https://sputnik-ossetia.ru/20220505/moya-dusha--v-osetii-115-let-so-dnya-rozhdeniya-kompozitora-niny-karnitskoy-16570482.html
"Моя душа – в Осетии…": 115 лет со дня рождения композитора Нины Карницкой
"Моя душа – в Осетии…": 115 лет со дня рождения композитора Нины Карницкой
Sputnik Южная Осетия
Пятого мая исполняется 115 лет со дня рождения Нины Андреевны Карницкой – композитора, педагога, заслуженного деятеля искусств, которая своим творчеством... 05.05.2022, Sputnik Южная Осетия
2022-05-05T10:04+0300
2022-05-05T10:04+0300
2022-05-05T10:04+0300
северная осетия
репортажи
культура
музыка
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e6/05/04/16570424_0:54:1000:617_1920x0_80_0_0_8f398aa85da299655fd37ef66ad6fe5d.jpg
Пятого мая исполняется 115 лет со дня рождения Нины Андреевны Карницкой – композитора, педагога, заслуженного деятеля искусств, которая своим творчеством, педагогической и музыкально-общественной деятельностью благотворно повлияла на развитие музыкального профессионализма в Северной Осетии, подняв планку композиторских, исполнительских, а вслед за ними слушательских задач.Композитор в 9 летНина Андреевна Карницкая родилась в Киеве. Музыкой начала заниматься в 7 лет, а сочинять в 9. Училась в Ростове-на-Дону на музыкальных курсах, в Ростовском музыкальном училище, Бакинской консерватории. Преподавала фортепиано, теоретические дисциплины и композицию в Бакинском музыкальном техникуме и музыкальном училище, в Бакинской консерватории. Работала композитором в Театре рабочей молодежи и Театре русской драмы в Баку, а также в бакинском Армянском театре, Азербайджанском ТЮЗе.В 1948 году Нина Карницкая переехала в Осетию, где прожила следующие 27 лет своей жизни. Была заведующей теоретическим отделением и преподавателем в Орджоникидзевском музыкальном училище.Учитель известных осетинских композиторовМузыковед, доктор искусствоведения, профессор Московского государственного института культуры, заслуженный деятель искусств РСО-Алания и Южной Осетии Татьяна Батагова в своей книге "Музыкальное искусство Осетии XX-XXI веков" пишет:Вспоминая ее уроки, Николай Кабоев – пианист, композитор, аранжировщик, педагог, руководитель оркестра, заслуженный деятель искусств России, назвал их необычными, удивительными: "Несмотря на то, что я уже был студентом училища, Нина Андреевна начала с азов музыкальной грамоты. Она систематизировала и обогатила мои музыкально-теоретические познания, дав фундамент, на котором можно было строить все".Коста – лирический геройМузыковед Татьяна Батагова считает, что "осетинский" период в жизни Карницкой был наиболее плодотворным."Здесь она написала свои лучшие сочинения – фортепианные концерты, сонаты, двойной концерт для фортепиано и скрипки с оркестром, оркестровую элегию "Памяти Коста" – к 50-летию со дня смерти К. Хетагурова (1956). Проникновенная, основанная на двух контрастных народных мелодиях, элегия часто и с большим успехом исполнялась оркестром республиканской филармонии.Музыковед отмечает, что впервые и практически единственный раз в оркестровом сочинении образ Коста был раскрыт сквозь призму лирических чувств."Женщина-композитор точно уловила, сколь значительна была грустная и меланхолическая нота в творчестве и жизни поэта. Позднее в осетинской музыке сложится почти канонический образ поэта-борца, демократа, героя (вспомним симфоническую поэму Т. Хосроева "Певец земли родной", Пятую симфонию Д. Хаханова)", – пишет Батагова."Заговорить" на понятном каждому осетину музыкальном языкеАвтор книги пишет, что Нина Карницкая испытывала искренний интерес к осетинской музыкальной культуре и стремилась "заговорить" на понятном каждому осетину музыкальном языке. Для этого Карницкая избрала вполне традиционный путь решения столь важной задачи: в качестве основных музыкальных тем она нередко использует народные, легко узнаваемые мелодии. Например, поэтичная, завоевавшая слушательское признание элегия "Памяти Коста" целиком построена на народных напевах.А в "Концерте № 1 для фортепиано с оркестром" (1960) музыковед отметила интересную находку композитора – "фортепианную имитацию приемов игры на осетинском струнном щипковом инструменте дала-фандыр, придающую звучанию финала оригинальность и национальный колорит".В этом же году Карницкая пишет симфоническую поэму "Родная Осетия", созданную к 40-летию Советской власти в Северной Осетии. По мнению дирижера П.А. Ядыха, поэма пропитана "патриотической патетикой, приподнятостью музыкальной речи".О древней и современной истории ОсетииТатьяна Батагова отмечает, что особый интерес Карницкая испытывала к оркестровой программной музыке, создавая произведения разных жанров, воплощающие сюжетный, картинный, народно-жанровый, пейзажный типы программности.Так, содержанием поэмы "На берегах Гизельдона" (1952), написанной в форме сонатного allegro и посвященной 10-летию боев под Владикавказом, стали размышления автора о древней и современной истории Осетии, о недавних военных событиях. Как пишет К.Г. Цхурбаева в книге "История музыки народов СССР", "лейтмотивом произведения служит тема реки Гизельдон, свидетельницы исторических событий. Эта тема подвергается трансформации и в коде вырастает до символа мощи, величия славы народной. Один из эпизодов поэмы, резко контрастный по отношению к остальным, изображает вражеское нашествие, вторжение фашистских захватчиков в пределы Отечества".Последние восемь лет жизни Нина Карницкая провела в Новосибирске, куда уехала к дочери. Но и там Нина Андреевна не забывала Осетию, всегда с благодарностью и теплом вспоминала республику, которую полюбила всей душой. В одном из последних писем композитора есть такие слова: "Моя душа – в Осетии…".Текст написан на основе книги Татьяны Батаговой "Музыкальное искусство Осетии XX-XXI веков".
https://sputnik-ossetia.ru/20220310/pamyati-borisa-galati-133-goda-so-dnya-rozhdeniya-vydayuschegosya-kompozitora-15851106.html
https://sputnik-ossetia.ru/20210704/Vekovoy-yubiley-V-Osetii-vspominayut-velikogo-kompozitora-Dudara-Khakhanova-12461991.html
https://sputnik-ossetia.ru/20191105/Ispolnyaet-kompozitor-noktyurn-Atsamaza-Makoeva-9543957.html
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
2022
Анна Кабисова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/534/07/5340757_0:0:959:959_100x100_80_0_0_8b07ccb93f9218e53bce234173da7ef4.jpg
Анна Кабисова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/534/07/5340757_0:0:959:959_100x100_80_0_0_8b07ccb93f9218e53bce234173da7ef4.jpg
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/07e6/05/04/16570424_0:0:1000:750_1920x0_80_0_0_48b34c6f8e5fe276090d100c5ba04b38.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rosiya Segodnya“
Анна Кабисова
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/534/07/5340757_0:0:959:959_100x100_80_0_0_8b07ccb93f9218e53bce234173da7ef4.jpg
северная осетия, репортажи, культура , музыка
северная осетия, репортажи, культура , музыка
Пятого мая исполняется 115 лет со дня рождения Нины Андреевны Карницкой – композитора, педагога, заслуженного деятеля искусств, которая своим творчеством, педагогической и музыкально-общественной деятельностью благотворно повлияла на развитие музыкального профессионализма в Северной Осетии, подняв планку композиторских, исполнительских, а вслед за ними слушательских задач.
Нина Андреевна Карницкая родилась в Киеве. Музыкой начала заниматься в 7 лет, а сочинять в 9. Училась в Ростове-на-Дону на музыкальных курсах, в Ростовском музыкальном училище, Бакинской консерватории. Преподавала фортепиано, теоретические дисциплины и композицию в Бакинском музыкальном техникуме и музыкальном училище, в Бакинской консерватории. Работала композитором в Театре рабочей молодежи и Театре русской драмы в Баку, а также в бакинском Армянском театре, Азербайджанском ТЮЗе.
В 1948 году Нина Карницкая переехала в Осетию, где прожила следующие 27 лет своей жизни. Была заведующей теоретическим отделением и преподавателем в Орджоникидзевском музыкальном училище.
Учитель известных осетинских композиторов
Музыковед, доктор искусствоведения, профессор Московского государственного института культуры, заслуженный деятель искусств РСО-Алания и Южной Осетии Татьяна Батагова в своей книге "Музыкальное искусство Осетии XX-XXI веков" пишет:
"Как в Южной Осетии не было музыканта, мечтавшего о сочинительстве и не учившегося у Б. Галаева, так в Северной Осетии не было одаренного молодого автора, не занимавшегося композицией с Н.А. Карницкой. Достаточно назвать в числе ее учеников Б. Газданова, Л. Ефимцову, Н. Кабоева, Л. Канукову, Б. Кокаева. Ценными советами помогала Нина Андреевна и зрелым музыкантам, например Т.Я. Кокойти.
Вспоминая ее уроки, Николай Кабоев – пианист, композитор, аранжировщик, педагог, руководитель оркестра, заслуженный деятель искусств России, назвал их необычными, удивительными: "Несмотря на то, что я уже был студентом училища, Нина Андреевна начала с азов музыкальной грамоты. Она систематизировала и обогатила мои музыкально-теоретические познания, дав фундамент, на котором можно было строить все".
Музыковед Татьяна Батагова считает, что "осетинский" период в жизни Карницкой был наиболее плодотворным.
"Здесь она написала свои лучшие сочинения – фортепианные концерты, сонаты, двойной концерт для фортепиано и скрипки с оркестром, оркестровую элегию "Памяти Коста" – к 50-летию со дня смерти К. Хетагурова (1956). Проникновенная, основанная на двух контрастных народных мелодиях, элегия часто и с большим успехом исполнялась оркестром республиканской филармонии.
Музыковед отмечает, что впервые и практически единственный раз в оркестровом сочинении образ Коста был раскрыт сквозь призму лирических чувств.
"Женщина-композитор точно уловила, сколь значительна была грустная и меланхолическая нота в творчестве и жизни поэта. Позднее в осетинской музыке сложится почти канонический образ поэта-борца, демократа, героя (вспомним симфоническую поэму Т. Хосроева "Певец земли родной", Пятую симфонию Д. Хаханова)", – пишет Батагова.
"Заговорить" на понятном каждому осетину музыкальном языке
Автор книги пишет, что Нина Карницкая испытывала искренний интерес к осетинской музыкальной культуре и стремилась "заговорить" на понятном каждому осетину музыкальном языке. Для этого Карницкая избрала вполне традиционный путь решения столь важной задачи: в качестве основных музыкальных тем она нередко использует народные, легко узнаваемые мелодии. Например, поэтичная, завоевавшая слушательское признание элегия "Памяти Коста" целиком построена на народных напевах.
А в "Концерте № 1 для фортепиано с оркестром" (1960) музыковед отметила интересную находку композитора – "фортепианную имитацию приемов игры на осетинском струнном щипковом инструменте дала-фандыр, придающую звучанию финала оригинальность и национальный колорит".
В этом же году Карницкая пишет симфоническую поэму "Родная Осетия", созданную к 40-летию Советской власти в Северной Осетии. По мнению дирижера П.А. Ядыха, поэма пропитана "патриотической патетикой, приподнятостью музыкальной речи".
О древней и современной истории Осетии
Татьяна Батагова отмечает, что особый интерес Карницкая испытывала к оркестровой программной музыке, создавая произведения разных жанров, воплощающие сюжетный, картинный, народно-жанровый, пейзажный типы программности.
Так, содержанием поэмы "На берегах Гизельдона" (1952), написанной в форме сонатного allegro и посвященной 10-летию боев под Владикавказом, стали размышления автора о древней и современной истории Осетии, о недавних военных событиях. Как пишет К.Г. Цхурбаева в книге "История музыки народов СССР", "лейтмотивом произведения служит тема реки Гизельдон, свидетельницы исторических событий. Эта тема подвергается трансформации и в коде вырастает до символа мощи, величия славы народной. Один из эпизодов поэмы, резко контрастный по отношению к остальным, изображает вражеское нашествие, вторжение фашистских захватчиков в пределы Отечества".
Музыковед З. Туаева писала: "Все годы жизни и работы в Осетии Нина Карницкая глубоко изучала осетинскую народную музыку, стремясь использовать ее богатства в своем творчестве".
Последние восемь лет жизни Нина Карницкая провела в Новосибирске, куда уехала к дочери. Но и там Нина Андреевна не забывала Осетию, всегда с благодарностью и теплом вспоминала республику, которую полюбила всей душой. В одном из последних писем композитора есть такие слова: "Моя душа – в Осетии…".
Текст написан на основе книги Татьяны Батаговой "Музыкальное искусство Осетии XX-XXI веков".