Начало борьбы Южной Осетии за свободу и независимость: воспоминания очевидцев

© Тамаз Макиев23 ноября 1989 года
23 ноября 1989 года - Sputnik Южная Осетия, 1920, 22.11.2023
Подписаться
В новейшей истории Южной Осетии 23 ноября 1989 года является одной из самых важных и значимых дат, ставших отправной точкой борьбы за самоопределение и независимость.
Националистически настроенные вооруженные группы грузинских граждан пытались проникнуть в Цхинвал под прикрытием мирного митинга.
Молодые люди, ринувшиеся на защиту Цхинвала и чья отвага выходила за рамки их возраста, стали символом объединения народа.
Одним из тех, кто участвовал в противостоянии 23 ноября 1989 года, стал Вадим Кулумбегов. В беседе со Sputnik он поделился своими воспоминаниями о событиях прошлого.

— Вадим, нам известно, что вы были непосредственным очевидцем этого переломного момента. Расскажите, каким вы запомнили 23 ноября?

— Я хорошо помню тот день. Погода была плохая, осенняя. Обстановка тоже была очень тяжелой, напряженной. Почти все люди города, как только услышали про происходящий хаос, собрались у южного въезда в город, рядом с ТЭК. Я тоже не стал исключением. На тот момент мне было около 20 лет. Я пошел туда с ребятами, моими одноклассниками, и пробыл там до последнего, пока меня не ранили.
А еще помню, как 26 ноября кто-то из ребят прибежал и сообщил, что со стороны Згудерского кладбища ходят два грузина с автоматами. Мы с ребятами поднялись к ним. Нас было около шести человек. Началась потасовка. Во время разговора один из врагов отошел в сторонку. Тот, перед которым я стоял, зарядил оружие, заговорил по-грузински и приказал лечь на землю и поднять руки над головой. Но, когда он отвернулся к другу, наши ребята его схватили. Возникла неразбериха, и в тот момент началась стрельба. Так как я стоял перед ним, очередь из пуль пошла на меня. Я не сразу почувствовал, так как "горячий" еще был, но постепенно начал ощущать, что у меня что-то с ногой.
© Sputnik / Аслан ТедеевВадим Кулумбегов
Вадим Кулумбегов  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 22.11.2023
Вадим Кулумбегов
На звуки сбежался народ. Они поймали тех двоих, обезоружили, а меня отвезли в больницу. После того как мне оказали первую медицинскую помощь и уже перевозили в палату, я заметил того, кто стрелял в меня. Он был ранен, потому что в драке мой друг поймал его сзади и прижал к земле, поэтому пули попали в самого стрелявшего.
В больнице ему тоже оказали первую медицинскую помощь, обработали рану, зашили.
О дальнейшей судьбе того человека я не знаю. Возможно, его передали грузинской стороне.
© Тамаз Макиев23 ноября 1989 года
23 ноября 1989 года - Sputnik Южная Осетия, 1920, 21.11.2023
23 ноября 1989 года
— Как проходила реабилитация после ранения?

— Я почти полгода пролежал в больнице. Восстановление было довольно трудным: два или три месяца я не мог стоять на ногах. Сейчас, когда бывает плохая или пасмурная погода, часто чувствую болевые ощущения.
— Как вы узнали о том, что на Цхинвал надвигается толпа? Что происходило накануне?

— За несколько дней до этого в городе было неспокойно. Местные жители грузинского происхождения собирались небольшими группами, в основном в школах, что было подозрительно.
Я помню, как стоял 23 ноября около здания парламента с друзьями. Оттуда хорошо виден ТЭК, поэтому мы заметили подъезжающие автобусы. Сразу поняли, что происходит что-то неладное. С этого же места мы и двинулись к зданию суда.
© фото Тамаза Макиева Фото Тамаза Макиева снятые 23 ноября 1989г.
Фото Тамаза Макиева снятые 23 ноября 1989г. - Sputnik Южная Осетия, 1920, 21.11.2023
Фото Тамаза Макиева снятые 23 ноября 1989г.
— В некоторых материалах Грузии по событиям того дня говорилось, что это был мирный митинг. Но, тем не менее, судя по рассказам самих очевидцев, народ Южной Осетии изначально подозревал обратное. Так ли это было на самом деле?

— Это точно не было мирным событием. "Митингующие" с оружием хотели зайти в город. Но кто на митинг идет с оружием? Также основная часть толпы состояла из неформалов. Их выпустили из лагерей и дали в руки автоматы.

— В течение этого периода велись ли с грузинской стороны какие-либо провокации или же они пытались более сдержанно войти в город?

— Они не смогли зайти в город с первого раза, а потом у них уже не было возможности. Им некуда было деваться, потому что весь город стоял на ногах. После 24 ноября их попытки ослабли.

— Какие настроения были в дальнейшем в самом Цхинвале, в республике?

— Трудности были, конечно. То газ отключат, то света или воды не бывало. Но мы как-то пережили то время.
© Тамаз Макиев23 ноября 1989 года
23 ноября 1989 года - Sputnik Южная Осетия, 1920, 21.11.2023
23 ноября 1989 года
— В обществе часто происходит раскол интересов, особенно, если вопросы касаются каких-то политических тем. Но складывается ощущение, что именно в тот день народ был един. По вашему мнению, действительно ли это так?

— Если бы тогда мы не стояли все вместе, все сложилось бы не очень хорошо. У нас и оружия-то не было, ничего не было. Вот так, все с голыми руками стояли. За ночь мы разобрали все железные прутья в ограждении большого парка, и это стало нашим оружием. Но мы все равно никуда не уходили: ели там же, спали возле костров.
— Кого из участников противостояния вы помните?

— Вокруг много людей было. Конечно, я особенно хорошо помню своих одноклассников: Вова Санакоев, Спартак Цховребов, Ботаз Санакоев. Был еще Батрадз, которого я с этого дня больше ни разу не видел.
© Тамаз Макиев23 ноября 1989 года
23 ноября 1989 года - Sputnik Южная Осетия, 1920, 21.11.2023
23 ноября 1989 года
— Вадим, мы довольно регулярно беседуем с очевидцами тех событий, и можно ли предположить, что тогда было совершенно другое поколение людей?

— Молодежь в те времена и правда была очень патриотичной, готовая в любой момент к подмоге. Просто у нас оружия не было.
— В республике активно готовят к изданию новый учебник по новейшей истории Южной Осетии. Как вы считаете, насколько важно детально передать события того периода?

— Молодежь должна знать нашу историю. Будет и вправду хорошо, если выпустят эту книгу и раздадут детям по всем школам. Пускай они узнают, что происходило на самом деле. Я и своим сыновьям все объяснил и рассказал.
— Что бы вы пожелали современной молодежи, современным детям, которые родились намного позже тех событий?

— Любить друг друга, уважать старших, младших и, конечно же, любить свою родину, свою маленькую Южную Осетию и город-герой Цхинвал.
Лента новостей
0