К сожалению или к счастью, человек склонен систематизировать и обобщать любую информацию. С одной стороны, благодаря этому свойству, мы способны обучаться, использовать и передавать свой опыт. Каждый из нас, по сути своей, носитель огромного количества гигабайт уникальной информации, приумножая и воспринимая всеобщее "информационное поле" человечества. Однако наше свойство к систематизации и обобщению информации, зачастую, влечет за собой негативные факторы, вроде дискриминации, ксенофобии, снобизма и других поверхностных суждений. Не очень бросающейся в глаза, но крайне распространенной формой подобной дискриминации, является так называемый – "эйджизм" (англ. Age – возраст).
Если не использовать новомодные термины, а изъясняться на чуть более понятном языке, эйджизм – это создание стереотипов и дискриминация отдельных людей или групп людей по возрастному признаку. Слово дискриминация в последнее время слышно из каждого утюга, так что разбирать разного рода институциональные формы дискриминации - мнимой или фактической - особого смысла нет. Куда более любопытно поговорить о природе этой дискриминации и о самом понимании возраста как такового.
Эйджизм - штука очень любопытная, ведь ровно, как и остальные формы дискриминации, он имеет тенденцию на "обоюдоострое" направление. То есть, дискриминация по признаку возраста направлена в обе стороны. Взрослые люди склонны обесценивать проблемы и переживания молодых людей, считая, пусть и небезосновательно, проблемы эти - поверхностные и наивные, а весь их опыт - крайне сомнительным. В свою очередь, молодые люди чаще всего видят во взрослых и пожилых, грубо говоря, "списанный товар", не вписывающийся в актуальную повестку дня и не понимающий глубины и тяжести вызовов и испытаний юности в современном мире. По их логике, когда взрослый человек успешен и уважаем в обществе, к его словам еще можно прислушаться, ведь в них наверняка есть доля полезной информации, а когда речь идет о простом пенсионере, проработавшем всю жизнь на одной работе, скажем так, не самой респектабельной, то его советы и претензии, как минимум, не актуальны, а на деле могут вызвать открытое отторжение.
Оба этих взгляда, умноженные на количество своих носителей и институционализированные, приобретая признаки дискриминации, создают в обществе определенный ресентимент и напряжение. Любой носитель подобных взглядов наверняка сможет обосновать свою позицию, приводя множество живописных примеров неловкого поведения и радикальных ошибок. На деле же обе эти группы совершают принципиальную ошибку, так как сами создают границы, которых, по сути, с определенного возраста не существует.
Например, когда речь идет о детях и подростках, мы понимаем, что эти люди, помимо отсутствия ментальной зрелости и опыта, перманентно подвержены гормональным "волнам", а значит, как говорится, "с них все взятки гладки". Их, мы, пожалуй, оставим в покое. Давайте рассмотрим стереотипы на примере людей постарше и очень постарше.
Вот ответьте мне, чем принципиально отличаются люди 20 лет и 55? Дети, карьера и существенный жизненный опыт, так? Если с первыми двумя пунктами все более или менее понятно, хотя успехи в карьере двадцатилетних часто бывают куда более значительными, чем у людей в два раза старше, то что у нас остается? Опыт.
Человеческие знания и опыт, базирующиеся на эмпирическом восприятии, то есть непосредственном "переживании" конкретных событий, – крайне значимый ресурс, согласитесь. Однако, откровенно говоря, можем ли мы сказать, что в общей массе населения опыт 50-летнего принципиально больше и разнообразен чем у 20-летнего? Едва ли. Во-первых, давайте честно, времена меняются, а с ними видоизменяются и вызовы, с которыми сталкивается человек. Конечно, на базовом уровне все крутится вокруг основных человеческих инстинктов и желаний, однако стоит помнить, что "дьявол кроется в деталях". Любовь, работа, социальные взаимосвязи и отношение к окружающей действительности имеют свойство видоизменяться от поколения к поколению, меняя вектор в цикле "вечного возвращения". Во-вторых, взрослым людям с высоты своего опыта и лет, стоит лишний раз вспомнить себя молодыми, а заодно - о том, как советы старших влияли на их эмоциональную оценку актуальных вопросов.
Поймите и примите тот факт, что юноши и дети, ввиду новизны и "свежести" любого жизненного опыта, склонны воспринимать его крайне серьезно. В подобной ситуации отеческие советы, вроде "Ой, у тебя таких Кать еще миллион будет", не вызывают ничего, кроме раздражения, ведь вы, пусть и с благими намерениями, но обесцениваете чувства молодого человека. Уверяю вас, в мире найдется тысячи людей, для которых ваши проблемы будут такой же поверхностной нелепицей. Постарайтесь быть чуть более снисходительными.
Но что это мы напали на взрослых людей? Выше мы упоминали, что оружие дискриминации "обоюдоострое", а значит, и молодые люди грешат пресловутым "эйджизмом". Тут, к сожалению, ситуация чуть сложнее, ведь молодые люди, которые в виду возраста не задумываются о некоторых процессах и этапах жизни, сложно понять, что взрослые мужчина и женщина, чьи лица испещрены морщинами, взгляд тускл, а тело слабо – внутри те же самые люди, коими были в юности. Эта мысль, правда, принадлежит не мне. Был у меня как-то опыт общения с женщиной, знающей о том, что ей осталось меньше года. Возраст, болезни и банальная старость не оставляли ей почвы для наивных иллюзий. Так вот, в нашей беседе она не без свойственного ей юмора высказала мысль, а вернее поделилась чувствами: "Знаешь, Аслан, а ведь внутри я все та же юная девушка, спешащая на трамвай, который должен довезти меня на свидание к любимому. Отражение в зеркале – не я. Это тело сдалось гораздо раньше меня, и это самое гадкое в старении. Я больше не играю в жизнь, теперь я только вспоминаю о ней".
Эта мысль, хоть и печальна, но крайне живописно описывает то, о чем я хочу сказать. Возраст человека – это не цифры, а состояние сознания. В сущности, пренебрежительное отношение к взрослым людям и их проблема в актуализации в современной жизни есть не что иное, как "плевок" в будущее.
Внутри, молодые люди, наши старшие товарищи все те же самые юноши и девушки, какими были когда-то, просто они устали от тяжелой ноши быта и жизненных проблем, которые, к слову, ждут и нас. Кстати, если вы хотите почувствовать то, что испытывают старшие, предлагаю пообщаться с тринадцатилетними хакерами и интернет-криэйторами. Вот увидите, для них все ваши познания в технологиях и актуальных проблемах современности – нелепая "старперская" чепуха.
Так вот, к чему я это. Извечный конфликт отцов и детей – естественный процесс. Подобные противоречия существовали всегда и никуда не денутся в будущем. Единственное, что хотелось бы пожелать людям, склонным ссылаться на возраст своего визави или целого поколения, – это понять, что у возраста нет частей, как в кино. Нет никакого "Георгия 1", "Георгия 2" и "Георгия 3: Ответный удар". Жизнь – это бесшовное полотно, а значит, что бы вы не говорили человеку другого возраста, на самом деле вы разговариваете с собой в прошлом или будущем.