ЦХИНВАЛ, 25 июн — Sputnik, Элина Габараева. Дорожное движение в столице Южной Осетии не первый год вызывает споры: пешеходы и автовладельцы одинаково выражают свое возмущение и винят друг друга в несоблюдении ПДД.
Ежегодно в столице фиксируется не один десяток ДТП – по данным за 2020 год, в Южной Осетии произошло 137 аварий, в которых погибли три человека, пострадали – 43. Почти ежедневно на дорогах можно наблюдать аварийные ситуации: проезд на красный свет светофора, обгон на перекрестках либо с правой стороны, не уступают пешеходам, парковка как и где захочется – со всем этим нередко встречаешься на улицах Цхинвала.
Водители и пешеходы - все хороши
"Мне кажется, лет 10 назад, водители больше нарушали. Если бы тогда поток машин был таким же, как сейчас, то ежедневно случалось бы несколько аварий. У нас много светофоров и "лежачих полицейских", которые препятствуют лихачеству на улицах. Возможно, к водителям приходит сознательность и ответственность, а может, они боятся за дорогие авто", - говорит водитель с солидным 30-летним стажем Владимир.
Проблемы автомобильного движения по городу поднимает и руководство республики. Так, на этой неделе на заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения было отмечено, что с увеличением числа автотранспортных средств, все чаще можно столкнуться с отсутствием культуры вождения.
"Недавно проезжал на зеленый свет по улице Миротворцев, и стал свидетелем грубого нарушения, когда иномарка с улицы Московская решила проехать на красный. Первая машина не пропустила водителя, так как зеленый горел для нас. Но он не сдался и все равно проскочил, нарушив все, что можно было нарушить. Не понимаю, неужели эти двадцать секунд решают что-то глобальное для человека, который подвергает риску встречный транспорт?" - возмущается житель города Юрий.
Между тем, уровень культуры вождения прямо пропорционален уровню культуры поведения на дорогах пешего населения, которые также являются полноценными участниками дорожного движения. Так, пешеходы зачастую переходят дорогу в неположенном месте, тем самым создавая аварийные ситуации, что особенно опасно в темное время суток.
"Почему пешеходам кажется, что они могут переходить дорогу в любом месте и прямо бросаться под колеса? Ведь водитель тоже человек, он может не успеть остановиться", - сетует водитель Оксана.
"Зебра" не для всех
Нельзя не учесть и другую сторону вопроса, когда бдительные пешеходы жалуются на невнимательность "городских шумахеров". Здесь приходится взывать к сознательности автовладельцев и напоминать, что часть дороги с белой пунктирной линией (зебра) - законная территория пешего участника движения.
"Мы живем на улице Димитрова, где находится школа № 9. На перекрестке установлен светофор, он обычно функционирует, когда в школах идут занятия. С наступлением каникул его отключают, и тут начинаются наши неприятности. Чтобы попасть в магазины, расположенные на улице 8 июня, надо перейти дорогу. Учитывая, что это основная трасса, ведущая в город, иногда задача становится настоящим квестом. На "зебре" машины редко пропускают, у многих сдают нервы. Иногда приходится прождать минут 15, чтобы просто выкинуть мусор на другой стороне дороги. А некоторые откладывают покупку продуктов на вечер, когда трасса не так загружена", - рассказывает местная жительница Лана.
Жители улицы жаловались во все городские инстанции и надеются, что будет принято решение оставить светофор работающим на постоянной основе.
Должны уважать друг друга
Начальник Госавтоинспекции МВД Южной Осетии генерал-майор милиции Алан Джиоев рассказал Sputnik о водителях, пешеходах и их нарушениях, обратив внимание на то, что зачастую именно бескультурье участников дорожного движения провоцирует аварийные ситуации.
"Культура вождения – это когда ты соблюдаешь правила дорожного движения. Если человек хамит, обгоняет в неположенном месте, превышает скорость, проезжает на красный свет светофора – это уже есть бескультурье. Если бы все соблюдали правила, то и ДТП случались бы реже. Участники дорожного движения должны уважать друг друга", - отметил Джиоев.
Самым грубым нарушением ПДД начальник Госавтоинспекции назвал вождение в нетрезвом виде, а также отметил, что не только водители нарушают правила, но и пешие граждане.
"Пешеходы тоже являются участниками дорожного движения, и когда пешеход пересекает дорогу на переходе, водитель должен ему уступить. А когда он переходит дорогу в неположенном месте, случаются опасные ситуации. Водитель должен уступить, и попытаться избежать аварии, но и с пешехода ответственность не снимается. Следовательно, и водители, и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения", - пояснил он.
Ситуацию, по его словам, может выправить только штрафование и тех, и других. По словам Джиоева, количество подобных штрафов в месяц иногда доходит до трехсот.
Штрафы за нарушение ПДД в Южной Осетии варьируются от 150 рублей до 30 тысяч рублей. На прошедшем заседании комиссии был вновь поднят вопрос о необходимости увеличения штрафов за нарушения правил дорожного движения. Для этого надо внести поправки в закон "Об административной и уголовной ответственности за нарушение Правил дорожного движения", которые рассматриваются парламентом республики.