"Драки были, есть и будут, но по чьей вине": каковы правовые последствия школьных разборок

© Photo : МВД Республики Южная ОсетияВ Цхинвале инспекторы по делам несовершеннолетних проводят беседы со школьниками
В Цхинвале инспекторы по делам несовершеннолетних проводят беседы со школьниками - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.04.2023
Подписаться
ЦХИНВАЛ, 27 апр – Sputnik. Учащиеся одной из столичных школ, участвовавшие в драке, поставлены на профилактический учет в отдел по делам несовершеннолетних (ОПДН) МВД Южной Осетии, а их родителям сделаны официальные предупреждения, сообщила начальник ОПДН, полковник милиции Лали Гатаева.
Недавно в социальных сетях была распространена видеосъемка драки между учениками одной из школ. Случай вызвал общественный резонанс и обсуждался на заседании комиссии по делам несовершеннолетних при мэрии Цхинвала.

"Драки были, есть и будут. Другой вопрос: почему они происходят, где и по чьей вине? Мы сейчас говорим о школьных заведениях. Да, они есть, и от этого никуда не денешься. Мне кажется, что если утром ребенок из дома ушел в школу, то там ответственность за его безопасность, за его жизнь и здоровье несет администрация учебного заведения. Если драки происходят, то ответственен классный руководитель, директор или дежурный по этажу, который всегда должен быть", – говорит Гатаева.

Она пояснила, что разбирательством таких дел занимается инспекция по делам несовершеннолетних, но при этом, если нанесен вред здоровью ребенка, то это "другая степень ответственности".
"Надо понимать, что драка драке рознь. Если это простая драка, то там другие методы работы, как правило, профилактические. Собирается административный материал – объяснительные, характеристики, заключения, все пересылается в комиссию по делам несовершеннолетних, и там уже коллегиально принимается решение. Мы можем поставить подростка на профилактический учет, дело может ограничиться и предупреждением", – рассказала начальник ОПДН.
Школа №3 - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.04.2023
Комиссия по делам несовершеннолетних отреагировала на драку в одной из школ Цхинвала
Гатаева отметила, что административная ответственность в отношении подростков наступает с 16 лет, уголовная – с 14, при условии, что ребенок совершил такие преступления, как разбой, убийство и т.д.
"В данном случае речь идет о 13-летних школьниках, они не подпадают под административную ответственность. За них ответственность несут родители. Сколько бы мы не говорили о дежурных, педагогах, семья есть основа основ, и воспитание, в первую очередь, ребенок получает дома. Сейчас родителям сделаны официальные предостережения, также им будут сделаны прокурорские предостережения. Этого достаточно", – сказала она.
Кроме того, дисциплинарную ответственность несут педагоги и администрация учебного заведения.
"Закон не ограничивается наказанием одного только ребенка", – заметила она.
По словам Гатаевой, многие воспринимают постановку на профилактический учет "как катастрофу или расстрел".

"Нет, это значит, что ребенку требуется помощь, вмешательство извне. И я считаю, что мы приняли правильное решение, с учетом того, что эти дети уже состояли на внутришкольном учете. Они должны нести ответственность – в той или иной степени. Это все в помощь родителю. И я считаю, что, если двое дерутся, значит, оба виноваты. Вопрос в том, кто и насколько виноват. В этой ситуации мы видели агрессию, причем спланированную. Там прозвучали слова, что "сейчас мы его будем бить, а вы будете это снимать", – рассказала она.

В этой связи она указала на отрицательное влияние Интернета на детей и подростков, поскольку видео, в конечном итоге, оказалось достоянием общественности.
"Это очень плохая тенденция. Да, Интернет нужен, без телефона сейчас уже никуда, но зачем все это выставлять?" – говорит Гатаева.
Кроме того, по ее словам, такие случаи нередко происходят и среди девочек, и это "больше всего настораживает".
"Когда друг друга беспощадно избивают девочки, это очень аморально. И я хочу добавить, что если мы мальчиков ставим на учет, то это касается и девочек. Однозначно", – добавила она.
Аслан Лолаев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.04.2023
Глава Минобразования РЮО отчитался о работе в 2022 году и обратил внимание на ряд проблем

Диалог нужен везде

Детский омбудсмен Аэлита Джиоева считает, что если в данном случае все будет сделано по закону, то ничьи права не будут нарушены – ни нападающего, ни жертвы.
Кроме того, уверена она, с детьми и подростками обязательно нужно вести диалог – и дома, и в школе.

"Подростковый период – очень сложный для всех: детей, родителей, педагогов. Но надо понять, что способствует проявлению школьной агрессии. С психологической точки зрения понятно, что родитель имеет огромную ответственность, потому что ребенок уходит в школу из дома. Бывает, что ребенок просто копирует чье-то поведение, смотрит в Интернете на каких-то мнимых героев, может, это его самозащита, возможно, это его призыв, чтобы ребенка увидели, заметили, поняли, что ему больно, одиноко и так далее. Все очень индивидуально, и на эту тему можно говорить очень долго", – полагает омбудсмен.

Джиоева отметила большое значение психологической работы с детьми и подростками. Она уверена, что если и дома, и в школах будет проводиться психологическая работа, то моменты, которые сегодня обсуждаются, станут редкими.
"Работа психолога имеет большое значение, но уровень специалиста должен соответствовать квалификации. Правоохранительные органы не могут брать ответственность за все и вся. Нужен комплексный подход", – отметила она.
Джиоева также указала на такие пробелы в законодательстве, как отсутствие детского воспитательного (исправительного) учреждения, где бы с трудными детьми занимались профессионалы.
"Это пробел в законодательстве. И моя задача решать этот вопрос. Чтобы ребенок знал, что он получит наказание не условно, а соответственно преступлению. Я уверена, что нам нужен и кризисный центр, где к каждому ребенку был бы приставлен социальный работник, который мог бы, в том числе, разъяснять ему, что такое хорошо и что такое плохо", – отметила омбудсмен.
Лента новостей
0