https://sputnik-ossetia.ru/20231216/nashe-svyaschennoe-pisanie-zamministra-kultury-rso-alaniya-o-nartskom-epose-i-gode-nartiady-27279474.html
Наше священное писание: замминистра культуры РСО-Алания о Нартском эпосе и Годе Нартиады
Наше священное писание: замминистра культуры РСО-Алания о Нартском эпосе и Годе Нартиады
Sputnik Южная Осетия
Диана Козаева, Sputnik 16.12.2023, Sputnik Южная Осетия
2023-12-16T09:00+0300
2023-12-16T09:00+0300
2023-12-16T09:00+0300
северная осетия
интервью
общество
нартский эпос
владикавказ
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/268/59/2685935_203:0:4402:2362_1920x0_80_0_0_892ae63a13a22ca4779456731baa0dc7.jpg
Диана Козаева, SputnikВо Владикавказе прошел Международный фестиваль "Арфæ". Это было завершающее мероприятие Года Нартиады в Северной Осетии. О том, как прошел фестиваль, об итогах Года осетинской Нартиады, и как прошедшие в рамках этого проекта мероприятия способствовали сохранению и развитию традиций осетинского народа, в интервью Sputnik рассказала заместитель министра культуры Северной Осетии Залина Кусаева.– В нашей республике завершился праздник фольклорного искусства – Международный фольклорный фестиваль "Арфæ", который являлся ключевым, пожалуй, наиболее значимым и финальным мероприятием в рамках Года осетинской Нартиады. В нем приняли участие творческие коллективы из республик СКФО, Абхазии, Южной Осетии, а также из столицы нашего государства – города Москвы. Количество участников этого фестиваля превысило 200 человек. Они представили самобытные жанры в области фольклорного искусства, оно включает также инструментальное творчество, музыкальный фольклор, хореографию. Самым, на мой взгляд, важным и определяющим было исполнительское мастерство на аутентичных музыкальных инструментах, которое продемонстрировало несколько коллективов.Первый день фестиваля был пронизан интеллектуальными дискуссиями и обменом идеями на круглом столе "Фольклор в современном мире. Традиции и инновации", который состоялся в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований имени В. Абаева. Дело в том, что это было символично, потому как Год осетинской Нартиады начался с мероприятий, которые также были организованы в этом научном центре. Это конференции, презентация "Энциклопедии осетинской Нартиады".Участники этого круглого стола обсудили актуальные вопросы сохранения и развития фольклорного наследия в условиях современного общества. Были актуализированы достаточно важные темы, в том числе развитие аутентичного исполнительского искусства, укрепление межкультурных, межэтнических и межконфессиональных коммуникаций. Эту идею, собственно, также отличал в целом фестиваль фольклорного искусства.Если говорить о том, что происходило на гала-концерте - завершающем событии фольклорного фестиваля, то, наверное, следует отметить, что днем ранее все приглашенные коллективы давали сольные концерты в районах республики, что весьма порадовало наших соотечественников. Скажем, в Кировском районе выступил ансамбль гармонистов "Седарчи" Чеченской Республики, в Ирафском районе зрители наслаждались выступлениями народного танцевального коллектива Архыз" из Карачаево-Черкесии и народного ансамбля адыгских музыкальных инструментов "Удж". В Пригородном районе был организован концерт, на котором выступал хор Государственного ансамбля песни и танца "Симд" из нашей братской Республики Южная Осетия, а вот кафедра национальных инструментов народов России Российской академии музыки имени Гнесиных из Москвы и ансамбль гармонистов из Кабардино-Балкарии выступали во Владикавказском колледже искусств имени Гергиева.В заключительный день фестиваля состоялся гала-концерт в республиканском Доме народного творчества, на котором были представлены самые выдающиеся номера. Это мероприятие стало настоящей презентацией высочайшего уровня исполнительского искусства и вдохновения. Вместе с тем, наверное, можно сказать, что фестиваль явился пространством для гармоничного единения народов России.– Если оглянуться в целом на весь 2023 год, какие мероприятия проводились в рамках Года осетинской Нартиады и в какой степени они способствовали сохранению и развитию традиций осетинского народа?– Мы напомним, что Год Нартиады инициировало министерство культуры, и наше предложение было поддержано главой республики Сергеем Меняйло, и в соответствии с этим был издан указ о проведении в республике Года осетинской Нартиады.Прежде всего, мы преследовали такую цель, как сохранение культурно-исторического наследия, популяризацию народного искусства, этнокультурного многообразия и национальной самобытности как Республики Северная Осетия-Алания, так и в целом народов России.Мы знаем, что сказания о Нартах – это достояние духовной культуры осетин, они издавна привлекают внимание ученых многих стран, представителей различных видов искусств, в том числе. В эпических текстах устойчиво зафиксированы наиболее значимые исторические события, религиозные, мифологические воззрения, элементы древних верований, фольклорно-этнографических традиций, и это, безусловно, не может не привлекать внимания. Поэтому план событийного календаря состоял из порядка двухсот мероприятий, и отрадно отметить, что практически все они были реализованы.В течение года состоялся ряд научных конференций, где обсуждались актуальные вопросы нартоведения и в целом культурно-исторического наследия как осетинского народа, так и народов России. Проходили олимпиады в студенческой среде, глобальные диктанты по мотивам эпических сюжетов, чтецов. На меня неизгладимое впечатление произвел конкурс чтецов, который был организован республиканским Домом народного творчества. В нем принимали участие школьники, которые декламировали большие тексты на осетинском языке, и такое было мастерское исполнение. Отрадно было отметить, что наши школьники, наше подрастающее поколение весьма глубоко чувствуют те сакральные смыслы, которые заложены в эпических текстах. Было приятно, что им это интересно, они приветствуют данные события и с удовольствием в них участвуют.Также проходили выставки детских художественных работ. Так, например, учащиеся Детской художественной школы имени Тавасиева направили большую выставку по теме Нартиады в Санкт-Петербург, там были представлены порядка 150 живописных работ. Тем самым петербургские дети, их сверстники, прониклись идеей Нартовского эпоса, и я думаю, эти коммуникации будут продолжаться.Год осетинской Нартиады открылся в мае, в День осетинского языка. Он был ознаменован художественной выставкой "Дети солнца", которая была организована в Художественном музее имени Махарбека Туганова. Это было достаточно яркое событие.Следовало бы отметить наше художественное училище имени Азанбека Джанаева, где на протяжении года проходили всевозможные мероприятия, и особенно дипломные работы выпускников 2023 года, потому что многие из них были посвящены теме Нартиады. В частности, одной из выпускниц была разработана детская настольная игра "Кадаги о Нартах". Я была бы очень рада, если бы эта игра была растиражирована, и каждый ребенок нашей республики получил бы возможность ознакомиться с основами нартовской традиции именно через эту прекрасную игру.Можно перечислять бесконечное множество всех этих событий, которые состоялись в рамках Года осетинской Нартиады. Конечно, были проекты, которые можно будет реализовывать впоследствии, это связано с определенными сложностями, но я думаю, при желании все можно будет реализовать.– Действительно, программа мероприятий была обширная, но тем не менее, чье участие в данных мероприятиях можно было бы особенно выделить, были ли отмечены какие-то новые тенденции или творческие открытия?– Вы знаете, были и творческие, и научные открытия. Мне отдельно хотелось бы сказать про презентацию "Энциклопедии осетинской Нартиады". Это трехтомное издание, над которым работал большой авторский коллектив из порядка 50 человек. Это в основном ученые Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, а также представители различных научных центров как Российской Федерации, так и зарубежных научных центров. Это уникальное издание, потому что можно совершенно точно констатировать, что ни у одного носителя эпической традиции в мировом масштабе, а таких народов насчитывается порядка двухсот, подобного энциклопедического издания не существует. Это такой своего рода свод всех накопленных знаний в различных сферах гуманитарного исследования. И все те знания, которые мы накапливали в течение долгих десятилетий, по сути, вошли в это энциклопедическое издание. Автором проекта и главным редактором является Людвиг Алексеевич Чибиров, известный государственный деятель, доктор исторических наук, профессор и наш коллега, сотрудник СОИГСИ. Это важное эпохальное событие не только в сфере науки, но и в культурной жизни нашей республики.– В какой степени Нартиада стала платформой для межкультурного обмена и взаимодействия? Появились ли какие-то новые контакты в рамках этого мероприятия?– Безусловно. Дело в том, что, когда мы инициировали этот проект, мы совершенно четко осознавали, что Нартский эпос является своего рода универсумом для всех кавказских народов. Эпическое наследие, Нартиада в частности, в той или иной мере присутствует практически у всех кавказских народов, в различной вариативной форме. Не в такой полной, как у осетин, потому что в научном мире давно известно, что у осетин эпос структурирован, он цикличен, и все остальные аспекты именно в рамках фольклорного знания, фольклористики аргументированно обосновывают, что истоки формирования эпоса нартов, конечно же, соотносятся скифо-сармато-аланской средой, и потом эта стадиальная преемственность развития эпоса, конечно же, дошла до наших дней, как наследие осетинского народа.Тем не менее эпос существует, как я уже сказала, в разных вариативных формах у всех народов Кавказа, это и есть фактор нашего единения. В частности, фестиваль "Арфæ" явился площадкой, которая через искусство, науку, культурную среду способствует гармонизации межкультурного, межэтнического и межконфессионального согласия. И именно Нарсткий эпос является тем немногим, что нас единит с кавказскими народами, потому что по лингвистическому принципу мы тоже не коррелируем с кавказскими народами: мы относимся к ираноязычной среде, кавказские народы – к тюрской языковой группе. Также верования наши отличные.Я скажу больше. Именно эпос стал тем элементом, который привлекает к нам внимание не только кавказских народов, но в целом народов России, и подтверждение тому наши гости из Москвы, которые с большим интересом участвовали в нашем фестивале, и также прониклись к каким-то духовным глубинным смыслам нашего этического наследия.– В чем заключается значимость Года осетинской Нартиады для сохранения продвижения осетинской культуры и традиции? Вы отметили роль на региональном уровне, но хотелось бы также услышать ваше мнение о международном.– Как я уже сказала, Нарсткий эпос уникален хотя бы потому, что он сохранил свои архаичные формы. Нам, как ученым-исследователям, занимающимся именно изучением эпоса, понятно, что эта текстологическая работа, которая проводилась на протяжении длительного времени собирателями и теми, кто систематизировал, а в дальнейшем публиковал тексты, в наименьшей степени подверглась технологической правке. То есть он (эпос) аутентичный, а это очень ценно. Это ценится как в научной, так и в культурной среде, и для мировой общественности. Это является важным элементом, чтобы познакомиться с нашим культурно-историческим наследием, потому что эпос – это наше священное писание, которое содержит как исторические свидетельства, так и элементы этнической культуры, религиозно-мифологических представлений. Это и есть те элементы, которые всегда интересны всему просвещенному человечеству.Все мероприятия подтвердили, насколько в обществе существует потребное обращение к своим корням. Проведя Год Нартиады, мы убедились в правильности своих решений и инициатив, потому что все наши действия и благородные помыслы как раз сосредоточены на сохранении культурно-исторического наследия нашего древнего народа.Хотелось, чтобы эти события не ограничились одним только годом, а чтобы, например, фестиваль "Арфæ" стал ежегодным. Либо, предположим, учредить ежегодный день осетинской Нартиады или неделю, чтобы все старания, которые были приложены в рамках этого года, не канули в лету, а имели свое продолжение и развитие.
https://sputnik-ossetia.ru/20230519/o-gode-nartiady-v-severnoy-osetii-kulturnykh-kodakh-osetin-i-epose-kak-bestsennom-nasledii-23395285.html
https://sputnik-ossetia.ru/20230515/v-severnoy-osetii-v-den-osetinskogo-yazyka-otkryli-god-nartiady--23272916.html
https://sputnik-ossetia.ru/20231029/v-severnoy-osetii-vypustili-komiksy-po-motivam-legendarnogo-nartskogo-eposa-26439595.html
владикавказ
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/268/59/2685935_728:0:3877:2362_1920x0_80_0_0_1265eccc63cf6118837949381fa0d117.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
северная осетия, интервью, общество, нартский эпос, владикавказ
северная осетия, интервью, общество, нартский эпос, владикавказ
Во Владикавказе прошел Международный фестиваль "Арфæ". Это было завершающее мероприятие Года Нартиады в Северной Осетии. О том, как прошел фестиваль, об итогах Года осетинской Нартиады, и как прошедшие в рамках этого проекта мероприятия способствовали сохранению и развитию традиций осетинского народа, в интервью Sputnik рассказала заместитель министра культуры Северной Осетии Залина Кусаева.
– В нашей республике завершился праздник фольклорного искусства – Международный фольклорный фестиваль "Арфæ", который являлся ключевым, пожалуй, наиболее значимым и финальным мероприятием в рамках Года осетинской Нартиады. В нем приняли участие творческие коллективы из республик СКФО, Абхазии, Южной Осетии, а также из столицы нашего государства – города Москвы. Количество участников этого фестиваля превысило 200 человек. Они представили самобытные жанры в области фольклорного искусства, оно включает также инструментальное творчество, музыкальный фольклор, хореографию. Самым, на мой взгляд, важным и определяющим было исполнительское мастерство на аутентичных музыкальных инструментах, которое продемонстрировало несколько коллективов.
Первый день фестиваля был пронизан интеллектуальными дискуссиями и обменом идеями на круглом столе "Фольклор в современном мире. Традиции и инновации", который состоялся в Северо-Осетинском институте гуманитарных и социальных исследований имени В. Абаева. Дело в том, что это было символично, потому как Год осетинской Нартиады начался с мероприятий, которые также были организованы в этом научном центре. Это конференции, презентация "Энциклопедии осетинской Нартиады".
Участники этого круглого стола обсудили актуальные вопросы сохранения и развития фольклорного наследия в условиях современного общества. Были актуализированы достаточно важные темы, в том числе развитие аутентичного исполнительского искусства, укрепление межкультурных, межэтнических и межконфессиональных коммуникаций. Эту идею, собственно, также отличал в целом фестиваль фольклорного искусства.
Если говорить о том, что происходило на гала-концерте - завершающем событии фольклорного фестиваля, то, наверное, следует отметить, что днем ранее все приглашенные коллективы давали сольные концерты в районах республики, что весьма порадовало наших соотечественников. Скажем, в Кировском районе выступил ансамбль гармонистов "Седарчи" Чеченской Республики, в Ирафском районе зрители наслаждались выступлениями народного танцевального коллектива Архыз" из Карачаево-Черкесии и народного ансамбля адыгских музыкальных инструментов "Удж". В Пригородном районе был организован концерт, на котором выступал хор Государственного ансамбля песни и танца "Симд" из нашей братской Республики Южная Осетия, а вот кафедра национальных инструментов народов России Российской академии музыки имени Гнесиных из Москвы и ансамбль гармонистов из Кабардино-Балкарии выступали во Владикавказском колледже искусств имени Гергиева.
В заключительный день фестиваля состоялся гала-концерт в республиканском Доме народного творчества, на котором были представлены самые выдающиеся номера. Это мероприятие стало настоящей презентацией высочайшего уровня исполнительского искусства и вдохновения. Вместе с тем, наверное, можно сказать, что фестиваль явился пространством для гармоничного единения народов России.
– Если оглянуться в целом на весь 2023 год, какие мероприятия проводились в рамках Года осетинской Нартиады и в какой степени они способствовали сохранению и развитию традиций осетинского народа?
– Мы напомним, что Год Нартиады инициировало министерство культуры, и наше предложение было поддержано главой республики Сергеем Меняйло, и в соответствии с этим был издан указ о проведении в республике Года осетинской Нартиады.
Прежде всего, мы преследовали такую цель, как сохранение культурно-исторического наследия, популяризацию народного искусства, этнокультурного многообразия и национальной самобытности как Республики Северная Осетия-Алания, так и в целом народов России.
Мы знаем, что сказания о Нартах – это достояние духовной культуры осетин, они издавна привлекают внимание ученых многих стран, представителей различных видов искусств, в том числе. В эпических текстах устойчиво зафиксированы наиболее значимые исторические события, религиозные, мифологические воззрения, элементы древних верований, фольклорно-этнографических традиций, и это, безусловно, не может не привлекать внимания. Поэтому план событийного календаря состоял из порядка двухсот мероприятий, и отрадно отметить, что практически все они были реализованы.
В течение года состоялся ряд научных конференций, где обсуждались актуальные вопросы нартоведения и в целом культурно-исторического наследия как осетинского народа, так и народов России. Проходили олимпиады в студенческой среде, глобальные диктанты по мотивам эпических сюжетов, чтецов. На меня неизгладимое впечатление произвел конкурс чтецов, который был организован республиканским Домом народного творчества. В нем принимали участие школьники, которые декламировали большие тексты на осетинском языке, и такое было мастерское исполнение. Отрадно было отметить, что наши школьники, наше подрастающее поколение весьма глубоко чувствуют те сакральные смыслы, которые заложены в эпических текстах. Было приятно, что им это интересно, они приветствуют данные события и с удовольствием в них участвуют.
Также проходили выставки детских художественных работ. Так, например, учащиеся Детской художественной школы имени Тавасиева направили большую выставку по теме Нартиады в Санкт-Петербург, там были представлены порядка 150 живописных работ. Тем самым петербургские дети, их сверстники, прониклись идеей Нартовского эпоса, и я думаю, эти коммуникации будут продолжаться.
Год осетинской Нартиады открылся в мае, в День осетинского языка. Он был ознаменован художественной выставкой "Дети солнца", которая была организована в Художественном музее имени Махарбека Туганова. Это было достаточно яркое событие.
Следовало бы отметить наше художественное училище имени Азанбека Джанаева, где на протяжении года проходили всевозможные мероприятия, и особенно дипломные работы выпускников 2023 года, потому что многие из них были посвящены теме Нартиады. В частности, одной из выпускниц была разработана детская настольная игра "Кадаги о Нартах". Я была бы очень рада, если бы эта игра была растиражирована, и каждый ребенок нашей республики получил бы возможность ознакомиться с основами нартовской традиции именно через эту прекрасную игру.
Можно перечислять бесконечное множество всех этих событий, которые состоялись в рамках Года осетинской Нартиады. Конечно, были проекты, которые можно будет реализовывать впоследствии, это связано с определенными сложностями, но я думаю, при желании все можно будет реализовать.
– Действительно, программа мероприятий была обширная, но тем не менее, чье участие в данных мероприятиях можно было бы особенно выделить, были ли отмечены какие-то новые тенденции или творческие открытия?
– Вы знаете, были и творческие, и научные открытия. Мне отдельно хотелось бы сказать про презентацию "Энциклопедии осетинской Нартиады". Это трехтомное издание, над которым работал большой авторский коллектив из порядка 50 человек. Это в основном ученые Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, а также представители различных научных центров как Российской Федерации, так и зарубежных научных центров. Это уникальное издание, потому что можно совершенно точно констатировать, что ни у одного носителя эпической традиции в мировом масштабе, а таких народов насчитывается порядка двухсот, подобного энциклопедического издания не существует. Это такой своего рода свод всех накопленных знаний в различных сферах гуманитарного исследования. И все те знания, которые мы накапливали в течение долгих десятилетий, по сути, вошли в это энциклопедическое издание. Автором проекта и главным редактором является Людвиг Алексеевич Чибиров, известный государственный деятель, доктор исторических наук, профессор и наш коллега, сотрудник СОИГСИ. Это важное эпохальное событие не только в сфере науки, но и в культурной жизни нашей республики.
– В какой степени Нартиада стала платформой для межкультурного обмена и взаимодействия? Появились ли какие-то новые контакты в рамках этого мероприятия?
– Безусловно. Дело в том, что, когда мы инициировали этот проект, мы совершенно четко осознавали, что Нартский эпос является своего рода универсумом для всех кавказских народов. Эпическое наследие, Нартиада в частности, в той или иной мере присутствует практически у всех кавказских народов, в различной вариативной форме. Не в такой полной, как у осетин, потому что в научном мире давно известно, что у осетин эпос структурирован, он цикличен, и все остальные аспекты именно в рамках фольклорного знания, фольклористики аргументированно обосновывают, что истоки формирования эпоса нартов, конечно же, соотносятся скифо-сармато-аланской средой, и потом эта стадиальная преемственность развития эпоса, конечно же, дошла до наших дней, как наследие осетинского народа.
Тем не менее эпос существует, как я уже сказала, в разных вариативных формах у всех народов Кавказа, это и есть фактор нашего единения. В частности, фестиваль "Арфæ" явился площадкой, которая через искусство, науку, культурную среду способствует гармонизации межкультурного, межэтнического и межконфессионального согласия. И именно Нарсткий эпос является тем немногим, что нас единит с кавказскими народами, потому что по лингвистическому принципу мы тоже не коррелируем с кавказскими народами: мы относимся к ираноязычной среде, кавказские народы – к тюрской языковой группе. Также верования наши отличные.
Я скажу больше. Именно эпос стал тем элементом, который привлекает к нам внимание не только кавказских народов, но в целом народов России, и подтверждение тому наши гости из Москвы, которые с большим интересом участвовали в нашем фестивале, и также прониклись к каким-то духовным глубинным смыслам нашего этического наследия.
– В чем заключается значимость Года осетинской Нартиады для сохранения продвижения осетинской культуры и традиции? Вы отметили роль на региональном уровне, но хотелось бы также услышать ваше мнение о международном.
– Как я уже сказала, Нарсткий эпос уникален хотя бы потому, что он сохранил свои архаичные формы. Нам, как ученым-исследователям, занимающимся именно изучением эпоса, понятно, что эта текстологическая работа, которая проводилась на протяжении длительного времени собирателями и теми, кто систематизировал, а в дальнейшем публиковал тексты, в наименьшей степени подверглась технологической правке. То есть он (эпос) аутентичный, а это очень ценно. Это ценится как в научной, так и в культурной среде, и для мировой общественности. Это является важным элементом, чтобы познакомиться с нашим культурно-историческим наследием, потому что эпос – это наше священное писание, которое содержит как исторические свидетельства, так и элементы этнической культуры, религиозно-мифологических представлений. Это и есть те элементы, которые всегда интересны всему просвещенному человечеству.
Все мероприятия подтвердили, насколько в обществе существует потребное обращение к своим корням. Проведя Год Нартиады, мы убедились в правильности своих решений и инициатив, потому что все наши действия и благородные помыслы как раз сосредоточены на сохранении культурно-исторического наследия нашего древнего народа.
Хотелось, чтобы эти события не ограничились одним только годом, а чтобы, например, фестиваль "Арфæ" стал ежегодным. Либо, предположим, учредить ежегодный день осетинской Нартиады или неделю, чтобы все старания, которые были приложены в рамках этого года, не канули в лету, а имели свое продолжение и развитие.