Российские ученые открыли волну, способную переносить вещество

© Sputnik / Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкМикроскоп в лаборатории. Архивное фото
Микроскоп в лаборатории. Архивное фото  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 21.11.2023
ЦХИНВАЛ, 21 ноя - Sputnik. Уединенные волны-солитоны могут переносить не только энергию, но и вещество - к такому выводу пришли ученые Объединенного института высоких температур (ОИВТ) РАН, сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу вуза.
"Согласно общепринятой точке зрения, которая зафиксирована в большинстве современных вузовских учебниках физики, волны переносят энергию и информацию, но не переносят вещество. Физики Объединенного института высоких температур РАН доказали, что это не так", - рассказали в институте.
Ученые проанализировали свойства солитонов – уединенных волн, которые существуют благодаря балансу нелинейных и дисперсионных эффектов.
"Такие волны довольно широко распространены в природе: самыми наглядными примерами солитонов можно считать цунами или приливную волну", - пояснили в пресс-службе.
Лазерная сварка. Архивное фото  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 07.11.2023
Российские ученые разработали способ сверхточной сварки стекла с металлами
В вузе отметили, что в ходе исследования физики анализировали свойства более "экзотических" волн - плазменных солитонов акустического типа. Выяснилось, что они при движении осуществляют односторонний перенос вещества. Более того, ученым удалось доказать, что перенос вещества является неотъемлемым, фундаментальным свойством солитонов.
Как рассказал старший научный сотрудник ОИВТ РАН, один из авторов научной публикации Федор Трухачев, полученные данные позволят учитывать дополнительные факторы для обеспечения безопасности электросетей. Кроме того, с их помощью можно с большей точностью прогнозировать космическую погоду и производить необходимые расчеты при проектировании космических аппаратов.
Трухачев подчеркнул, что полученные результаты имеют не только теоретическое значение: в будущем их можно использовать при анализе потоков заряженных частиц в плазме, в том числе космической, при изучении процессов в магнитосфере Земли и солнечной активности, также они пригодятся в системах предупреждения о цунами и для решения других теоретических и практических задач.
Центральный зал Белоярской АЭС. Архивное фото  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 17.11.2023