Третья статья из цикла историй о пугающих экспериментах будет посвящена печально знаменитому "Чудовищному эксперименту".
Первую и вторую части цикла читайте здесь и здесь.
"Чудовищный эксперимент"
Недаром говорят, что все наши устремления заботы и переживания берут начало в детстве. Так и у психолога Уэнделла Джонсона, с детства страдавшего заиканием, "идеей фикс" был поиск причин и способов избавления от этого недуга. Перенесший издевательства, комплексы и социальное отрешение Джонсон, по, казалось бы, абсолютно благородным и гуманным причинам хотел избавить людей от этих неприятностей. Однако все мы знаем, куда часто ведут благие намерения.
Изучая вопрос, Джонсон пришел к выводу, что наиболее существенную роль в появлении этого недуга играет страх заикания. Джонсон, не без основания, предположил, что человек, страдающий какими-либо речевыми дефектами, даже мнимыми или естественными, как бы фиксируется на них, постоянно анализируя качество своей речи и по этой причине прерывая последовательное изложение мысли. К тому же, и без того нервничающий заика еще больше фиксируется на своем недуге, когда общество и ближайшее окружение постоянно обращают на него внимание.
Основной целью Джонсона было доказательство того, что заикание не является физическим заболеванием, а значит, человека можно излечить от него через убеждение и грамотную коммуникацию. Убедив заику в том, что его речь бегла и красива, а проблемы с дефектами речи незаметны, по мнению Джонсона, можно избавить его от неуверенности и волнения, тем самым поборов заикание. К таким выводам ученого привело собственное прошлое. Как-то юный Уэнделл услышал разговор специалиста со своими родителями, в ходе которого было высказано мнение, что у ребенка может с возрастом развиться заикание. Услышав это, Джонсон начал фиксироваться на этой идее и, как следствие, действительно начал заикаться.
Будучи уже состоявшимся ученым Уэнделл Джонсон вместе со своей аспиранткой Мэри Тюдор инспирировал начало эксперимента, последствия которого наложили тень стыда и позора на всю их будущую жизнь.
Для участия в эксперименте Джонсон и Тюдор отобрали 22 ребенка из сиротского приюта. Все дети были разделены на четыре группы: 1A, 1B, 2A и 2B. В группы 1A и 1B были распределены дети, у которых ученые диагностировали разные степени заикания и речевых дефектов, в группы 2A и 2B попали дети с совершенно обычной речью, без каких-либо дефектов.
Суть эксперимента заключалась в том, что Мэри Тюдор, по составленной Джонсоном методике, беседовала с разными группами детей, подходя к беседам с разными группами с заведомо отличающимся посылом и характером разговора.
С детьми из группы 1A Тюдор беседовала крайне приветливо и дружелюбно, убеждая детей в том, что их речь красива и естественна, а небольшие дефекты лишь возрастной этап, который скоро пройдет и проблемы бесследно исчезнут.
Группы 1B и 2B были контрольными, а потому с ними проводилась стандартная психологическая работа. С детьми из группы 1B просто обсуждали подробности появления у них речевых дефектов, а также проблемы, связанные с ними. Детей из группы 2B просто хвалили за их речь и беседовали на общие темы. Две эти группы должны были быть маркерами качественных для предыдущих двух.
От начальства приюта, по понятным причинам, Джонсон и Тюдор суть эксперимента скрывали, делая вид, что это просто новая педагогическая методика социализации и избавления от комплексов.
Эксперимент продолжался с января по май 1939 года. За период его проведения стало понятно, что суть исследования и его направленность пошли не в то русло. По сути, эксперимент дал успешные результаты, вот только не те, что ожидали Джонсон и Тюдор.
Дети из группы 1А не излечились от заикания, не показав тем самым эффективность методов Джонсона. У двоих детей беглость речи незначительно повысилась, а у двоих – понизилась. Никто заикаться не перестал.
А вот любопытные изменения произошли с детьми из группы 2А, давление и грубое обращение с которыми привели к тому, что многие дети действительно начали заикаться, но на этом все не закончилось. Дети из этой группы, ввиду давления, комплексов и новоприобретенных "проблем", стали крайне не уверены в себе, у некоторых развились нервные заболевания, различные обсессивные расстройства и депрессии, крайне негативно повлиявшие на качество их будущей жизни.
Осознав чудовищность своих действий или вовремя поняв, какая буря поднимется в обществе после разоблачения эксперимента, Мэри Тюдор не раз пыталась помочь пострадавшим детям, но никаких успехов в этом деле уже не достигла.
Джонсон долго скрывал от общественности произошедшее, но, когда об эксперименте стало известно, шквал критики и сравнения его с нацистскими изуверами накрыл ученого с головой. Позже он много раз в интервью и автобиографии пытался оправдать свои действия благородными намерениями, однако и в этом особого успеха не достиг. Его, вероятно, навсегда запомнят как автора "чудовищного эксперимента", а не видного психолога и логопеда.
А что дети? А дети, по большей части, узнали о том, что их жизнь нечаянно испортили в ходе эксперимента, только в 2000 году, когда журналисты "San Jose Mercury News" опубликовали свое расследование об этом эксперименте. Позже многие невольные подопытные подали иск, по итогам которого получили от государства денежные компенсации. Однако есть те, кто до сих пор думает, что был участником благонамеренного исследования, которое должно было им помочь.