют право участвовать в них и избирать депутатов. Однако, для того чтобы стать депутатом парламента, необходимо также соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством. И прежде всего, это "ценз оседлости". То есть, гражданин, не проживающий последние пять лет на территории республики, не имеет права претендовать на депутатское кресло.
Процентный барьер для партий, участвующих в выборах, составляет 7%. Это значит, что партия, набравшая менее 7% голосов на выборах, не будет допущена к распределению депутатских мандатов. Это условие направлено на обеспечение более стабильного и эффективного функционирования парламента.
Расчет мандатов производится по формуле пропорционального представительства. Чем больше голосов набирает партия на выборах, тем больше мест в парламенте она получит.