https://sputnik-ossetia.ru/20211109/razgovory-v-marshrutke-takie-raznye-osetiny-14646735.html
Разговоры в маршрутке: такие разные осетины
Разговоры в маршрутке: такие разные осетины
Sputnik Южная Осетия
Колумнист Sputnik Виктория Тигиева о том, почему так важно помнить, что общего у осетин гораздо больше, чем различий 09.11.2021, Sputnik Южная Осетия
2021-11-09T13:29+0300
2021-11-09T13:29+0300
2021-11-09T15:24+0300
южная осетия
северная осетия
колумнисты
общество
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/513/20/5132098_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_050c30f9163c0ba9541a6eee0e133eed.jpg
Несмотря на бессмысленное противостояние "кударов" и "птицеголовых", мы, осетины, – один народ. У нас одинаковые тревоги, волнения и чувства.Когда в Верхнем Фиагдоне началась разработка шахты, моего дедушку, как и часть других квайсинских шахтеров, командировали в Северную Осетию. Там они получили служебное жилье и перевезли в Куртатинское ущелье свои семьи.Поначалу многим коренным жителям Фиагдона такое соседство пришлось не по душе. Выходцев из Кударского ущелья встречали, мягко говоря, холодно. Кто-то относился к ним как к оккупантам.Прошло много-много лет. Люди в деловых костюмах вещают с экранов ТВ о единстве осетинского народа, о нашей общей истории, о нашем национальном достоянии, о великом языке Коста. Но… владикавказская молодежь (в большинстве) по-прежнему относится к южанам, мягко говоря, холодно.Недавно смотрела передачу. В ней у жителей Владикавказа спрашивали: "Хотели бы вы, чтобы Южная Осетия присоединилась к Северной?" Кто-то говорил: "Пусть вступают в состав России, но только как отдельный от нас субъект". Другие отвечали: "Да, ведь мы – один народ". А некоторые выступали категорически против.Но, позвольте, что плохого в "кударах"? Ведь это они разрабатывали шахты в Северной Осетии. Ведь это они пили чай с братьями-северянами в Магасе (вы понимаете, о чем я). И чего стоят крутые иномарки с "юоровскими" номерами, которые рассекают по Владикавказу.Тут, кстати, надо оговориться. Владикавказская молодежь называет "кударами" абсолютно всех южан. Даже чисанцев или туальцев.В общем, наши в карман за словом не полезли и окрестили северян "циусарта" - "птицеголовыми". Уж не знаю, почему. А слово это обидное, и в приличном обществе произносить его не принято.Всю прошлую неделю я провела в Архонской станице. Хоть она и основана вольными казаками, но живут в ней преимущественно осетины. Они сажают здесь картофель и тыкву, отмечают День Хетага в местной роще и не забывают про зиу, древний обычай помощи ближнему.Путь от Владикавказа до Архонки недлинный – всего 15 минут на маршрутке, и недорогой – 25 рублей за проезд. В один из вечеров мне посчастливилось оказаться в таком транспорте. Среди пассажиров – юноши, возвращающиеся в станицу с городских тусовок, и женщины, спешащие домой, чтобы приготовить ужин.Маршрутка ехала медленно – на пути возникла пробка в связи с ремонтом дороги. За окошками было совсем темно, и шофер включил в кабине слабое освещение. Стало тепло и уютно.Попутчицы разговорились. К их беседе подключились и другие пассажиры.Вот такие простые разговоры о быте, соседях, да и в целом о жизни, каждый день ведут осетины на северной стороне хребта. Точно такие же, как и на южной. Поверьте, цхинвальские и владикавказские осетины ничем не отличаются друг от друга. У всех одинаковые волнения, чувства и тревоги.И говорим мы все на одном языке. И даже дигорцы – пусть они меня простят, – тоже вряд ли откажутся от своего "осетинства", даже если говорят на другом диалекте. Впрочем, с этим пусть разбираются филологи.
https://sputnik-ossetia.ru/20211015/Ya-khochu-v-tebya-Tskhinval-Pochemu-eto-vse-esche-samyy-luchshiy-gorod-v-mire-12948826.html
https://sputnik-ossetia.ru/20211101/ya-prolilsya-kak-voda-serdtse-moe-sdelalos-kak-vosk-14600699.html
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2021
Виктория Тигиева
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/322/57/3225742_85:85:2000:2000_100x100_80_0_0_57774255ba59aebd1e53403b81113faa.jpg
Виктория Тигиева
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/322/57/3225742_85:85:2000:2000_100x100_80_0_0_57774255ba59aebd1e53403b81113faa.jpg
Новости
ru_OS
Sputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/513/20/5132098_480:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_f2e7525a4c5e15f481fa880f925899e2.jpgSputnik Южная Осетия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Виктория Тигиева
https://cdnn1.img.sputnik-ossetia.ru/img/322/57/3225742_85:85:2000:2000_100x100_80_0_0_57774255ba59aebd1e53403b81113faa.jpg
южная осетия, северная осетия, колумнисты, общество
южная осетия, северная осетия, колумнисты, общество
Разговоры в маршрутке: такие разные осетины
13:29 09.11.2021 (обновлено: 15:24 09.11.2021) Колумнист Sputnik Виктория Тигиева о том, почему так важно помнить, что общего у осетин гораздо больше, чем различий
Несмотря на бессмысленное противостояние "кударов" и "птицеголовых", мы, осетины, – один народ. У нас одинаковые тревоги, волнения и чувства.
Когда в Верхнем Фиагдоне началась разработка шахты, моего дедушку, как и часть других квайсинских шахтеров, командировали в Северную Осетию. Там они получили служебное жилье и перевезли в Куртатинское ущелье свои семьи.
Поначалу многим коренным жителям Фиагдона такое соседство пришлось не по душе. Выходцев из Кударского ущелья встречали, мягко говоря, холодно. Кто-то относился к ним как к оккупантам.
Прошло много-много лет. Люди в деловых костюмах вещают с экранов ТВ о единстве осетинского народа, о нашей общей истории, о нашем национальном достоянии, о великом языке Коста. Но… владикавказская молодежь (в большинстве) по-прежнему относится к южанам, мягко говоря, холодно.
Недавно смотрела передачу. В ней у жителей Владикавказа спрашивали: "Хотели бы вы, чтобы Южная Осетия присоединилась к Северной?" Кто-то говорил: "Пусть вступают в состав России, но только как отдельный от нас субъект". Другие отвечали: "Да, ведь мы – один народ". А некоторые выступали категорически против.
Как-то раз в Цхинвал по работе приезжала моя троюродная сестра из Северной Осетии. Она привезла с собой подругу. Когда мы сели пить кофе, разговор, как это обычно бывает у девочек, зашел про мальчиков. Так вот эти милые барышни со всей серьезностью заявили, что "за кударов точно замуж не пойдут".
Но, позвольте, что плохого в "кударах"? Ведь это они разрабатывали шахты в Северной Осетии. Ведь это они пили чай с братьями-северянами в Магасе (вы понимаете, о чем я). И чего стоят крутые иномарки с "юоровскими" номерами, которые рассекают по Владикавказу.
Тут, кстати, надо оговориться. Владикавказская молодежь называет "кударами" абсолютно всех южан. Даже чисанцев или туальцев.
В общем, наши в карман за словом не полезли и окрестили северян "циусарта" - "птицеголовыми". Уж не знаю, почему. А слово это обидное, и в приличном обществе произносить его не принято.
Всю прошлую неделю я провела в Архонской станице. Хоть она и основана вольными казаками, но живут в ней преимущественно осетины. Они сажают здесь картофель и тыкву, отмечают День Хетага в местной роще и не забывают про зиу, древний обычай помощи ближнему.
Путь от Владикавказа до Архонки недлинный – всего 15 минут на маршрутке, и недорогой – 25 рублей за проезд. В один из вечеров мне посчастливилось оказаться в таком транспорте. Среди пассажиров – юноши, возвращающиеся в станицу с городских тусовок, и женщины, спешащие домой, чтобы приготовить ужин.
Маршрутка ехала медленно – на пути возникла пробка в связи с ремонтом дороги. За окошками было совсем темно, и шофер включил в кабине слабое освещение. Стало тепло и уютно.
Попутчицы разговорились. К их беседе подключились и другие пассажиры.
"Индира, а ты будешь прививаться от ковида? Я что-то боюсь". "А у нас на рынке новую начальницу поставили, очень справедливая женщина". "У меня свекровь после инсульта лежит. Хожу к ней каждый день, очень устала". "Мадинкин сын так и не женился. О чем только думает?" "В наш магазин новый хлеб завезли – советую". "Там в центре такая авария страшная". "А видели, какая облицовка красивая на Григоряна?"
Вот такие простые разговоры о быте, соседях, да и в целом о жизни, каждый день ведут осетины на северной стороне хребта. Точно такие же, как и на южной. Поверьте, цхинвальские и владикавказские осетины ничем не отличаются друг от друга. У всех одинаковые волнения, чувства и тревоги.
И говорим мы все на одном языке. И даже дигорцы – пусть они меня простят, – тоже вряд ли откажутся от своего "осетинства", даже если говорят на другом диалекте. Впрочем, с этим пусть разбираются филологи.