ЦХИНВАЛ, 26 мар - Sputnik, Элина Габараева. В Южной Осетии в пятницу справляют поминальный день – Лауызганан. По традиции, праздник приходится на вторую половину марта – в ночь с пятницы на субботу у осетин принято печь постные блины из муки и воды, без соли.
Издревле люди верили, что в поминальные дни (вторая, третья и четвертая субботы Великого поста) души ушедших из жизни возвращаются, чтобы повидать своих родственников. В рамках этой старинной обрядности отмечаются два дня – в первый поминальный день Лауызганан почившие пребывают на земле, во второй – покидают мир живых.
В храмах Южной Осетии в эти дни проводятся божественные литургии вечером в пятницу и в субботу утром.
"В монастырях, где звучит непрестанная молитва, богослужебный суточный круг совершается полностью. А в приходских храмах основные службы - это часы, утренние и вечерние службы и, конечно, Божественная литургия. Литургия служится непрерывно, но для удобства мирян, служба разделяется на две части, и службу которую мы называем воскресной литургией, на самом деле делится на две части – первая ее половина служится в субботу вечером", - отмечает пресс-служба Аланской епархии.
По церковному часовому исчислению, воскресение начинается вечером в субботу, после трех часов.
"Поэтому наши предки говорят, что вечер субботы является уже воскресным днем – хуыцауы изæр, хуыцаубоны изæр. И с вечера они уже не работали – ни дома, ни в огороде. Когда мы, например, в расписании пишем, что будет заупокойная служба - Лауызганан – в субботу утром, то наши читатели должны понимать, что перед утренней заупокойной литургией, накануне в пятницу вечером в храме совершается первая часть богослужения", - отмечается в сообщении храма.
Если человек хочет посетить полный круг богослужения, он должен приходить накануне. Вечером в пятницу освящается еда для заупокойной тризны. Также пресс-служба храма напоминает, что именно можно приносить на освящение из еды.
"Ни в коем случае нельзя приносить сладкую выпечку, торты, соки и, тем более, мясные блюда. Все должно быть постное, из круп, бобовых, а также постные мучные изделия. В данном случае, мы поминаем усопших и готовим в их честь поминальные блюда - варим коливо (дзырна) из бобов, кукурузы, пшеницы, риса. Многие готовят коливо сладким, а многие с солью, это на усмотрение человека. Лауыз – не что иное, как лаваш. Это постный хлеб из легкого заквашенного теста, которое мы печем как блины, и пропитываем чесночным или ореховым соусом", - говорится в сообщении епархии.
На освящение также приносят натуральное вино или воду, никаких наливок, можно фрукты и овощи. По традиции, в конце службы священник окропляет всю еду святой водой, после этого прихожане забирают домой освященную еду и поминают своих усопших близких.
После этого, в субботу утром в люди приходят на Божественную заупокойную литургию.
"Если кто-то не сумел или не успел приготовленную снедь принести в пятницу вечером, то можно принести и в субботу на литургию, и священник после службы ее окропит святой водой. Но порядок такой, что освящают еду на поминальную тризну накануне праздничного дня, в пятницу вечером", - добавили в пресс-службе церкви.
Из истории следует, что на первый Лауызганан надо было садиться за стол рано, желательно до захода солнца, чтобы вышедшие в эту неделю покойники могли пораньше пуститься в поход. Во время второго Лауызганан ужин бывал почти таким же, как и в первый раз, за тем исключением, что за стол садились поздно, так как умершие, по поверью, бывали уставшие. Что касается третьего поминального дня, то в семьях, которые пережили утрату близкого в минувшем году, принято часть приготовленных блюд относить на кладбище.