Залина Кулумбегова
В селении Ерман Дзауского района Южной Осетии во вторник справляют традиционный религиозный праздник в честь святилища "Цыргы дзуар". К этому же дню в ущелье приурочивали и начало сенокоса.
В горной полосе Осетии в основном занимались скотоводством. Пахотной земли было мало, почвы - бедные, а урожаи ячменя и ржи часто погибали от ранних заморозков. Поэтому основным источником жизнедеятельности было разведение крупного рогатого скота, овец и коз.
Горцы большое значение придавали заготовке кормов на зиму. Косовица была главным занятием в горах Осетии. Но к этой работе приступали только по окончании праздника в честь святилища "Цыргы дзуар". Лишь на следующий день можно было начинать покос травы. Если кто-либо из сельчан начинал скашивать траву раньше этого срока, его наказывали штрафом. Считалось, что такая инициатива может разгневать небесные силы и начнутся дожди, которые не позволят заготовить на зиму сено.
Праздник отмечается во вторник. Уже с самого утра в каждом из домов селения начинаются хлопоты. Молодежь ведет на заклание барашка или бычка, женщины разводят в печах огонь, чтобы испечь пироги с начинкой из сыра. Шашлык и три пирога являются обязательными атрибутами подношений святилищу. И конечно же традиционное осетинское пиво, которое варят за месяц до начала праздника.
После того как подношения готовы, от каждого дома к святилищу поднимаются посланцы. Дорога неблизкая, хотя святилище хорошо видно из селения и кажется, что до него рукой подать. Оно в лесу над кромкой деревенских крыш, покрытых дранкой. Но в горах близость расстояний – оптический обман.
Подниматься в гору приходится более часа. Путь пролегает по тропинке, которая петляет среди густой высокой травы. Те, кому идти тяжело, едут на лошадях, но считается, что дорогу к святилищу следует одолеть пешком. Чем выше поднимаются путники, тем интереснее открывающаяся с высоты панорама. Внизу селение Средний Ерман, выше заброшенный людьми отселок – Верхний Ерман. О том, что там жили люди, напоминают развалины башен и склепов, выделяющиеся серыми пятнами на зеленом ковре зелени. В свое время это селение считалось самым высокогорным населенным пунктом Кавказа, здесь люди жили на высоте 2,4 тысячи метров над уровнем моря. Ниже по ущелью еще один оставленный жителями отселок – Нижний Ерман.
Наконец подъем закончен и паломники входят в небольшую чащу, где и располагается святилище. Оно представляет собой невысокую каменную кладку. На сакральность места указывают колокольчики, развешанные на ветке дерева. Каждый, кто приходит поклониться святому месту, должен пройти под этими колокольчиками, только так, согласно поверью, можно обрести благодать святилища. После этого обряда один из жителей села, обычно это авторитетный мужчина старшего возраста, произносит молитву от имени каждой семьи. Просит здоровья, избавления от хворей, достатка для родных и близких. Каждое его обращение к небесным силам поддерживается общим одобрительным возгласом "Оммен!".
Когда все жители селения собираются у святилища, они раскладывают на траве принесенные с собой подношения, и начинается общий пир. Неподалеку от святого места находится небольшое озеро, считается, что, искупавшись в нем, можно избавиться от скверны. Этой возможностью пользуются многие паломники, особенно в жаркую погоду.
Интересная особенность праздника. Святилище называется "Цыргы дзуар", что переводится как "Святилище острия". И это неспроста. Раньше в этот день посвящали мальчиков в косари, им давали возможность скосить небольшой участок покоса остро наточенными косами. После этого они символически переходили в категорию мужчин.
Но праздник не заканчивается пирушкой у святилища. Через некоторое время паломники спускаются в селение, где их уже ждут остальные члены семьи и многочисленные гости. Переступив порог жилища, они должны приветствовать всех радостной вестью: "Мира всем нам, ибо принесли мы с собой частицу благодати святилища!"
После этого начинается основное пиршество с присущим ему размахом и весельем. До самого захода солнца из домов слышатся застольные речи и песни.