Отечественные пользователи Интернета, в основном, понимают под мемами шутливые и сатирические картинки, которые без особой претензии на серьезность и содержательность генерируют огромную долю контента в Сети, описывая актуальные новости, обыгрывая самые разные ситуации или просто высмеивая самые разнообразные темы.
На самом деле, мемы далеко не открытие последних десятилетий. В 1976 году биолог-эволюционист Ричард Докинз предложил термин "мем" как базовую единицу информации, которая может обозначать любую идею, символ, манеру или образ. Фактически, словно клетки в нашем теле, мемы являются базовой единицей информационной среды, через которую информация реплицируется, распространяется и эволюционирует.
Самым интересным и уникальным свойством мемов является отнюдь не содержательная их часть, а механизм распространения. Мемы, словно вирус, передаются от одного пользователя к другому, с невероятной скоростью "покрывая" огромные "пространства", "заражая" миллионы людей, постоянно эволюционируя и самовоспроизводясь. Из-за подобной скорости распространения и метаморфоз, мемы часто называют "медиавирусами". Любая идея, шутка или сатира, благодаря Интернету, со скоростью мысли передается пользователями друг другу, постоянно обрастая новыми интерпретациями и "мутациями", ведь практически каждый пользователь привносит в контекст мема свои мысли, эмоции и трактовки. Иначе говоря, любая история, сплетня и даже какой-нибудь древний миф, по сути, являются мемом.
Даже если рассматривать мемы в современном понимании этого слова, в глаза бросается тот факт, что они, кроме развлекательной и юмористической функции, часто одновременно являются формой новостных сообщений и в то же время реакцией на них. Свойство реактивного отклика мемов на общественный и культурный контекст, послужило причиной тому, что мемы, как носители актуальной информации, часто проникают в популярную культуру, СМИ и межличностное общение. По сути своей, мемы - так же, как и альтернативная валюта "биткоины", контроль за оборотом которой если и возможен, то крайне затруднителен - являются новой формой общения, распространения новостей и информационных повесток, цензурирование и ограничение которых – маловозможно. Дошло до того, что Американская антидиффамационная лига (АДЛ) внесла мем с лягушонком Пепе в список символов ненависти.
Дело в том, что эта безобидная с виду картинка с улыбающейся лягушкой, часто использовалась ультраправыми радикалами и националистами в издевательских мемах, задевающих чернокожих, евреев, либералов и "левых". К слову, среди прочих "символов ненависти", включенных в этот список, с лягушонком Пепе "соседствуют" нацистская свастика, изображение креста Ку-Клукс-Клана и множество подобных символов.
Шутка ли, но масштаб влияния и темпы репликации мемов настолько серьезны, что в западных странах все чаще появляются комиссии и даже академические кафедры, изучающие механизмы распространения и эволюции мемов.
Любопытно то, что содержательная часть мемов, сделавшая их столь популярными, на самом деле не имеет никакого значения. Значение в изучении этого вопроса имеет свойство социологического и антропологического маркера, который, словно лакмусовая бумажка, проявляет все изменения в обществе, начиная от манеры общения и заканчивая серьезнейшими вопросами глобализации.
Шутки шутками, а мемы – это серьезно. Каким бы странным не казался факт, что интернет-мемы воспринимают как серьезную силу в "цифровом мире", это состоявшаяся и справедливая данность. Мир, в котором люди все больше упрощают модели общения и скорость обмена данными, где "смайлик" и "эмодзи" могут заменять целые предложения, а актуальность новостей исчисляется часами и минутами, воспринимать мемы как универсальный язык коммуникации в интернете – вполне логично.