"В деле провозглашения республики заслугу "Адамон Ныхас" невозможно игнорировать"

© SputnikМитинг в День мужества и народного единства. Архивное фото
Митинг в День мужества и народного единства. Архивное фото  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 22.11.2023
Подписаться
В ноябре 1988 года в Цхинвале на базе студенческого политклуба был создан народный фронт Южной Осетии "Адамон Ныхас". У истоков национального движения стояли преподаватели и студенты тогдашнего Юго-Осетинского госпединститута и представители интеллигенции. Вначале главными целями движения были защита и пропаганда осетинского языка и другие гуманитарные задачи.
Превращению "Адамон Ныхас" в политическую организацию предшествовала в том числе антиосетинская кампания в грузинских СМИ.
При активном участии движения 20 сентября 1990 года было принято решение о преобразовании автономии в Республику Южная Осетия. На прошедших в том же году выборах в Верховный Совет большую часть депутатских мандатов получили представители "Адамон Ныхас", а лидер движения Алан Чочиев занял пост зампредседателя Верховного Совета.
Один из членов движения Геннадий Кокоев рассказал в интервью Sputnik о предпосылках создания "Адамон Ныхас", кто стоял у его истоков и какова была реакция союзной власти на эти процессы.
– Новейшая история Южной Осетии неразрывно связана с общественным движением "Адамон Ныхас". Каковы были предпосылки его создания? Как формировалось движение? Какие идеи и цели оно преследовало и почему "Адамон Ныхас"?
– Предпосылки создания Народного фронта Южной Осетии были, в принципе, аналогичны процессам в национальных образованиях СССР, естественно, со своими особенностями и нюансами. Особенностью было то, что в отличие от Народных фронтов союзных республик, автономии в их составе были не против центральных органов власти СССР, видя в них своеобразный спасательный круг и защиту от произвола "малых империй" - республиканских властей Прибалтики, Грузии, Молдавии, Азербайджана, - тех, кто в 1985-89 годы оседлал идеи сепаратизма, то есть курса на отсоединение от единого государства и создание национальных независимых государств. Целями движения первоначально были защита осетинского языка и культуры, развитие экономики и социальной сферы, повышение уровня жизни населения и другие гуманитарные проблемы.
Что касается названия, оно было заимствовано из Нартских сказаний и осетинской традиции, суть которой состояла в решении главных вопросов на "Ныхасе" - коллегиальном неформальном органе.
© Sputnik / Наталья АйриянГеннадий Кокоев
Геннадий Кокоев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 22.11.2023
Геннадий Кокоев
– Кто стоял у основ Народного фронта? С кем из движения тогда были знакомы лично вы?
– Основой для формирования "Адамон Ныхас" стал студенческий политклуб "Ныхас", инициатором создания которого стала преподаватель Юго-Осетинского пединститута Зоя Битарти, а 22 ноября 1988 года состоялось первое заседание Народного фронта Южной Осетии "Адамон Ныхас".
Немного позже, уже в декабре того же года, был сформирован коллегиальный орган – Координационный совет, председателем которого на альтернативной основе путем тайного демократического голосования был избран Алан Чочиев. Члены Координационного совета, а их было около 25 человек, были хорошо знакомы друг с другом, и решения по основным вопросам принимались, как правило, на основе консенсуса, что отнюдь не исключало право каждого на собственное мнение.
– В руководство движения была выдвинута и национальная интеллигенция, в том числе Нафи Джусойты. Каков был его вклад в "Адамон Ныхас"?
– Нафи Григорьевич Джусойты – выдающийся осетинский ученый, и его вклад в осетинское языкознание и литературу переоценить невозможно. Другое дело, что в марте 1989 года он по собственному желанию вышел из Координационного совета, проявив несогласие с некоторыми решениями руководства Фронта.
Алан Чочиев в науке, политике, жизни: документальный фильм Sputnik - Sputnik Южная Осетия, 1920, 19.10.2024
Алан Чочиев в науке, политике, жизни: документальный фильм Sputnik
– Как на создание Народного фронта отреагировали власти? Все ли поддерживали движение, или оно столкнулось с "гонениями"? Какова была реакция Грузии?
– Представители властных структур Югоосетинской автономии с недоверием, подозрительностью, а также с враждебностью восприняли образование "Адамон Ныхас", порой без оснований, видя в нем конкурента и претендента на ведущую роль в принятии решений, относящихся к компетенции формальных структур. Другое дело, что в ситуации, когда в экстремальных условиях надо было принимать ответственные решения, власть предержащие проявили нерешительность и некомпетентность.
Грузинские власти на создание движения прореагировали откровенно враждебно. Силовые структуры ГССР через свои филиалы в Южной Осетии пытались угрожать и преследовать членов "Адамон Ныхас". Были случаи внесудебных расправ, но все это не повлияло на решительный настрой продолжать свою деятельность.
– 23 ноября считается особой датой в Южной Осетии: точкой отсчета в борьбе за нашу независимость, когда был совершен поход грузинских националистов на Цхинвал. Какую роль сыграл Народный фронт в тех событиях?
– 23 ноября 1989 года не случайно считается Днем национального единства. В этот день народ Южной Осетии проявил свои лучшие качества – сплоченность, отвагу, непоколебимую решимость в отстаивании своих национальных интересов перед лицом экзистенциональной угрозы – многочисленных националистов, готовых к реализации этнических чисток осетин. Практически все активисты "Адамон Ныхас" приняли участие в отражении агрессивных действий со стороны националистов, поддержанных официальными структурами Тбилиси.
23 ноября 1989 года - Sputnik Южная Осетия, 1920, 22.11.2023
Начало борьбы Южной Осетии за свободу и независимость: воспоминания очевидцев
– С чего началась политическая деятельность "Адамон Ныхас"? Как движение отстаивало политические интересы Южной Осетии?
– Во многом политическая деятельность "Адамон Ныхас" была обусловлена складывающейся в то время обстановкой – как это хорошо известно, действиями набиравших силу националистических формирований Грузии и созрела необходимость в принятии политических решений. В частности, попытка поднять статус Югоосетинской автономии до уровня автономной республики в составе ГССР и СССР, предпринятая 10 ноября 1989 года, но "отмененная" Верховным Советом ГССР уже 16-го числа того же месяца, была одной из первых политических акций "Адамон Ныхас". А в деле провозглашения Республики Южная Осетия 20 сентября 1990 года заслугу Народного фронта проигнорировать невозможно, равно как и в проведении референдума 19 января 1992 года и провозглашении Акта государственной независимости 29 мая 1992 года.
– Движение "Адамон Ныхас" также сотрудничало с Абхазией. Расскажите об этом. Почему не удалось объединить деятельность осетинских и абхазских патриотов?
– У "Адамон Ныхас" были тесные связи с Народным фронтом Абхазии "Аидгылара" - "Единство". У народов наших республик были во многом схожие исторические судьбы: так получилось, что и союзники были одни и те же, да и недруги тоже. Однако отсутствие общих границ, трудности с коммуникацией не позволили неформальным движениям автономий наладить полноценное сотрудничество. Тем не менее, после нападения грузинских вооруженных сил на Абхазию, югоосетинские вооруженные формирования (два экспедиционных корпуса) приняли самое активное участие в отражении агрессии грузинских властей.
Амиран Дьяконов: с абхазами мы братья по оружию - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.08.2022
Депутат Амиран Дьяконов рассказал о подвиге югоосетинских добровольцев в Абхазии в 1992-м
– Почему движение перестало существовать?
– После того, как в декабре 1990 года был сформирован Верховный Совет независимого югоосетинского государства, функции, которые выполнял "Адамон Ныхас", стал выполнять именно этот представительный законодательный орган, и необходимость в их дублировании отпала. Во многом из-за этого деятельность "Адамон Ныхас" сошла на нет. И хотя об упразднении Народного фронта нигде заявлено не было, де-факто он прекратил свою деятельность.
– Как депутат первого созыва, каким вы видите развитие Южной Осетии?
– Никаких альтернатив, кроме как развитие Республики Южная Осетия – Государства Алания в качестве независимого, частично признанного государства в тесной интеграции со стратегическим партнером и гарантом безопасности южной части осетинского этноса – Российской Федерацией, я не вижу.
Лента новостей
0