Художник Вадим Пухаев: "К искусству надо относиться серьезно"

© Из личного архива Вадима ПухаеваВадим Пухаев
Вадим Пухаев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.01.2023
Подписаться
Во Владикавказе Союз художников РСО-Алания подвел итоги ежегодного конкурса-выставки "Вернисаж года". В номинации "Живопись" победителями стали Вадим Пухаев с портретом "Философ", а также Ульяна Гончарова.
О философии в искусстве и жизни, открытости миру, настоящем творчестве, об отсутствии границ между Южной и Северной Осетией заслуженный художник РСО-Алания, член Союза художников России и Южной Осетии Вадим Пухаев рассказал в интервью корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой.
— Вы становитесь лауреатом конкурса "Вернисаж года" второй год подряд. Эта победа важна для вас или уже стала привычной?
— Выставка-конкурс "Вернисаж года" – важное мероприятие с серьезным жюри, поэтому, конечно, для меня важно получить столь высокую оценку. Самый главный критерий в оценке жюри – это мастерство. Также жюри оценивает само отношение художников к конкурсу – вплоть до того, как ты преподносишь свою работу.
В прошлом году мою картину "Урожай" отметили за современный подход. Эта картина изначально писалась для межрегионального выставочного проекта "Мир чувственных вещей в картинах" с непременным условием наполнения произведения перечнем образов, предметов, объектов, соответствующих тексту и художественному произведению Яна Амоса Коменского. Я решил подойти к выполнению задачи в свойственной мне символической манере с элементами выхода изображения за рамки холста. Необычность подачи и была отмечена жюри.
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.01.2023
Работа Вадима Пухаева
— В этом году выиграла картина "Философ", а кто для вас является философом?
— "Философ" – это свободная реплика другой моей одноименной работы, которая участвовала в выставке осетинских художников в Новом музее Аслана Чехоева в Санкт-Петербурге в 2013 году, где сейчас и находится. Некоторые темы настолько вдохновляют, что я решил ее повторить. Не один в один – в новом "Философе" есть одна очень важная для меня деталь – символ, конечно, – перышко – судьба человеческая, которое летит по воле ветра на фоне горного пейзажа. Образ философа навеян фотографией, которую в молодости снял мой отец. На фотографии запечатлен фактурный мужчина-горец с загадочной энергетикой.
Каждый человек по-своему философ. Другой вопрос, какая у него философия. Например, кому-то важна философия материального, и он такую базу подведет под это, что будет невозможно не согласиться. Здесь же с картины на нас с печальной улыбкой смотрит Философ, который живет в своем внутреннем мире, далеком от всего мирского, и у него есть свое, философское отношение к миру внешнему.
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.01.2023
Работа Вадима Пухаева
— Вы не любите писать картины на заказ. Почему?
— Для меня творчество – это и некая психотерапия, ты работаешь, успокаиваешься, реализуешься внутренне, меня это выручало много раз. А заказ тебя всегда ставит в какие-то рамки.
Но должен сказать, что сейчас я пишу работы – небольшого формата натюрморты, которые нравятся людям, и их с удовольствием покупают. Не могу сказать, что это совсем "на заказ". Мне и самому интересно писать такие "простые", красивые работы, хотя и в них есть идея, своя психология, даже через предметы натюрморта можно выразить их душу, сделать их "очеловеченными".
— А какие картины сегодня покупают в Осетии? Что людям интересно?
— По-разному, но в основном сейчас нравятся интерьерные, декоративные работы, что объяснимо с точки зрения психологии… В тревожное время хочется украсить свой быт спокойными, красивыми предметами искусства, не требующими дополнительного осмысления.
— Вы сказали, что у вас получилось отделить заработок и творчество. А не забирала ли работа дизайнера много времени, не оставляя времени на творчество?
— Да, конечно, такая проблема есть. Дизайнерская работа отнимает много сил и времени. Но я научился себя переключать: сейчас я дизайнер, а потом – художник. Смешивать нельзя – это разные вещи. В течение светового дня я занимаюсь только живописью в мастерской, а вечером прихожу домой и работаю за компьютером.
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.01.2023
Работа Вадима Пухаева
— Помимо живописи, вы занимаетесь фотографией. Как вы для себя определяете два этих искусства – что доступно фотографии, но не доступно живописи?
— Фотографию я считаю полноценным видом искусства, но для меня это способ сделать зарисовки, запечатлеть то, что в будущем я перенесу на холст. Но я ни в коем случае не умаляю этим достоинства фотографии. Наверное, если бы я не занимался живописью, стал бы фотографом.
— Где больше свободы – в живописи или фотографии?
— Если взять, к примеру, того же "Философа" – воссоздать ту же атмосферу для фотографии нереально. На фотографии я бы не смог передать все те смыслы и символизм, которые вложил в картину.
— Какие сегодня перед художником стоят задачи? В ситуации, когда все говорят, что все открытия уже сделаны.
— Творческий человек всегда найдет способ себя выразить. Я не зря поездил по миру, посмотрел, как все там устроено – если говорить об искусстве. У любого художника всегда есть стремление к чему-то новому: творит он в традиции или в области современного искусства. Поэтому в искусстве всегда появляется что-то новое. Картина "Урожай", к примеру, о которой мы уже говорили, – ее невозможно объяснить рационально, зритель видит образ некоего технического монстра, который собирает листы бумаги, на которых изображены злаки. И эти листы выходят за пределы холста. И эта "странность" работает, воздействует на зрителя. И предела этому нет. Самая главная задача художника – суметь воздействовать на зрителя так, чтобы он увидел твой мир с другого ракурса, посмотрел на привычные вещи иначе. И у каждого художника свои пути достижения этого. Когда я жил в Париже в международной резиденции Сите, то видел, как художники работают с видео и объектами. Это тоже искусство.
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.01.2023
Работа Вадима Пухаева
— Получается, вы не против современного искусства?
— Каждый имеет право на свободное самовыражение. Если, конечно, не выходит за границы человеческих ценностей. Кто-то работает абсолютно современными методами, а есть художники, которые предпочитают работать как старые мастера – используют темный фон, лессировки, другие атрибуты классической живописи, и кто их в этом упрекнет? Они тоже самовыражаются, и что важно – продолжают традицию. Конфликта нет. Я считаю, что самое главное для художника – больше смотреть, анализировать. Хотел бы посоветовать молодым художникам почаще ездить в Москву в Пушкинский музей или в "Эрмитаж" в Питер. У нас в России достойные музеи. Я с таким удовольствием недавно вновь посетил Пушкинский музей. Я же родился в Москве и до 11 лет жил там. Отец всегда водил меня на выставки. Пушкинский музей я хорошо знаю с детства. В эту поездку я заново для себя открыл работы моего любимого испанского художника Хосе де Рибера, вообще, испанцы мне близки. В каком музее бы мира я не был, всегда ищу Эль Греко, он смотрится современно даже сейчас. Также мне близко итальянское раннее Возрождение: Джотто, Мазаччо, Учелло… всех не перечислишь.
— Когда видите оригинал картины, что вы чувствуете? Ощущения отличаются от тех, которые бывают при разглядывании репродукций?
— Конечно, любая печать искажает. Картина — это же не просто изображение, художник вкладывает свою энергетику. Картина имеет свойство излучать и поглощать, взаимодействовать со зрителем.
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.01.2023
Работа Вадима Пухаева
— Если говорить об общепризнанных шедеврах, сможет ли с ними взаимодействовать неподготовленный зритель, который мало знает о художниках и искусстве?
— Шедевр в том и заключается, что воздействует на любого человека, независимо от уровня его образованности, не оставляет его равнодушным. Это как электрический ток – чайник одинаково согреет воду и для меня, и для инженера, который его сконструировал. Для меня шедевр – это нечто на грани фола в смысле меча, перекинутого через реку в Нартском эпосе, по которому нужно суметь пройти и не упасть. Вот эта середина и есть шедевр. Или как инь и ян – гармония, где черное и белое соприкасается и уже нет никакого цвета, только абсолютная линия, которую надо суметь понять и прочувствовать. Так же и в живописи. Когда все гармонично сочетается и есть эмоциональная подоплека, тогда картина воздействует независимо от того, кто на нее смотрит.
— Если мы говорим о шедеврах, то кто тогда гений? Тот, кому талант дан свыше, или тот, кто всего достигает своим трудом?
— Часто в наше время гения во многом делает окружение. Можно из толпы выхватить любого художника и так его преподнести, что все поверят и начнут покупать его работы.
— А если говорить не о маркетинговых гениях, а о тех, которые прошли проверку временем?
— Настоящего гения можно определить по тому воздействию, какое оказывают на зрителя его произведения. Вот мы говорили о шедеврах, а кто их может написать? Гении. Это умение соблюсти тот баланс, согласно которому ты сможешь пройти по краю лезвию, на грани фола. Эти же правила работают не только в искусстве, но и в спорте, музыке… да во всем! Но все нужно делать с внутренним чувством. И заряд свыше тоже должен быть. Человек все делает правильно, соблюдает баланс плюс Божье благословение. Вот шедевр и вот гений – в моем понимании.
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.01.2023
Работа Вадима Пухаева
— Художника Вадима Пухаева еще знают и как главного редактора журнала СХ РСО-Алания "Национальный Колорит". Он еще выходит?
— Журнал был основан в 2006 году совместно с председателем СХ РСО-Алания Таймуразом Маргиевым. "Национальный Колорит" хорошо зарекомендовал себя не только в нашей республике, но и в СХ России и Российской академии художеств, и даже за рубежом. Сначала удавалось выпускать его поквартально, но времена изменились, и сейчас возможности выпускать журнал все меньше. Еще год назад мы смогли выпустить один номер, а сейчас и этого нет. Союз художников сам уже не может финансировать выпуск журнала, а другой поддержки у него нет. Пытаемся сейчас найти выход из положения.
— Вы являетесь организатором и координатором многочисленных зарубежных выставок осетинских художников, благодаря вам состоялись обменные выставки между Венгрией и Осетией. Как все началось?
— Так получилось, что Венгрия – первая западная страна, которую я посетил. В 2011 году мне посчастливилось поработать в художественных эмальерных мастерских в венгерском городе Кечкемет. Потом пришла идея организовать в Будапеште выставку осетинских художников. Я вступил в переписку с председателем диаспоры венгерских ясов Ласло Добошем, меня поддержали в правительстве Осетии, и итогом была выставка "Аланские параллели" в будапештской галерее "Форраш" в 2012 году. А потом это мероприятие потянуло за собой и другие. В 2013 году мы с Радионом Пухаевым, организатором "Дней осетинской культуры в Европе" и председателем ассоциации "Возрождение" Олегом Кудуховым провели осетинскую выставку в музее города Ясберень в Венгрии, а в 2014 году во Владикавказ с выставкой приехали художники из Венгрии – венгры-ясы.
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.01.2023
Работа Вадима Пухаева
— Читая о вас, я встретила такую формулировку, как "гражданственность образного мышления". Для вас в целом важна гражданская позиция, возможность передавать зрителю свои мировоззренческие установки?
— У художников нет выбора – хочет он того или нет, но на его искусство будет влиять окружающая жизнь. Пикассо написал "Гернику", а ведь если бы все в мире было хорошо и спокойно, эта работа бы не появилась. Это и есть проявление постулата "не врать самому себе". Не обязательно писать работы на воинственно-патриотические темы, можно и иначе передать свое время. И мы, волей-неволей, это делаем: любой из художников, который пишет на серьезные темы.
— Отделяете ли вы культуру и искусство Южной и Северной Осетии?
— Не отделяю, это же один народ. И культура у нас едина. Сколько нынешних известных художников, мэтров, которые сейчас живут в Северной Осетии, закончили Цхинвальское художественное училище? А сейчас наоборот: выпускники факультета искусств СОГУ едут работать в Южную Осетию. Разделять не надо, это все одно.
— Следите ли вы за художественной жизнью Цхинвала?
— Я вижу, что в Южной Осетии периодически проходят художественные выставки местного СХ, работает художественное училище, лицей. Много молодежи решает связать свою судьбу с искусством, что несомненно радует.
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.01.2023
Работа Вадима Пухаева
— Вы организатор выставок с международным опытом, что бы посоветовали еще для создания культурных мостов между севером и югом?
— Я не скажу, что этих культурных мостов нет, выставки, в том числе обменные, происходят. И никакой границы в сознании людей на самом деле нет. Слышал, что планируют провести художественный симпозиум в Южной Осетии. Такие идеи надо поддерживать и развивать.
— У художника есть миссия по отношению к своему народу и месту, в котором он живет? Для вас это важно?
— Искусство помогает людям. А уж тем более художники, которые пишут серьезные работы на исторические темы. Такие произведения заставляют человека задуматься, мотивируют узнать что-то больше, почитать, испытать оправданную гордость за своих предков. Благодаря искусству человек просвещается – так было во все века и дальше будет. За это художников и терпят, и дают мастерские (улыбается – ред.). Я часто вижу свои работы на патриотических ресурсах в Интернете. Значит, они поднимают дух, что уже хорошо. В этом смысле популярна моя картина "Сарматская конница" – у этой работы много вариаций, она очень полюбилась зрителям из разных стран во Франции, Голландии, Италии, Турции, Испании и в Венгрии.
— Благодаря вашему искусству сарматы, как и раньше, повсюду.
© Из личного архива Вадима Пухаева Вадим Пухаев
Вадим Пухаев  - Sputnik Южная Осетия
1/8
Вадим Пухаев
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия
2/8
Работа Вадима Пухаева
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия
3/8
Работа Вадима Пухаева
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия
4/8
Работа Вадима Пухаева
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия
5/8
Работа Вадима Пухаева
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия
6/8
Работа Вадима Пухаева
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия
7/8
Работа Вадима Пухаева
© Из личного архива Вадима ПухаеваРабота Вадима Пухаева
Работа Вадима Пухаева - Sputnik Южная Осетия
8/8
Работа Вадима Пухаева
1/8
Вадим Пухаев
2/8
Работа Вадима Пухаева
3/8
Работа Вадима Пухаева
4/8
Работа Вадима Пухаева
5/8
Работа Вадима Пухаева
6/8
Работа Вадима Пухаева
7/8
Работа Вадима Пухаева
8/8
Работа Вадима Пухаева
Пухаев Вадим Енверович родился 8 мая 1970 года в г. Москва. Образование: живописно-педагогическое отделение Цхинвальского художественного училища (1989 г.), отделение изобразительного искусства факультета искусств Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова (1994 г.), мастерская профессора Шалвы Бедоева. Заслуженный художник РСО-Алания. Стажировку проходил в международных творческих мастерских в Париже (2014 г). С 1998 года – член Союза художников России (с 1999 г. – ВТОО "Союз художников России"). Награды и звания: 2006 г. – диплом Российской академии художеств I степени; 2009 г. – медаль Российской академии художеств "Достойному"; 2014 г. – серебряная медаль ВТОО "СХР" "Духовность. Традиции. Мастерство"; 2015 г. – золотая медаль ВТОО "СХР" "Духовность. Традиции. Мастерство"; 2016 г. – серебряная медаль Российской академии художеств; 2019 г. – золотая медаль ТСХ России; 2022 г. – медаль МИД Южной Осетии "За вклад в международное сотрудничество".
Произведения Пухаева хранятся в коллекции Московского музея современного искусства, галерее "Фораш" в Будапеште (Венгрия), "Новом музее" в Санкт-Петербурге, Международной мастерской эмальерного искусства в Кечкемете (Венгрия), Северо-Кавказском филиале Государственного Центра современного искусства в г. Владикавказ, музее г. Ясберень (Венгрия), в Государственном музее Востока, в художественных галереях и частных собраниях в России и за рубежом.
Лента новостей
0