Для исследователей это не новость: историк Ковалев о рассекреченных ФСБ России документах

CC BY-SA 2.0 / pixabay / fulopszokemariann / Документы
Документы - Sputnik Южная Осетия, 1920, 31.10.2022
Подписаться
Диана Козаева, Sputnik
ФСБ России рассекретила документы об убийствах мирных граждан СССР боевиками Армии Крайовой. Новые архивные документы свидетельствуют, что боевики польской Армии Крайовой, руководимые эмигрантским правительством в Лондоне, под конец Великой Отечественной войны совершали многочисленные убийства мирных советских граждан, пытаясь помешать установлению мира на освобожденных от гитлеровцев территориях. Среди рассекреченных материалов есть и справка о террористических актах, совершенных польскими бандами на территориях Белоруссии и Литвы в 1944 году и с января по апрель 1945-го.
В интервью радио Sputnik доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Ковалев рассказал, о каких исторических фактах идет речь и почему важно обнародование истории и трагических страниц Великой Отечественной войны.
– Процесс рассекречивания документов периода Великой Отечественной войны идет на постоянной основе на протяжении последних нескольких лет. Здесь мы говорим об очень сложной и очень трагической странице в истории советско-польских отношений. Это позиция Армии Крайовой, позиция польского национального подполья, которое находилось, в первую очередь, под кураторством союзников Советского Союза. Я имею в виду Великобританию и США. И хотя во время войны они вроде бы были союзниками антигитлеровской коалиции, Армия Крайова и польское руководство заявляло следующее: что Советский Союз нам не союзник, он союзник – наших противников. Следовательно, когда советские войска били немцев, наступали, зачастую им в спину могли стрелять те же самые солдаты Армии Крайовой, которые боролись с коммунистами, боролись с Армией Людовой – теми поляками, которые помогали реально СССР. Для историков и исследователей то, что сделано сейчас, не является новостью. А говоря профессиональным языком, историкам предоставляется дополнительное мясо, то есть дополнительная фактура тех самых сюжетов, явлений, о которых они знали давно.
Оборона Севастополя и битва за Крым  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 22.06.2020
ФСБ РФ рассекретила архивы преступлений нацистов в Крыму во время войны
– Совсем недавно Польша заявила о намерении требовать от России возмещения потерь, понесенных во время Второй мировой войны. Как вы считаете, может быть, и России пора выдвинуть свои претензии?
– Здесь очень странная ситуация, поскольку Польша предъявляет претензии ближайшему соседу и союзнику – Германии. Далее она предъявляет претензии России, как правопреемнику Советского Союза. Но, со своей стороны, я хочу спросить – а во сколько мы оценим жизни сотен тысяч советских солдат, которые пали при освобождении Польши? Во сколько я должен оценить свои морально-нравственные травмы детства, поскольку, возможно, у меня были тяжелые формы детского расстройства. У моего родного дедушки, который был тяжело ранен при освобождении Польши в 1945 году, вся нога была сложена как будто из кубиков. И в детстве я очень сильно ее боялся. Может и мне предъявить иск к современному польскому государству за свою детскую травму? Это и грустно, и смешно, потому что нужно помнить, сколько было сделано Советским Союзом для восстановления и возрождения Польши. А жизни наших погибших солдат никакими деньгами невозможно оценить.
– Могут ли рассекреченные документы быть использованы для суда, как, например, дело о признании блокады Ленинградом геноцидом советского народа?
– Я писал статью по проблемам взаимоотношений советских спецслужб и Армии Крайовой, поэтому мне сложно сказать. Потому что документов в полном объеме я пока не видел. Просто подтвержу факт, как историк и исследователь, – да, такие факты были. Получается, что здесь мы видим крайне нехорошее явление под названием "почти третья сила". То есть получается, что так сила, которая изначально позиционировала себя, как силу антинацистскую, антигитлеровскую, которая должна бороться за освобождение родины с гитлеровцами, вдруг начинает до окончания боевых действий стрелять в спину тем, кто еще не добил нацизм, гитлеризм, и тогда, когда война еще не закончилась.
Чемоданы погибших в концлагере узников - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.04.2020
Экс-узники концлагерей просят СК России заняться действиями финских оккупантов
– Насколько важно обнародование таких архивных документов? Насколько это необходимо в современных реалиях?
– Мой ответ однозначен и односложен. Любой факт – это оружие в идеологической борьбе. И лишний раз хочется воскликнуть, как и в рамках тех процессов, где я выступал в качестве эксперта (блокада Ленинграда, Жестяная Горка): почему это делается так поздно? Почему мы из-за какой-то непонятной излишней политкорректности, непонятной щепетильности скрываем эти крайне болезненные страницы нашей общей истории?
– Являются ли эти документы неудобным фактом для Лондона?
– Я думаю, что они не могут считаться неудобными для Лондона, поскольку польское правительство в изгнании тогда находилось в Лондоне. Более того, они это воспринимают, как само собой разумеющееся. Просто здесь речь идет не о самих фактах, а о том, как эти факты могут толковаться. То есть мы с возмущением говорим о том, что нашим советским солдатам, тем людям, которые вкладывали свои силы, а иногда и саму жизнь в борьбу с нацизмом и их союзниками, стреляют в спину. А тут идет толкование того, о чем мы в последнее время с возмущением говорим – так называемая "теория двух оккупаций". То есть теория одинаковой ответственности нацисткой Германии и Советского Союза.
Если учесть, что летом 1945 года Уинстон Черчилль собирался даже попробовать на зубок Советский Союз, то есть продолжить войну – так называемая операция "Немыслимое", то здесь понятно: как только нацистская Германия потерпела поражение, Советский Союз занял место главного врага. Опять же вспоминаем, как нацистские преступники в Нюрнберге радостно и позитивно откликнулись на речь Уинстона Черчилля в Фултоне.
Лента новостей
0