"Чтобы у Южной Осетии было будущее, ей нужно промышленное производство"

© Sputnik / Виталий РаднаевЦех по производству минеральной воды "Багиата"
Цех по производству минеральной воды Багиата - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.04.2022
Подписаться
Во вторник в Южной Осетии отмечают День работника промышленности и транспорта. Праздник считают своим и энергетики республики. О состоянии этих отраслей – в интервью Sputnik
Представитель комитета промышленности, транспорта и энергетики Южной Осетии Тимур Вовк рассказал в интервью корреспонденту Sputnik Элине Габараевой о состоянии промышленных предприятий, которые находятся в подчинении ведомства, а также о работе общественного транспорта в республике. Собеседник агентства ответил на вопросы о перспективах собственной энергетики в Южной Осетии.
– Какие промышленные предприятия работают на сегодняшний день в Южной Осетии?
– В Южной Осетии осталось пять промышленных объектов: "Багиатский наливочный завод", "Электровибромашина", "Завод строительных изделий", "Югоосетинское предприятие хлебобулочных изделий" и "Цхинвальский лесокомбинат".
Большая часть из них находится в неудовлетворительном состоянии. В частности, в Лесокомбинате остались только стены – бывшие производственные мощности и техника устарели и давно в неисправном состоянии. Предприятие вытягивает себя за счет сдачи в аренду помещений. В штате остается восемь человек, которым выплачивают зарплату на вырученные от аренды деньги.
На заводе "Электровибромашина" ситуация не лучше – числится 23 сотрудника, из которых 11 человек там реально работают. Завод выпускает каркасные дома, но это не помогает особо платить по старым долгам, а между тем с каждым годом сумма долга перед налоговым ведомством увеличивается.
Комбинат хлебобулочных изделий показывает убытки из-за производства социального хлеба, цена которого регулируется и субсидируется государством. Буханка массой 600 грамм из муки первого сорта стоит 22 рубля. Что касается другой продукции, которую там выпускают, то она окупается. На предприятии трудится 161 человек, а их средняя зарплата составляет 23,5 тысячи рублей.
Газопровод Дзуарикау-Цхинвал - Sputnik Южная Осетия, 1920, 04.04.2022
Как добиться полной газификации Южной Осетии – разбор с экспертом
– Есть ли в республике предприятия, которые не нуждаются в государственной поддержке?
– Единственным предприятием, которое не нуждается в государственном субсидировании, остается "Багиатский наливочный завод". Справедливости ради стоит отметить, что предприятию пришлось взять кредиты, так как реализация продукции сократилась за последние годы. До пандемии завод показывал прибыль, но после – мощности упали, начались проблемы с транспортным сообщением.
Вывозить в Россию продукцию не получалось, а наш рынок сбыта для такого предприятия мизерный. Перед предприятием появились такие проблемы, которые директор собственноручно не может решить, ему необходима господдержка. Для более наглядного сравнения: в 2019 году было реализовано продукции на 44 миллиона рублей, в 2020 году – примерно на 21 миллион рублей, а в 2021-м – примерно на 30 миллионов рублей.
– В начале года "Багиатский наливочный завод" испытывал трудности с экспортом в Россию, так как для этого необходимо было маркировать бутылки. Как сегодня обстоят дела?
– В России с 1 декабря 2021 года вступил в силу закон, по которому вода в бутылках должна ввозиться на территорию РФ с маркировкой. Заводу надо приобрести необходимое оборудование, которое стоит более четырех миллионов рублей.
Помимо этого, испортилась логистика, да и цена на заготовки для пластиковой бутылки увеличилась вдвое. Если раньше одна штука стоила 3,9 рубля, то сейчас уже девять рублей.
– А как дела у завода строительных изделий?
– Завод работает, выполняет государственный заказ. В основном изготавливает бордюры, поребрики, брусчатку и другие материалы для строительства объектов в рамках инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии. Завод в этом году рассчитался со старыми долгами, которые у него были перед государством и рабочими.
– Как бы вы охарактеризовали упомянутые заводы и предприятия?
– В основном наши промышленные объекты сегодня находятся в "глубокой коме". Чтобы у Южной Осетии было будущее, ей нужно промышленное производство.
Квайса - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.03.2022
Квайсинский рудник: когда заработает шахта и что она даст жителям Кударского ущелья
– Как обстоят дела с транспортом в Южной Осетии?
– В этой отрасли тоже не все хорошо. По сравнению с 2020 годом, в 2021-м транспортные перевозки сократились почти наполовину. В управлении автомобильного транспорта (УАТ) только один окупаемый маршрут – Цхинвал–Владикавказ. В селах с каждым годом все меньше людей, следовательно, мало и пассажиров, которые ездят на автобусе. Но мы не можем отменять рейсы в населенные пункты, где проживают по две-три семьи.
На сегодняшний день у предприятия огромные долги – более 10 миллионов рублей по ГСМ перед "Югосетнефтепродуктом". А еще цены на ГСМ и запчасти возрастают, а для УАТ остались нормативы на уровне 2018 года.
– У комитета есть планы по развитию транспорта?
– План один – сохранить пассажирские перевозки. В ближайшее время у нас будут дотации, пока в села не вернутся жители.
– А что с энергетикой? В каком состоянии находятся сети внутри республики?
– Большая часть линий заменена. У нас современные сети и подстанции. Остались отдельные села в труднодоступных районах, но там и расхода электроэнергии особо нет. В целом, электросети в удовлетворительном состоянии.
– Раньше много говорили о строительстве мини-электростанций. В частности, обсуждался вопрос создания системы гидроэнергетики с Зонкарской ГЭС на реке Малая Лиахва. Как вы считаете, этот проект еще актуален и нуждается ли республика в собственной энергии?
– Проект гидроэлектростанции есть. По последним пересчетам, мощность подстанции составила бы 9,2 мегаватт. Электростанция подразумевала бы шесть турбин. В случае запуска гидроэлектростанции, вырабатываемое электричество покроет половину потребляемой в республике энергии. Кроме того, это даст нам высококвалифицированные рабочие места – на самой ГЭС и подстанциях. Плюс дополнительный доход в казну от выплаты налогов.
Программа развития РЮО на 2022-2025 - Sputnik Южная Осетия, 1920, 21.01.2022
Трехлетний план соцэкономразвития Южной Осетии
– А в каком состоянии находится Зонкарское водохранилище?
– На водохранилище насыпная плотина. Насыпные плотины являются вторыми по техногенной опасности после атомных электростанций. Наша плотина не обслуживается в соответствии с нормами. Как это работает в России? Ведется обследование плотины, график обслуживания составляется на пять лет. Пару лет назад к нам приезжали специалисты "Русгидро". Они спустили воду, обследовали все и дали заключение, что плотина находится в аварийном состоянии.
Проектировщик при создании плотины заявлял, что в водохранилище более 40 миллионов кубометров воды, и если плотину прорвет, то в Гори высота воды будет достигать трех метров, не говоря уже о селах, которые вода встретит по пути. К слову, длина водоема свыше пяти километров, глубина – 79 метров.
– Что требуется для создания электростанции?
– Для оборудования электростанции 70% средств уходит на создание перепада воды - плотины. По международным стандартам, на создание каждого мегаватта нужно потратить миллион долларов. У нас есть готовая плотина, значит большая часть работы уже выполнена, осталось провести там ремонтные работы и оборудовать ее.
Лента новостей
0