Крупный рогатый скот против автовладельцев: кто виноват и что делать в случае ДТП

© Пресс-служба МВД РЮОСотрудники МВД предупреждают жителей сел и владельцев фермерских хозяйств о недопустимости выпаса домашнего скота без присмотра
Сотрудники МВД предупреждают жителей сел и владельцев фермерских хозяйств о недопустимости выпаса домашнего скота без присмотра - Sputnik Южная Осетия, 1920, 09.11.2023
Подписаться
Количество ДТП в Южной Осетии давно стало причиной растущего беспокойства: и на улицах столицы, и на загородных трассах аварии разной степени тяжести стали делом практически привычным. Одной из наиболее частых причин таких происшествий традиционно является крупный рогатый скот, реже - животные помельче, которые выходят на проезжую часть и попадают под колеса мчащихся автомашин. В зависимости от скорости движения автомобиля и размера животного последствия могут быть разными - от помятого бампера до трагичного исхода.

Кто виновен в подобных ситуациях

"За девять месяцев текущего года сотрудниками ОГИБДД районных управлений было зарегистрировано тринадцать дорожно-транспортных происшествий с участием домашнего скота", - рассказал Sputnik начальник отдела управления охраны общественного порядка МВД РЮО Марат Тигиев.
При этом, по словам водителей, на деле аварий происходит больше - чуть ли не каждую неделю. Просто многие водители, особенно при небольших столкновениях или ДТП с участием мелких животных - собак, птиц, свиней - предпочитают покинуть место аварии, не желая тратить время на официальные "разборки".
"За последний год это стало очень плохой тенденцией. Буквально каждую неделю происходят аварии с участием крупного рогатого скота. Их владельцы уже не ощущают себя в чем-то виновными и просто выпускают свой домашний крупный рогатый скот на улицы, а он создает препятствия автовладельцам. Когда выезжаешь за город, то в любом направлении можно в любое время суток увидеть, как по улице идут коровы, и очень часто это приводит к трагическим последствиям", - говорит житель Цхинвала Урузмаг, сам недавно попавший в подобное ДТП недалеко от столицы.
Ферма в селении Ксуис - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.01.2023
В МВД Южной Осетии рассказали, как решить проблему безнадзорного выпаса скота
При этом, согласно правилам дорожного движения, перегон скота по автомобильной дороге должен происходить, "как правило, в светлое время суток". Оставлять же животное без надзора на дороге нельзя вообще. Таким образом, если ДТП произошло в темное время суток, ответственность несет владелец животного (хотя формулировка, "как правило", прописанная в ПДД, допускает различные трактования отдельных ситуаций). Однако в любом случае наказание будет также зависеть и от того, какие еще пункты правил дорожного движения были нарушены. То есть, если столкновение случилось ночью, виноват хозяин, однако водителя, мчавшегося по трассе с превышением скорости или в состоянии алкогольного опьянения, от собственной ответственности это не освобождает.

"Зачастую из-за этого многие хозяева отказываются от своей собственности, то есть от своего скота, чтобы не возмещать ущерб", - отмечает Тигиев.

Кроме того, закон РЮО об административной ответственности за выпас животных и птиц в неотведенных для этого местах предполагает административное наказание за ситуации, в которых безнадзорное содержание животных создает аварийные ситуации или даже помехи в движении транспорта и пешеходов.
Сотрудники МВД предупреждают жителей сел и владельцев фермерских хозяйств о недопустимости выпаса домашнего скота без присмотра - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.08.2022
В МВД предупредили владельцев домашнего скота не выпускать его на пастбища без присмотра
"Прорабатывается вопрос о том, чтобы внести поправки в закон Республики Южная Осетия о безнадзорном выпасе скота для ужесточения штрафных санкций", - подчеркнул Тигиев.

Увеличение штрафов как выход из ситуации

Автовладельцы такой вариант приветствуют, возлагая вину на владельцев скота.
"Я считаю, что надо сначала увеличивать штрафы, а потом уже проводить разъяснительные беседы с владельцами животных, чтобы они за ними следили и не выпускали на проезжую часть", - считает Урузмаг, добавляя, что животным необходимо пастись в специально отведенных местах.
Однако, как и всегда, проблема кроется не только в невнимательных владельцах - на деле ситуация оказывается сложнее и многограннее. Одна из сторон вопроса - то, что многие дома расположены вдоль проезжей части, и скоту просто не остается другого выбора, как идти домой по асфальтированной дороге.
"Решение ведь не в том, что штраф повысят и скотина перестанет гулять. Кто живет близ дороги - ну куда им скотину девать? Во-первых, нет пастухов как таковых, организованного выпаса скотины нет", - сетует предприниматель Махар Тедеев.
Тедеев подчеркивает, что в нехватке пастухов обвинять фермеров нет смысла, - жителей в селах практически не осталось, и организовать очередность выпаса скота просто не с кем, так что свободный выпас остается единственным выходом.
Цхинвал - Sputnik Южная Осетия, 1920, 09.10.2020
"Коррида" на дорогах. Почему в Цхинвале скот разгуливает по улицам?
Корень проблемы Тедеев видит в несоблюдении скоростного режима водителями. Ни увеличение штрафов для владельцев, ни установка информационных щитов о выпасе скота, по словам Тедеева, не помогут в данной ситуации, если сами владельцы не будут осторожны и внимательны на дороге.

"В основном столкновения происходят в населенных пунктах, и если скоростной режим в населенных пунктах соблюдать - в некоторых ограничение даже 40 км/час, то даже при плохой видимости можно остановиться очень быстро", - говорит он.

Как вариант решения проблемы, предприниматель предлагает установку светоотражающих элементов на самом скоте - в виде специальных лент или знаков, нанесенных отражающей краской. Несмотря на то, что сам Тедеев признает, что идея может показаться "абсурдной", она вовсе не нова - такой метод борьбы с ДТП с участием крупного скота практикуется, например, в Казахстане, Киргизии и Бурятии.

Создание огороженных пастбищ

Обеспечить крупный рогатый скот специальной территорией, где бы он мог спокойно пастись, не попадая под колеса, казалось бы, самый логичный выход, однако и тут обнаруживаются проблемы.
Во-первых, как бы ни удивительно это звучало, мест для пастбищ просто нет: в полупустующих деревнях, где практически не осталось жителей, организовать такое пространство "нереально".
"Фактически лет десять у нас полей нет, так что для выгула нет места. Поля все заросли кустарником и деревьями. Они давно не обрабатываются. И государством это не регулируется никак", - говорит Тедеев.
Дорога - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.11.2021
Участковые предупредили жителей сел о недопустимости выпаса домашнего скота без присмотра
Во-вторых, как уже говорилось, создание пастбищ не решит вопрос возвращения скота в родные стены - если дом расположен у дороги, скоту так или иначе придется по ней идти. А оставить скот на пастбище без присмотра пастуха и пастушьей собаки - практически отдать его на растерзание диких животных.
Таким образом, вопрос ДТП оказался тесно связан с более серьезными проблемами, в частности, с состоянием сел и фактическим отсутствием фермерских хозяйств в Южной Осетии. В подобных условиях вводить дополнительные штрафы для владельцев скота - мера чрезмерная, считает Тедеев.
"Я считаю, те, кто живут в селах - им нужно по умолчанию выплачивать пенсии, им нужно медали давать, что они там живут и что-то содержат... Я думаю, повышенные штрафы и какие-то такие меры только усугубляют ситуацию", - говорит предприниматель.
Лента новостей
0