Залина Кулумбегова, Sputnik
Первый класс - новая пора в жизни ребенка и его родителей. Это новые впечатления и эмоции (и не всегда приятные), которые каждый школьник переживает по-своему.
Психолог Индира Габулова отмечает, что профессиональной психологией научно доказано, что первоклассники и пятиклассники испытывают равнозначную эмоциональную нагрузку, и соответственно, им одинаково нужна адаптация.
"В первый класс дети поступают в возрасте шести-семи лет – это период, когда ребенок начинает переходить от младенчества к детству. Что касается пятиклассников, то у них в этот период наступает переходный возраст. Это очень сложное время для ребенка и для родителей", - отметила Габулова.
Психолог подчеркнула, что существуют определенные техники, которые смогут помочь первокласснику быстрее адаптироваться к новому "школьному" укладу жизни.
"Например, когда родители покупают для своих детей школьные принадлежности, они обязательно должны взять с собой будущего первоклассника, чтобы он принял участие в предшкольных хлопотах. Это поможет ребенку почувствовать вовлеченность в процесс и моральную поддержку со стороны родителей", - сказала она.
Психолог отметила, что возможность принимать самостоятельные решения во время покупок канцелярских принадлежностей мотивирует ребенка, является эффективным способом настроиться на учебный лад.
Однозначно, по словам Габуловой, еще одним источником стресса для ребенка может стать необходимость ранних подъемов, от которых за время летнего отдыха отвыкла семья. Этого можно будет избежать, если родители вовремя начнут приучать своих детей к правильному режиму.
"Психологи говорят, что привыкание к школьному режиму нужно начинать за 2-3 недели до начала учебного года, но я считаю, что ранний подъем должен быть правилом в семье. Ребенку необходимо спать 9-12 часов, чтобы у него не возникало чувства недосыпа, ведь если допускать это, то ребенок быстро привыкнет и ему же потом будет тяжелей", - отметила она.
Габулова уверена, что неизбежным стрессом для ребенка до начала учебного года является посещение репетиторов, различных кружков и секций. Специалист рекомендует родителям не торопиться и не нагружать ребенка раньше необходимого.
"Переход от летнего отдыха к интенсивному режиму должен быть плавным, поэтому никому из родителей не рекомендую спешить отдавать своих детей на дополнительные занятия перед школой. Особенно это касается тех детей, которые только что выпустились из садика", - сказала она.
По словам психолога, значимую роль в адаптации детей в школах играют и первые учителя, которые при правильном подходе помогут им почувствовать себя комфортно в новой обстановке.
"От учителя начальных классов и от его психологического состояния зависит очень многое. Педагоги должны обладать способностью чувствовать и мотивировать ребенка, тем самым, помогая ему в адаптации к школе", - продолжила Габулова.
Со временем еще одной проблемой для семьи ученика становится нежелание ребенка идти в школу – начинаются истерики и капризы. Специалист связывает это с тем, что ребенок устает от многочисленных нагрузок и ему нужна небольшая передышка.
"Не надо ругать ребенка из-за этого. Возможно, он отказывается потому, что его нервная система перегружена от всего нового. Это может быть и связано с тем, что у ребенка недосып, а когда такое происходит, то он отказывается садиться за уроки и даже теряет аппетит", - сказала психолог.
Габулова отметила, что для первоклассника школа – это новый режим, к которому сложно привыкнуть, и поэтому один день послужит хорошей перезагрузкой для него.
Психолог заключила, что идеального рецепта безболезненной адаптации ребенка к школьному режиму не существует, однако поддержка и любовь родителей помогут преодолеть детям эти временные трудности.