С точки зрения эволюции и антропологии наличие у человека различных моделей поведения для разных сообществ, ситуаций и других людей обусловлено его социальной природой. С этим трудно поспорить. Получается, человек социальное существо, чьи личные интересы, так или иначе, всегда связаны с интересами группы, а значит с самых ранних этапов становления нашего общества, мы в первую очередь должны были научиться коммуникации, сосуществованию и взаимопомощи.
Эти задачи и коммуникативные приемы - то, чему человек учится с раннего детства, вырабатывая модели взаимодействия сначала с родителями и родственниками, а потом с ровесниками в детских садах, школах и во дворе. Со временем, получив первичный опыт во взаимоотношениях с другими людьми и приобретя первые социальные маски, человек выходит в "большой мир", где этих ролей и масок, как правило, станет значительно больше.
К сожалению, иногда случается так, что этих масок становится настолько много, что человек теряет под тяжестью слоев этих ролей свою истинную сущность и индивидуальность, превращаясь в пустой сосуд, резонирующий и откликающийся определенным образом на любой внешний запрос, подстраиваясь под него и адаптируясь.
В обывательском понимании, человек носящий маски, играющий различные зависящие от обстоятельств роли, представляет из себя чуть ли не лицемера, которому нельзя доверять. Однако, если каждый из нас покопается в себе, откровенно проанализирует свою манеру общения внутри разных сообществ, а также сопоставит образ, который он транслирует в мир с тем, что кроется внутри него, наедине, мы вдруг выясним что маски носят все.
Причины, по которым человек надевает на себя какую-либо маску или играет определенные социальные роли, разнятся от попыток выстраивания успешных социальных позиций и связей до способов изоляции и самозащиты от общества. В иных же ситуациях наши маски - это продолжения нашей личности, видоизменяющиеся лишь в рамках преломления различных ситуаций и взаимоотношений.
В первом случае маски напрямую связаны с нашими социальными и профессиональными позициями. Например, директоры каких-либо крупных предприятий, часто выстраивают с подчиненными довольно суровые отношения, четко базирующиеся на правилах субординации. Эта позиция бывает обусловлена тем, что профессиональные задачи часто заставляют руководителей проявлять хладнокровие и принципиальность в ситуациях, в которых, вероятно, человек вне парадигмы этой роли проявил бы значительно больше участия и эмоциональности, которые, как показывает практика, не самый полезный фактор в стрессовых ситуациях.
Примерно такие же технические маски носят люди любых профессий, которые требуют взаимодействия с другими людьми, а для некоторых категорий граждан, вроде артистов и политиков, маски – это буквально инструмент.
Другое дело маски, которые мы, словно одежду, надеваем каждый день, особо не задумываюсь и не анализируя их свойство. Наши модели общения в разных компаниях - с родителями, с друзьями и с коллегами - редко бывают однотипными. Согласитесь, то, чем вы можете поделиться с близким другом, вы зачастую не позволите себе рассказать родителям, и наоборот - тот уровень открытости и нежности, которую вы транслируете с своим близким и возлюбленным, никогда не будет доступен людям со стороны.
Ничего принципиально плохого в социальных ролях и масках нет, чаще всего это просто инструмент самозащиты и взаимодействия. Так, надевший маску самоуверенного гордеца, часто внутри является глубоко неуверенным в себе, а другой, надевший маску веселого шута, на самом деле печальный и закрытый человек, через роль шута лишь защищающийся от лишнего внимания и давления.
Наши маски – это наша одежда или, если угодно, броня, с помощью которой мы иногда пытаемся произвести впечатление, иногда защищаемся от окружающих, а иной раз и вовсе пугаем потенциальных врагов. Главное что нужно помнить, это то, что у каждого человека под всеми слоями этой брони, словно у моллюска, кроется нежная сердцевина, которая, возможно, хранит настоящую жемчужину.