Диана Козаева, Sputnik
Доброволец Вадим (имя изменено по просьбе собеседника) говорит, что обстановка в Донбассе накалена до предела, Украина открыто стягивает силы к границе Донецкой народной республики, все ближе подбираясь к линии разграничения.
"Если раньше расстояние между сторонами было 1000-1500 метров, то сейчас не более 300-500. Все в ожидании войны, все дни "перемирия" были снайперские обстрелы, убившие не одного бойца ополчения и не только: стреляли по всему, что движется. По старикам, женщинам и детям", – говорит он.
По словам добровольца, Украина мобилизовала все свои формирования – "айдары", "правые секторы", и кучу неформалов, отмечается присутствие иностранцев из Англии, Франции, Турции".
"Почти каждый день прилетают "самолеты" с грузом из-за границы", – сказал Вадим.
"ОБСЕ и другие молчат"
Он рассказал о недавней трагической гибели шестилетнего мальчика. Это произошло, когда мальчик играл во дворе своего дома. Вадим был свидетелем того, как собирали останки ребенка.
"Мальчика убили цинично, не слепой миной или шальной пулей, а в разрешении HD с квадрокоптера скинули бомбу прямо на него, в малыша. Оператор не мог не видеть, куда и на кого скидывает бомбу, пацана собирали по кусочкам. Был, видел сам", – говорит он.
По его словам, украинские силы целенаправленно обстреливают районы, где нет ни блокпостов, ни военных частей, ни корпусов ополчения.
"То есть, там вообще (!) нет людей в военной форме, только гражданские: бабушки, дедушки, женщины с детьми. Это реально и это факт. А ОБСЕ и другие молчат", – добавил он.
Позиционная война
Игорь (имя изменено по просьбе собеседника) был в Донбассе в самый разгар войны. Сейчас находится дома, в Южной Осетии, но каждый день общается со своими друзьями, добровольцами, которые до сих пор находятся в Донецке.
По его словам, сейчас там идет позиционная война, происходит наращивание сил украинцами, постоянные обстрелы, в том числе крупнокалиберными орудиями, но наступательных операций пока нет.
"Там каждый день трупы", – говорит Игорь.
По его сведениям, в настоящее время в Донецке находится порядка 15 добровольцев из Осетии, половина из них все время находится на передовой, принимает участие в боевых действиях.
Игорь уверяет, что если в Донбассе вновь развернется полномасштабная война, добровольцы из Осетии снова готовы прийти на помощь. И он в их числе.
На его взгляд, в Донбассе можно ожидать серьезного обострения ситуации.
"Планы украинцев схожи с тем, что хотели сделать грузины в Южной Осетии. Они хотят внезапно напасть, закрыть границы и организовать зачистку внутри. Думаю, серьезное противостояние возможно ближе к маю", – отметил он.
Ситуация в Донбассе обострилась 26 марта, когда в районе поселка Шумы погибли четыре военнослужащих Вооруженных сил Украины. Киев обвинил в этом Народную милицию Донецкой народной республики, в Донецке опровергли причастность к обстрелу. Позднее управление Народной милиции ДНР заявило, что украинские военные подорвались на минно-взрывном устройстве во время обследования минных полей.
Власти Украины в апреле 2014 года начали военную операцию против самопровозглашенных ЛНР и ДНР, которые заявили о независимости после госпереворота на Украине в феврале 2014 года. По последним данным ООН, жертвами конфликта стали около 13 тысяч человек. Вопрос урегулирования ситуации в Донбассе обсуждается, в том числе в ходе встреч в Минске контактной группы, которая с сентября 2014 года приняла уже три документа, регламентирующих шаги по деэскалации конфликта. Однако и после соглашений о перемирии между сторонами конфликта продолжаются перестрелки.
Южная Осетия в 2014 году признала независимость донбасских республик. Между Цхинвалом и ДНР и ЛНР установлены дипотношения. В Донецке и Луганске действуют представительства Южной Осетии, в Цхинвале — представительства ДНР и ЛНР.
В мае 2017 года РЮО и ДНР заключили договор о дружбе и взаимопомощи. В декабре 2018 года Цхинвал заключил аналогичное соглашение с Луганском.