Трагическое лето 1992-го: ветеран ОМОН РЮО рассказал о боях за высоту над Цхинвалом

© Пресс-служба МВД РЮОПамятник павшим бойцам ОМОН
Памятник павшим бойцам ОМОН - Sputnik Южная Осетия, 1920, 09.06.2023
Подписаться
ЦХИНВАЛ, 9 июн - Sputnik. Лето 1992 года в Южной Осетии выдалось особенно тяжелым – Цхинвал и близлежащие села оказались под постоянным обстрелом со стороны Грузии. Южная Осетия фактически держалась из последних сил. До хрупкого, но все же мира, когда в зону конфликта ввели миротворческие силы, оставалось не так долго. Однако за этот мир Южная Осетия заплатила непомерно высокую цену – жизнями сотен своих граждан.
В июне 1992 года грузинские агрессоры предприняли очередной штурм Цхинвала. Отряд югоосетинского ОМОН, охранявший территорию ТЭКа на подступах к городу, оказал противнику ожесточенное сопротивление. На обелиске погибшим в кровопролитных битвах бойцам отряда высечены имена Григория Санакоева, Зураба Губаева, Геннадия Джабиева, Юрия Кожухова, Александра Михайленко и Станислава Габараева.

"1992 год для Южной Осетии был очень тяжелым, а для ОМОН он и вовсе оказался трагическим. Тогдашнее состояние республики – и экономическое, и политическое – тоже было сложнейшим. Непонятно что творилось с Советским Союзом. И получилось так, что мы остались один на один со своей бедой, с грузинской агрессией и ненавистью", – говорит ветеран югоосетинского ОМОН, активный участник боевых действий в Южной Осетии Джемал Козаев.

© Из личного архива Джемала КозаеваДжемал Козаев
Джемал Козаев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 09.06.2023
Джемал Козаев
ОМОН выпала самая тяжелая задача – отряд фактически стоял на передовой, на подступах к городу. При этом, подчеркивает Козаев, Присская высота имела особое стратегическое значение.
"Кто владел этой точкой, тот владел и всей ситуацией", – объяснил он.
К обелиску павшим сотрудникам ОМОН возложили цветы - Sputnik Южная Осетия, 1920, 07.06.2023
В Южной Осетии почтили память павших сотрудников ОМОН
На тот момент в республике еще не было сформировано министерство обороны, это произойдет только через год. А самым организованным и боеспособным отделением в Южной Осетии был ОМОН. Именно на плечи этих ребят и простых городских парней легла задача по обороне Цхинвала.

"Мы были сотрудниками милиции, у нас были совсем другие задачи, но так получилось, что, помимо задач по охране правопорядка, внутреннего порядка, нам пришлось принимать участие в защите Цхинвала от агрессора. ТЭК остался за нами. Там было организовано четкое несение службы, фортификационные сооружения, окопы – все было оборудовано", – рассказал Козаев.

Джемал Козаев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.02.2020
В чем сила ОМОН Южной Осетии: история отряда в воспоминаниях ветерана
По воспоминаниям очевидцев, 7 июня охрану поста на ТЭКе принял третий взвод ОМОН. Ближе к полудню начался массированный обстрел Цхинвала. 17 бойцов ОМОНа были вынуждены принять неравный бой с хорошо вооруженным врагом, шестеро погибли. А самый молодой – Гришик Санакоев – попал в плен, и после чудовищных истязаний и пыток убит.
"Седьмое июня был очень тяжелым днем. Сказать, что ребята там стояли насмерть, значит, ничего не сказать. Я не знаю, какую надо было иметь силу воли, преданность, героизм… Я не знаю, какими словами это выразить, но это были люди, готовые на все ради защиты родины, патриоты, готовые отдать свою жизнь. Это была горстка ребят, которая противостояла хорошо вооруженному и обученному врагу, но ни один из них не побежал. Была бы моя воля, я бы им всем вручил высшие награды. Это однозначно", – говорит Козаев.
Геннадий Джабиев (справа) - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.05.2022
Улица героя: Геннадий Джабиев в воспоминаниях сестры и друга
Он вспоминает, что Цхинвал был практически окружен со всех сторон, город обстреливался регулярно, каждый день кого-то ранило, кто-то погибал.

"Люди привыкли к потерям, привыкли к мысли, что это неизбежно. Сегодня я понимаю, что тогда каждый день был как последний. Мы уходили на службу, как в последний раз. Человек не знал, вернется ли он домой или же его привезут. Два месяца личный состав сидел на черном хлебе из гуманитарной помощи и сардинами в масле. Я до сих пор не могу на них смотреть. Но люди воевали, и воевали хорошо. С вводом миротворцев все поменялось. Не сразу, но надежда появилась, а когда есть надежда, то и бороться легче", – отметил ветеран ОМОН.

 Алексей Чибиров (второй слева в среднем ряду) с бойцами ОМОН  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 14.02.2022
"ОМОН всегда в моем сердце": Алексей Чибиров о службе в отряде
Он вспоминает, что и в России на тот момент обстановка складывалась не лучшим образом, "в самой Москве творилось черт знает что, шел развал Советского Союза, и мы, по сути, были бесхозные".
"Москва нас явно и четко не поддержала, но и не бросала. Потому что без этой поддержки мы бы не выжили. Конечно, то, что мы защитили свою республику – это наша безусловная заслуга, но нам надо было пытаться как-то выживать. Было очень много проблем, а военная обстановка была тяжелейшая. По сути, у нас оставалась одна дорога – Зарская "дорога жизни", но и она не спасла жизни многих людей", – отметил Козаев.
Боевые действия были прекращены вскоре после подписания Дагомысских соглашений между Россией и Грузией. А 14 июля в зону конфликта были введены миротворческие силы в составе трех батальонов (российского, грузинского и осетинского).
Лента новостей
0