Организаторы и художники прокомментировали скандал на фестивале "Аланика" во Владикавказе

© Photo : Ольга ЮнашеваЭкспонаты проекта Евгения Уманского на фестивале современного искусства "Аланика"
Экспонаты проекта Евгения Уманского на фестивале современного искусства Аланика  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 06.10.2021
Подписаться на
Негативную реакцию в пабликах, а затем и от собравшихся на месте проведения фестиваля людей, вызвали проекты Сергея Катрана, Ростана Тавасиева и Евгения Уманского
Анна Кабисова, Sputnik
Произведения нескольких художников - участников XIV международного фестиваля современного искусства "Аланика" вызвали негативную реакцию у жителей Северной Осетии – обвинения в сатанизме, оккультизме и попрании традиций появились на страницах одиозных пабликов, после чего перенеслись непосредственно в выставочный зал Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. Пушкина. Толпа агрессивно настроенных граждан собралась в музее и потребовала объяснений по поводу проектов Сергея Катрана, Ростана Тавасиева и Евгения Уманского.
Ситуацию прокомментировала директор Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. Пушкина Галина Тебиева:
– К нам пришло много людей в очень агрессивном настроении, так как в "желтых" пабликах появилась совершенно не соответствующая действительности искаженная информация о двух проектах: перформансе Сергея Катрана "Тахуды", который прошел в Центральном парке на месте бывшего здания "Иртекс", и проекте художника из Калининграда Евгения Уманского. Поток людей был настолько велик и агрессивен, что мы поняли: нужно дать более подробные объяснения. После моего рассказа о смысле произведений многие ушли успокоенные, поняв, что никто сатанинских обрядов не проводил.
Директор фестиваля также подчеркнула, что если зритель чего-то не понимает, то это не всегда плохо.
– Никакой уверенности в том, что все произведения должны всем нравиться, у нас нет. Мы на это и не рассчитываем.
Галина Тебиева уточнила, что филиал не показывает произведения, которые несут какие-то формы экстремизма или терроризма.
– Все делается в рамках закона, и все наши проекты и перформансы были согласованы с соответствующими службами. Сегодня у нас на выставке были представители комитета по борьбе с экстремизмом и дали экспертную оценку всем экспонатам, не усмотрев в них нарушения закона.
Напомним, что ранее художник Сергей Катран в интервью Sputnik объяснял смысл перформанса "Тахуды":
– Знаменитый архитектор Юрий Аввакумов сделал проект Музея современного искусства Осетии – и это очень важный культурный акт. По каким-то причинам этот проект не осуществился, но культурная память осталась. И вот этот непостроенный музей время от времени дает о себе знать. Вот и мне он дал импульс, и я придумал перформанс с участием двенадцати человек, студенток Художественного училища, которые под музыку современного осетинского композитора Ларисы Кануковой будут "мечтать". И эти двенадцать человек на время перформанса превратятся в некие существа, связанные, в прямом смысле, с землей и корнями.
Перформанс художника Сергея Катрана Тахуды - Sputnik Южная Осетия, 1920, 04.10.2021
"Мечты материальны": автор перформанса во Владикавказе об Осетии, Коста и "Желании"
Таким образом, здесь выстраивается незримый воображаемый музей, который, возможно, так и останется мечтой. Но это хорошая метафора – не обязательно что-то строить в камне и бетоне. Художники меня хорошо поймут – мечты материальны, потому что в самой мечте, которую придумывает художник, находится генотип, приводящий к осуществлению, материализации формы. И вот в этом, собственно, и есть основная идея – мы можем мечтать и наши мечты осуществляются, какие бы дерзкие, они не были.
Иллюстрация Ростана Тавасиева из серии к "ненаписанному фантастическому роману на осетинском языке" вызвала непонимание и упреки в оскорблении традиционного осетинского застолья. На рисунке изображен стол с головой свиньи-барана. Художник прокомментировал ситуацию:
– На начало 2020 года фонд библиотеки составил 1216637 книг. Из них шесть фантастических книг. Мне показалось, что это очень мало. Подумал, что это хорошо было бы исправить. И перед тем, как что-то начинать делать решил посоветоваться - нужна ли вообще в Осетии национальная фантастика или нет. 
В 2019 году в Национальной научной библиотеке собрался круглый стол по результатам которого стало понятно, что национальная фантастика могла бы быть интересна и полезна. Но фантастика сама волшебным образом не появится. Ее нужно делать своими руками. Я не писатель и не кинорежиссер . Не могу написать роман или снять фильм. Но мне по силам нарисовать иллюстрации и киноплакаты. Вот я и стал рисовать иллюстрации к еще пока ни кем не написанным книгам и плакаты к не снятым фильмам. Для того, что бы обратить внимание на эту тему и создать основу для возникновения таких фантастических произведений. Трудно что-то придумывать, когда нет примеров и не на что опереться. И моя надежда в том, что мои рисунки помогут другим более талантливым авторам, которые лучше знают родную культуру и язык создавать свои фантастические произведения ради общего блага.
© Из личного архива Ростана Тавасиева Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева Осетинская фантастика - Sputnik Южная Осетия
1/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
© Из личного архива Ростана Тавасиева Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева Осетинская фантастика - Sputnik Южная Осетия
2/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
© Из личного архива Ростана Тавасиева Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева Осетинская фантастика - Sputnik Южная Осетия
3/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
© Из личного архива Ростана Тавасиева Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева Осетинская фантастика - Sputnik Южная Осетия
4/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
© Из личного архива Ростана Тавасиева Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева Осетинская фантастика - Sputnik Южная Осетия
5/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
© Из личного архива Ростана Тавасиева Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева Осетинская фантастика - Sputnik Южная Осетия
6/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
© Из личного архива Ростана Тавасиева Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева Осетинская фантастика - Sputnik Южная Осетия
7/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
© Из личного архива Ростана Тавасиева Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева Осетинская фантастика - Sputnik Южная Осетия
8/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
© Из личного архива Ростана Тавасиева Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева Осетинская фантастика - Sputnik Южная Осетия
9/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
1/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
2/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
3/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
4/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
5/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
6/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
7/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
8/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
9/9
Серия иллюстраций Ростана Тавасиева "Осетинская фантастика"
Теперь про рисунок, выдаваемый в фейсбуке за изображение традиционного осетинского застолья.
Для того, что бы понять изображено ли на этом рисунке традиционное осетинское застолье нужно ответить на три вопроса: Кто сидит за столом? Какая еда на столе? Кто во главе стола?
За столом сидят одинаковые существа с розетками в затылке. На столе странная еда из несуществующих животных. Во главе стола существо с четырьмя руками.
Возможно ли что-то подобное за традиционным осетинским столом?
Мой ответ - нет.
Что изображено на этом рисунке? Злодеи празднуют победу над главным героем фантастического романа, не зная, что он еще жив и совсем скоро победит, и с помощью своих верных друзей освободит прекрасную девушку из плена. Эти злодеи одинаковые человекообразные андроиды.
Мне очень больно и искренне жаль, что мой рисунок используется что бы расстроить людей. Это обман - выдавать его за изображение традиционного осетинского застолья.
Комментарий по поводу происходящего также дал главный редактор журнала "Дарьял" Алан Цхурбаев, совместно с которым художник Ростан Тавасиев проводил в рамках симпозиума "Аланика" дискуссию "Осетинская фантастика":
– Осетины очень бережно относятся к своему прошлому, к сохранению наследия предков, и это заслуживает только уважения. Но, в то же время, излишнее культивирование и идеализирование образа прошлого, как утопического мира, где все было подчеркнуто образцово, не несет ничего хорошего. Бесконечное проживание успехов прошлого без работы над сегодняшним днем, без работы над собой, - это путь в никуда.
На мой личный взгляд, в Осетии очень много тоски по ушедшему (даже совсем недавнему), а хотелось бы, чтобы наряду с этом существовал и взгляд в будущее. Для сохранения собственной культурной идентичности необходимо увидеть себя во времени, постараться представить себя в будущем, порефлексировать о собственной трансформации. Ведь зачастую, чтобы остаться собой, нужно меняться, так недолго и себя потерять, если мертвой хваткой стараться удержать себя в одном идеальном образе. Общественная дискуссия "Осетинская фантастика", которую мы проводили в рамках фестиваля современного искусства "Аланика" вместе с художником Ростаном Тавасиевым, важна именно этим.
Главред журнала также подчеркнул, что не видит в рисунке Тавасиева ничего оскорбительного.
– И вы не увидите, если посмотрите на него хоть сколько-нибудь внимательно, если попытаетесь его понять, а это совсем нетрудно. Эта картинка - негативный прогноз нашего будущего. На ней за молитвенным столом сидят горцы с какими-то чипами в затылках. То есть, они кем-то уже "зомбированы", а этот кто-то своими щупальцами подносит им чудовищные, извращенные яства, в том числе голову барана со свиным рылом. Это картинка-предостережение, это повод задуматься о себе и своем пути, пути нашего народа, социума. И то, что сейчас в соцсетях призывают буквально сжечь на костре руководство "Аланики" вместе с художниками, говорит о том, что мы действительно движемся куда-то не туда.
Художник из Калининграда Евгений Уманский посвятил свой проект "Камни - мои отцы" Столовой горе. В аннотации к работе, художник объясняет, что название вдохновлено высказыванием одного из лидеров российского авангарда Михаила Матюшина, который утверждал единство законов живой и неживой природы и восприятие мира, как органического целого, рассматривая и человека, как творческий материал без идеологического содержания. Уманский считает, что в представленном на выставке проекте объединение архивных, буквально диггерских, находок предыдущей культурной эпохи и этноса с реальными природными вечными камнями и интервенциями-интарсиями бытовой современной жизни приводит к созданию нового, странного, кентаврического искусства.
© Photo : Ольга ЮнашеваЭкспонаты проекта Евгения Уманского на фестивале современного искусства "Аланика"
Экспонаты проекта Евгения Уманского на фестивале современного искусства Аланика  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.10.2021
Экспонаты проекта Евгения Уманского на фестивале современного искусства "Аланика"
"В своих скульптурных композициях художник обращается к поломанным довоенным металлическим и керамическим статуэткам, фигуркам, посуде, которые были им найдены на немецких свалках или куплены на городском блошином рынке. Весь этот исторический лом, свидетельство чужого, незнакомого быта, попадает к художнику будто бы на починку, которая на деле оказывается полной переделкой. Вокруг каждой из них художник выстраивает собственный нарратив разного характера: философского, исторического, библейского, мифологического. Отчасти эти фигурки могут быть миниатюрными памятниками историческим травмам XX века — хрупкими поэтичными напоминаниями о том, что здесь когда-то происходило" - описывается проект художника в аннотации к выставке, прошедшей в 2020 году в Калининграде.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала