08:02 26 Октября 2021
Прямой эфир
  • EUR81.74
  • USD70.13
Северная Осетия
Получить короткую ссылку
52310

Во Владикавказе в рамках XIV международного фестиваля современного искусства "Аланика" состоялся перформанс художника Сергея Катрана "Тахуды" (желание). Автор проекта рассказал Sputnik, почему он выбрал Осетию и как на него повлиял классик осетинской литературы

Название перформанса, состоявшегося в Центральном парке им. К. Хетагурова, – это отсылка к одноименному стихотворению Коста Хетагурова, рассказывающее о человеке, который любит свою родину, знает и чтит свои корни. Этот образ связи человека с корнями и воплотил художник в перформансе. Двенадцать девушек в черном стояли по колено в земле и плавно раскачивались под музыку Ларисы Кануковой. Место перформанса также выбрано неслучайно – именно в этой части парка планировалось построить Музей современного искусства (архитектор Юрий Аввакумов делал проект реконструкции здания "Иртекс", который год назад был снесен – ред.).

О перформансе, культуре Осетии, Коста Хетагурове, воображаемом музее и важности мечтать с Сергеем Катраном поговорила корреспондент Sputnik Анна Кабисова.

– Расскажите, как появилось название перформанса?

– Название я нашел, когда познакомился с поэзией Коста Хетагурова. В стихотворении "Тахуды" рассказывается о человеке, который любит свою родину, знает и любит свои корни. И мне показалось, что это очень хорошая метафора для перформанса. В Осетии чтут свои традиции, которые являются важной составляющей жизни народа.

Перформанс художника Сергея Катрана Тахуды
Из личного архива Ольги Юнашевой
Автор перформанса "Тахуды" Сергей Катран

Конечно, не хватает жизни, чтобы выучить другие языки, но хотя бы познакомиться с языком места, куда ты приехал – долг каждого культурного человека. В любой культуре есть такой поэт, который может быть мало известен всему миру, но очень знаменит у себя в народе – как, например, украинский поэт Тарас Шевченко (я сам родом из Украины), русский поэт Пушкин и так далее. И таким поэтом здесь, на земле Осетии, является Коста Хетагуров. Его поэзия не так изыскана, как, например, у Мандельштама, но она невероятно искренна. Его стихотворения ясные и все пропитаны любовью к осетинской земле, к традиции.

Коста несет на себе всю национальную гордость и любовь, и вместе с тем, национальное горе. Коста отчасти, а может быть и глубоко, сформировал национальную культуру Осетии, он тот кирпич, который нельзя вытащить, иначе здание разрушится, Коста – один из краеугольных камней осетинской культуры.

– Место для перформанса выбрано же не случайно?

– Знаменитый архитектор Юрий Аввакумов сделал проект Музея современного искусства Осетии – и это очень важный культурный акт. По каким-то причинам этот проект не осуществился, но культурная память осталась. И вот этот непостроенный музей время от времени дает о себе знать. Вот и мне он дал импульс, и я придумал перформанс с участием двенадцати человек, студенток Художественного училища, которые под музыку современного осетинского композитора Ларисы Кануковой будут "мечтать". Двенадцать – это хорошее число, в нем есть некая законченность, полнота, да и люди связаны с землей через цикл месяцев, часов, и двенадцать апостолов можно вспомнить. Поэтому больше не нужно, а меньше уже не то. И эти двенадцать человек на время перформанса превратятся в некие существа, связанные, в прямом смысле, с землей и корнями.

Перформанс художника Сергея Катрана Тахуды
Из личного архива Ольги Юнашевой
Перформанс художника Сергея Катрана "Тахуды"

Таким образом, здесь выстраивается незримый воображаемый музей, который, возможно, так и останется мечтой. Но это хорошая метафора – не обязательно что-то строить в камне и бетоне. Художники меня хорошо поймут – мечты материальны, потому что в самой мечте, которую придумывает художник, находится генотип, приводящий к осуществлению, материализации формы. И вот в этом, собственно, и есть основная идея – мы можем мечтать и наши мечты осуществляются, какие бы дерзкие, они не были.

– Эта работа напрямую связана с Осетией. Вам интересно бывает погружаться в культуру другого региона?

– Да, очень интересно, потому что живя в Москве, кажется, что вся Россия однородная, а когда ты приезжаешь в другое место, в данном случае, в Осетию, то сталкиваешься с вещами, на которые не обращал внимание, а здесь они более проявлены.

Самая главная отличительная особенность – это язык, уникальный осетинский язык. Кроме этого, здесь особая культура взаимоотношений между людьми, свой менталитет, здесь чтут традиции. И нужно чутко и деликатно относиться к этой культуре. Я встретил здесь людей, которые умеют погружать тебя в состояние этого края, и это очень важно и интересно. В культуре не может быть одного эталона. Для культуры все виды национальных культур составляют одно целое, и если ее редуцировать, или убивать, как было в советское время, то культура исчезает, а на месте появляется что-то другое.

– В какой момент у вас появилась связь между музеем мечты, корнями и стихотворением Коста?

– Сложно сказать в какой момент ты это придумал, может быть, все это уже существовало, а ты только взял в какой-то момент.

Самым главным фундаментом для всего являются люди. Люди делают города, здания, места и так далее. Без человека любое здание бессмысленно, потому что оно должно быть наполнено. А музей – это особое здание. Понятно, что в городе на сотню ресторанов должен быть хотя бы один музей. Да, у человека есть ежедневная потребность в пище, но также у него есть потребность в получении культурной информации. А если этого не происходит, то люди сильно деградируют, просто бесконечно теряют время, которое им отпущено на более высокие вещи. Как меняется ситуация, когда в городе появляются университеты, школы, а где-то в деревне - дворец культуры с энтузиастом, который начинает заниматься с детьми. Эти изменения происходят на очень тонком уровне, но они приводят к серьезным результатам.

  • Перформанс художника Сергея Катрана Тахуды
    Перформанс художника Сергея Катрана "Тахуды"
    Из личного архива Ольги Юнашевой
  • Перформанс художника Сергея Катрана Тахуды
    Перформанс художника Сергея Катрана "Тахуды"
    Из личного архива Ольги Юнашевой
  • Перформанс художника Сергея Катрана Тахуды
    Перформанс художника Сергея Катрана "Тахуды"
    Из личного архива Ольги Юнашевой
  • Перформанс художника Сергея Катрана Тахуды
    Перформанс художника Сергея Катрана "Тахуды"
    Из личного архива Ольги Юнашевой
  • Перформанс художника Сергея Катрана Тахуды
    Перформанс художника Сергея Катрана "Тахуды"
    Из личного архива Ольги Юнашевой
1 / 5
Из личного архива Ольги Юнашевой
Перформанс художника Сергея Катрана "Тахуды"

Музей, или любое художественное действие, начинается с идеи, с мечты. Мечта может осуществиться, а может и нет, но мы не можем не мечтать. Это, в общем-то, наша задача, потому что идея, мечта и ее воплощение находятся в одной цепочке. А без этого вообще не будет созидания, ведь художник – это, все-таки, созидатель. Даже если он разрушает, то делает это для того, чтобы создать что-то новое.

И возвращаясь к перформансу – вот он уже прошел, его уже нет, он исчез, а воспоминание, или даже живая сила, душа, которая сформировалась, еще долго будет здесь существовать. И я надеюсь, что когда-нибудь она наполнит здание уже настоящего Музея современного искусства Осетии.

Сергей Катран – художник, куратор.

Родился в 1970 году в городе Никополь, УССР, (ныне Украина). Живет и работает в Москве (Россия).

Получил образование на факультете естествознания Криворожского государственного педагогического института по специальности биология, химия. Окончил Школу визуальных искусств.

Художник работает с различными медиа: инсталляция, объект, видео, фото, графика, живопись, акция, перформанс, звук, текст. Сфера интересов: границы искусства, медиапоэзия, эксперимент, исследование, искусство и наука. Художественная практика Сергея Катрана опирается на актуальные открытия современной науки и техники, которые наделяют науку статусом духовного эксперимента.

Участник специальных проектов: 3-ей, 4-ой, 5-ой, 6-ой Московских биеннале современного искусства (2009, 2011, 2013, 2015); 7-ой Ширяевской биеннале современного искусства (2011); 2-ой Каспийской биеннале современного искусства, Баку (2013); TodayisArt, Гаага, Нидерланды (2013); Киберфест – 10, Санкт-Петербург (2017); 1-ой Евразийской скульптурной биеннале, Астана (2017); Архстяние, Никола-Ленивец, Калужская область (2017); Арт Беларусь, Минск, Беларусь (2018); международном художественном симпозиуме "Аланика", Владикавказ (2018),

Куратор Резиденции Большого Семейства Комбуча Достоевский, Минск, Беларусь, (2019); участник выставок в Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Государственном центре современного искусства и многих других.

Лауреат премии "Ломоносов Арт" за интеллектуальный вклад в современное искусство (Философский факультет, МГУ, 2012); трижды номинант Премии Сергея Курехина в номинациях "Лучшее произведение визуального искусства" (2013, 2014) и "Искусство в общественном пространстве" (2016). Кавалер знака отличия за выдающиеся достижения в области визуальной культуры (2015).

Автор пяти поэтических сборников.

Главные темы