Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации

© Photo : Алена Шаповалова Дача протоиерея Иасона Мамацева
Дача протоиерея Иасона Мамацева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Подписаться на
О Владикавказе с точки зрения архитектуры, о красоте и попытках ее сохранить – читайте в интервью архитектора-реставратора Петра Шутова, которое он дал корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой

Петр Шутов – архитектор-реставратор из Москвы, который приехал во Владикавказ, чтобы принять участие в работе над реставрацией Национального музея, открывшегося в сентябре прошлого года. На своей странице в сети Instagram Шутов ведет увлекательный дневник, в котором рассказывает об архитектуре Владикавказа, подмечая интересные детали и открывая глаза горожан на ценности, которые мы не привыкли беречь и сохранять. 

© Из личного архива Петра ШутоваПетр Шутов
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Петр Шутов

Во Владикавказе очень многое побито, но у города огромный потенциал

– Во Владикавказе на днях снесли выявленный объект культурного наследия – дачу протоирея Иасона Мамацева, просветителя и основателя Свято-Троицкой братской церкви в дореволюционном Владикавказе. Как относиться к подобному варварству?

– Дом Мамацева – редкостный пример авторского загородного дома, построенного с учетом того, что он будет зрительно восприниматься не только с главного фасада (так проектировались городские дома), но со всех сторон, – поскольку дом стоит в поле. В том числе эта постройка свидетельствует о том, что в начале ХХ века осетины был встроены в мировой тренд и могли строить дома, которые были актуальны в самых развитых странах.

© Photo : Алена Шаповалова Дача протоиерея Иасона Мамацева
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Дача протоиерея Иасона Мамацева

Люди, которые сейчас пришли в поле, на котором до постройки особняка миллион лет ничего не происходило, и снесли его, должны не только понести наказание (к сожалению, это крошечный штраф), но и быть высвечены из темноты кулуаров и реестров с фамилиями, чтобы их внуки могли прочувствовать то унизительное чувство бессилия перед мощью невежества и осознавали, какую подлость сделали их деды. Деды, которых по традиции следовало бы чтить – но как относиться к таким людям, уничтожающим культуру своих предков? Ведь без материальной культуры любая территория – это просто пустое место, и кому, как не потомкам скифов и алан, это знать.

© Photo : Алена Шаповалова Дача протоиерея Иасона Мамацева
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Дача протоиерея Иасона Мамацева

– Во Владикавказ вы приехали в качестве одного из представителей команды реставраторов, которые работали над проектом реставрации Национального музея. Расскажите о своих первых ощущениях об архитектуре Владикавказа: что бросалось в глаза, от чего щемило сердце, или наоборот, радовалось?

Открытие Национального музея во Владикавказе - Sputnik Южная Осетия, 1920, 10.09.2020
Образец реставрации: каким стал Национальный музей во Владикавказе после реконструкции

– Я приехал во Владикавказ по приглашению реставрационно-строительной компании "Скифос-РСК", без всякого понимания, что представляет собой город, мне было просто интересно посетить новое место. В сети очень мало информации о владикавказском архитектурном содержании, а попытки "погулять" по панорамам как-то не очень помогли разобраться. Но оказавшись во Владикавказе, я с удивлением обнаружил огромное количество подлинных исторических деталей – окон, дверей, ворот, кованых ограждений балконов, козырьков и даже особенные местные черты – кирпичные фасады без отделки, и удивительно стильный и лаконичный модерн.

И при всем этом, исторический центр до сих пор сохранил плотную старую застройку, практически без проплешин, – кроме правительственного квартала, он как-то выбивается. И естественно поражает протяженность тенистых зеленых улиц, по ним очень приятно гулять в жару.

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Ну а больше всего меня удивили люди. Владикавказ – очень светский город с приветливыми и современными жителями. Не таким сегодня представляется Кавказ издалека. А команда местных реставраторов вообще оказалась с самым актуальным видением проблем реставрации, без устаревшего "все сделаем как было и, конечно, заново", что страшно приятно.

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Естественно,  во Владикавказе очень многое побито, изуродовано, перестроено, но не смотря на это, у города огромный потенциал: есть, что показать и чем удивить. Очень жаль, что до сих пор Владикавказ остается совершенно незамеченным туристами – с кем ни говорил из любителей и исследователей старых городов, Владикавказ как-то оставался в стороне от маршрутов по пути дальше в горы, а зря.

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Люди хотят жить сейчас, но в перспективе наносят городу непоправимый урон

– По зданиям в историческом центре Владикавказа – на проспекте Мира, видно отношение властей к историческому наследию: пластиковые окна, балконы из лексана, обилие наружной рекламы. Что с этим делать и как научиться беречь историю в камне, как это делается в Европе?

Нелли Табуева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 27.07.2020
Радио
Нелли Табуева: памятники культуры должны восстанавливаться по реставрационным канонам

– Я не могу сказать, что вот это все – про отношение властей. В первую очередь, это отношение самих жителей к своему городу. Но тут стоит отметить, что люди любят его и чувствуют себя дома. В Москве такого отношения нет – всем на все плевать. Проблема скорее в том, что жители совсем не умеют заботиться о городе, ценить работу своих предшественников, стараться сохранять облик и беречь его в ущерб себе. И это нормально – в России никто не учил, как это надо делать и часто люди просто не знают, что вот эти облупившиеся окна-двери можно почистить-покрасить и они простоят еще сто лет, ведь дерева такого качества никто больше не делает, даже в Скандинавии, а под штукатуркой, скорее всего, прячется закрашенная живопись, а то и несколько слоев. И не надо ее сбивать, делая лофт, – лучше заколотить гипсокартоном и дать будущим поколениям решить этот вопрос. А цоколь достаточно помыть, а не уродовать, облепляя плиткой, кирпич не нужно пескоструить, чтобы не выглядел как пемза, а только содабластить (содабластинг – пескоструй с сверхмелким абразивом – ред.) вручную щеткой или промыть водой, а кладку можно чинить только известковым раствором, ведь цемент в перспективе вредит и от него образуются высолы (отложение солей на поверхности кирпичных стен – ред.). 

Люди хотят жить сейчас и это можно понять, но только в перспективе станет ясно, какой они нанесли своему городу непоправимый урон и внуки не поймут дедов. 
© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

А упомянутые власти должны ограничивать и направлять намерения относительно исторических домов и сформулировать ясные правила – сейчас не каждый собственник в курсе, что живет в "памятнике" и у него есть по отношению к нему обязанности. Но надо понимать, что для выправления ситуации с наследием не получится дождаться сверху от властей – органы охраны страшно загружены бюрократией и не могут уследить за всем. Поэтому каждый, кто в состоянии помочь в мониторинге состояния памятников, проверке проектов на вредные решения, информировании жителей о ценности той или иной детали, должен быть готов подставить плечо помощи.

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Как я понял, уже сейчас ситуация исправляется, разрабатываются дизайн-коды, информирование населения, множество людей подключается к градозащитной повестке ценности наследия. И главное –успеть оповестить, пока не стало совсем поздно, так что некоторая помощь властям от жителей и журналистов очень нужна. 

Ну и конечно, было бы здорово, чтобы государство как-то помогало пользователям наследия, но рассчитывать на это в ближайшие лет пятьдесят не стоит, так что любители наследия должны действовать сами, а не ждать.

– Как вы думаете, что нужно предпринять, чтобы частники, живущие в домах с историей, не уродовали их облик? Принимать законы, вести просветительскую деятельность, что-то еще? 

– Надо принимать законы (которые уже есть, но написаны очень непонятным языком), и просвещать жителей, объясняя, в чем ценность того или иного здания. Совершенно естественно, что люди могут не знать, что такое хорошо и плохо, – примеров слишком много. Стоит отметить, что государство в одиночку не справится с этой задачей – у жителей есть давно сложившееся недоверие к госструктурам, а они придавлены бюрократией и отвлекаться им некогда.

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Для просвещения населения нужны общественные объединения из небезразличных любителей старины, в которые при случае можно обратиться за советом и которые будут стремительно реагировать на всякие варварские акции, составляя весь пакет блокирующих бесчинства документов, вынуждая госаппарат обратить внимание на нарушение. Также очень важно помогать своим соседям с реставрацией ценных элементов – все-таки поднять такую историю в одиночку очень сложно и было бы здорово, если бы жители исторического здания вместе смогли бы собрать средства на ремонт козырька, балкона, окон – ведь это часть города, который принадлежит всем, а не головная боль одного только собственника. 

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Например, в Москве я состою в трудовой коммуне "Вспомнить все" – мы ищем старые вывески, интересные детали, а потом собираем на них средства среди любителей старины, согласовываем работы с жителями и городскими органами, привлекаем к работе лучших реставраторов, и в результате, в городе появляется еще одна достопримечательность – это стоит потраченных сил и средств. 

Здание бывшего Облпотребсоюза  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 16.09.2019
"Преступление века": в Цхинвале снесли здание XIX столетия

Сначала к нашей деятельности отнеслись с недоверием, но сейчас огромные суммы на работу специалистов собираются довольно быстро, и каждый может принять участие в качестве доната (дарителя – ред.), не вставая с дивана, благо, что органы охраны, познакомившись с нашей работой, нас очень поддерживают и помогают согласовывать все в лучшем виде. 

Самое сложное в этой работе – найти общий язык с жителями, потому что обычно им ничего не надо и они боятся сделать шаг влево-вправо, а иногда даже уничтожают артефакты, чтобы что не так вышло. Но в последнее время проделанная работа приводит нас к новым объектам и доверие к нашей деятельности растет.

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Из общественных групп стоит также отметить объединение "Общее дело", которое много лет спасает деревянное зодчество севера, "Гэнгъ" –чистящее керамический декор и витражи в парадных Санкт-Петербурга, волонтерские объединения "Том Сойер Фест" во всех городах РФ (я настаиваю на открытии филиала во Владикавказе, так как мозаичные автобусные остановки советского периода сами себя не помоют), "Мой фасад" в Ростове, "Фасадник" из Иркутска – чинящие фасады старых домов, и множество других. Также стоит отметить фонды, собирающие на это все средства, например "Внимание" Ильи Варламова, – сегодня в России одного из главных просветителей об архитектурном наследии.

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Владикавказские школы начала века – это настоящее сокровище

– У вас появились любимые объекты во Владикавказе?

– Мой любимый объект во Владикавказе это старый трамвайный мост – редкостная штука, достойная любой столицы, и я очень надеюсь, что найдется решение его сохранить. Все его беды от неправильной эксплуатации, например, отваливающиеся ограждения – это не плохой мост, а ошибка ремонтников – некогда ограждения были перенесены с Чугунного моста, их подкосы отличаются ритмом с консолями трамвайного моста и просто зависают в воздухе, из-за этого не находят опоры и заваливаются. Было бы здорово восстановить оригинальный дизайн ограждений, а существующие вернуть на перенесенные секции Чугунного моста у мечети – это было бы правильно.

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Еще мне очень нравятся владикавказские школы начала века, они совершенно прекрасны снаружи и внутри, удивительно, что сто лет назад к детям относились как к лучшим людям города, так хорошо больше нигде не строят, это настоящее сокровище. 

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Еще за зданием суда (Верховный суд на ул. Некрасова – ред.) в кладке стены нашлась белокаменная структура, очень напоминающая часть проездных ворот. Рано утверждать, так как ее еще предстоит исследовать, но вполне вероятно, что это фрагмент крепости 18-го века. 

– Как бы вы в целом описали архитектуру Владикавказа – историческое наследие и современность, их сочетание или наоборот несовместимость?

– Владикавказ сложно назвать древним городом – по сравнению с другими городами он очень молод, но за счет сохранившейся плотной застройки, выглядит единым целым, а это редкое качество для России, где на месте старых кварталов везде вырастают «человейники» и бездарные ТРЦ. В этом смысле, городу больше вреда нанесла ранняя советская власть, расправившаяся с самым сердцем города. Но и высшие административные здания уже стали памятниками истории, хотя и не особо приятной.

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Также стоит отметить модернистские здания 1960-х, сейчас их еще не научились любить, но уже весь мир начал их замечать и приводить в порядок. Во Владикавказе целый ряд таких построек, представляющих свою эпоху. Например, Дом Быта – многие его не любят, но до последней дешевой облицовки фасада, он был честным хранителем образа 1960-х, – тогда так строили везде и я считаю, что ему надо вернуть первоначальный образ и, например, за счет него увеличить площади Национального музея, закрепив за ним целый квартал. Получилась бы удивительная история. 

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

И еще во Владикавказе главенствует красный кирпич, в котором часто можно встретить булыжную забутовку, и встретить так часто, что это явление можно назвать визитной карточкой города, хотя такая кладка встречается еще и в других городах на юге.

– Что из современной архитектуры вам понравилось?

– Меня поразил фасад нового здания Национального музея (авторы проекта – архитектурное бюро "Стиль" во главе с Олегом Припутневым – ред.), я совершенно не ожидал такого современного объема с качественной отделкой – это здание международного уровня, и жаль, что не удалось устроить зеленую кровлю. Но это крайне сложно. А в общем, ничего хорошего за последние тридцать лет в городе не строили, но новое здание музея вселяет надежду в сегодняшний день, ведь часто в российских городах вспомнить абсолютно ничего. 

© Архитектурное бюро "Стиль"Эскизы проекта реконструкции Национального музея во Владикавказе
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Эскизы проекта реконструкции Национального музея во Владикавказе

– Вы ведете блог, где пишите о разных зданиях и Владикавказа и других городов России и зарубежья. Что вас вдохновляет на это - общение с коллегами (обратная связь) или желание помочь жителям этих городов посмотреть на свой город глазами профессионального архитектора-реставратора и, возможно, что-то предпринять по вашему совету?

– Я начал вести инстаграм с того момента, как обнаружил, что вода в батарее черного цвета, а раньше я этого не замечал. Это наблюдение подтолкнуло меня к пониманию, что скорее всего, те вещи, которые очевидны для меня как реставратора, абсолютно не очевидны для человека без профессионального архитектурного бэкграунда. Поэтому я стал вести этот дневник, где рассказываю об интересных деталях, в том числе, чтобы зафиксировать их, пока они не исчезнут, или вылетят из памяти. Также я начал систематизировать архитектурные детали и особенности по хештегу #арх_..., мне повезло с подписчиками, среди них я нашел много друзей и единомышленников, которые поддержали и теперь там целые галереи с деталями прошлого и самая большая и легендарная – это #арх_ограда – четыре тысячи снимков, это огромное количество для такой узкой и некоммерческой специализации.

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Архитектор из Москвы о настоящих сокровищах Владикавказа и проблемах их реставрации - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.03.2021
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Про Владикавказ мне удалось написать очень много, потому что интересных деталей оказалось предостаточно, и часто в прекрасных Италиях нельзя найти столько различных характерных деталей, там все красиво, но системы с повторениями не выстраивается. Ну и очень приятно, когда жители сами начинают обращать внимание на эти особенности, наверное, это самое лучшее что может случиться с постом. 

– Существует теория, что с сохранением наследия в России проблемы, так как в наш менталитет не входит концепция будущего, мы живем одним днем, так как в нашей стране исторически происходят катаклизмы и нет ощущения стабильности. Согласны ли вы с этим? И если да, то как быть?

Не могу согласиться, в сознание наших граждан вполне входит концепция будущего – вон сколько переживаний о размерах пенсий, на которые, к слову, я считаю, выжить будет невозможно, какая разница плюс- минус двести рублей, плюс-минус десять лет до ухода на нее, но повестку дня это занимает полностью, затмевая день сегодняшний. 

© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа - Sputnik Южная Осетия
1/2
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
© Instagram / piotrestrАрихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа - Sputnik Южная Осетия
2/2
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
1/2
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа
2/2
Арихтектор-реставратор из Москвы об архитектуре Владикавказа

Может как раз таки, сегодняшний день не так заботит людей, в отличии от светлого будущего и героического прошлого. Лично мне нравится концентрироваться на сегодняшнем дне, – это сохраняет рассудок от переживаний о катаклизмах и ты чувствуешь себя вовлеченным в некое движение вперед. Честно говоря, и прошлое меня не всегда так заботит как вот сейчас сохранившийся его фрагмент во всем безобразии окружения, в этом даже есть какая-то красота, как в облезлом гроте, открытом при работе в Национальном музее, обнаружив который, мы сознательно отказались его восстанавливать, потому что у нас не было данных как он выглядел, а восстановление было бы фантазией, цена которой – цена производства. А так, грот как будто хочет нам рассказать что-то, но мы его не понимаем…

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала