Сырдон. Плут, написавший историю нартов

© Художник Махарбек ТугановКак Сырдон обманул уаигов
Как Сырдон обманул уаигов - Sputnik Южная Осетия, 1920, 05.03.2021
Подписаться
Плуты, шуты и блаженные, необремененные оковами морали и общественных норм, абсолютно искренние в своей лжи, зачастую способны влиять на нашу жизнь самым неожиданным образом. Про архетип трикстера, объединяющего в себе все эти крайности, – в материале Sputnik

Мифология, как форма сохранения и передачи воззрений и мудрости поколений, хранит в себе множество архетипов персонажей. Герои, злодеи, хранительницы очага и блудницы - все эти архетипы через конкретных персонажей раскрываются в мифологических циклах, ведя с читателем своеобразный диалог и раскрывая ему глубину своих мотивов. Одним из самых значимых и могущественных архетипов персонажей является – трикстер.

Нарт Сырдон - Sputnik Южная Осетия, 1920, 17.02.2021
Как дать второе дыхание Нартовскому эпосу и пробудить к нему интерес молодежи

Трикстер, он же плут, представляет собой образ абсолютной свободы. И когда мы говорим о свободе трикстеров, надо понимать, что свободны они абсолютно от всех аспектов, придающих образу конкретную форму, характеристику и описание. Образ трикстера непостоянен, он словно вода, перетекающая, меняющая форму и свойства, дающая жизнь и ее же лишающая. Трикстеры, словно злодеи, свободны от любых проявлений морали, но в то же время, в отличие от злодеев, вовсе не обязаны быть кем-то аморальным и злонамеренным. Сегодня трикстер совершает невероятное зло, а завтра спасает тысячи жизней, в одном случае он может ради шутки опуститься на самое дно моральных принципов, а в другом случае, ради шутки же, создать что-то божественно прекрасное. Трикстер – олицетворение свободы от всего, своеобразный ницшеанский сверхчеловек.

Хоть практически каждый персонаж Нартовского эпоса сочетает в себе множество признаков и аспектов характера человека, от возвышенного героизма до нижайшей меркантильности, именно Сырдон являет собой образ абсолютного трикстера.

Татуировка  - Sputnik Южная Осетия, 1920, 25.02.2021
Татуировка у осетин и их предков: веяние моды или древнее искусство самовыражения

У каждого читавшего Нартовский эпос может возникнуть закономерный вопрос: "А как же проявляется могущество Сырдона?" Ведь в эпосе есть множество куда более сильных и величественных персонажей. Суть, как обычно, в деталях.

Вспомните, как из-за Сырдона Курдалагон сделал меньше корыто, в котором закалялся Сослан, из-за чего его колени остались незакаленными. О последствиях, надеюсь, все мы знаем. Казалось бы, простая шалость, повлекшая за собой трагедию. Эка невидаль, правда? Однако, если проанализировать историю чуть глубже, Сырдон, по сути, своей шалостью сотворил судьбу одного из величайших нартов. Множество нартов были сильны, множество проявляли удаль и героизм, однако именно обстоятельства смерти Сослана придают его истории глубинный смысл и трагизм. А кто творец этой легендарной истории? – Ничтожный плут.

Из цикла Золотая яблоня нартов. Ахсар и Ахсартаг. - Sputnik Южная Осетия, 1920, 05.11.2020
Радио
О первом походе Ахсара и Ахсартага в нартском эпосе

Обратите внимание: хоть статус Сырдона в сообществе нартов и был нарочито униженным, хоть он, де-факто, нартом и вовсе не был, каждое мало-мальски значимое событие в их жизни не обходилось без этого трикстера. В сущности, каждая история в отдельности и Нартиада в целом были "написаны" Сырдоном и его, на первый взгляд, незначительными проделками.

Изучая биографию Сырдона и анализируя его значение в событиях Нартовского эпоса, естественным образом в голову приходят аналогии с другими трикстерами, самым известным из которых однозначно можно назвать скандинавского Локи. Два этих персонажа и их свойства можно смело назвать тождественными. Например, известный французский лингвист и эксперт в мифологии Жорж Дюмезиль находил очевидное родство двух этих персонажей. Будь то гибель значимых героев (Бальдр, Сослан), или связь с самыми значимыми событиями в мифах – на структурном уровне два этих трикстера, по сути, являются одним и тем же персонажем.

"Не считая представлений о конце света, которые не могли бы иметь места в нартовском эпосе, все черты Локи обнаруживаются в Сырдоне и все черты Сырдона – в Локи", - писал Дюмезиль.

Алексей Чибиров - Sputnik Южная Осетия, 1920, 11.02.2021
Встреча в Париже и 35 лет переписки: Чибиров об издании писем Абаева и Дюмезиля

Фактически единственными принципиальными отличиями двух этих персонажей является масштаб последствий их проделок и конец их истории. Так, Локи не только привносил в жизнь скандинавских богов хаос и беспорядок, не только поражал их хитростью и коварством, он, по сути, является первопричиной конца времен, так как породил хтонических чудищ и богов, которые в эсхатологической войне богов – Рагнареке, разрушат основание этого мира и погубят всех старших богов-асов.

В свою очередь, действия Сырдона хоть и повлияли косвенно на трагическое будущее нартов, однако же ценность его истории заключается именно в личной трагедии. Когда Хамыц отнял у Сырдона все, что у него было, всесильный трикстер будто бы приземлился, словно потеряв весь внутренний первородный хаос. Однако из горя Сырдона произросло последнее "высказывание" великого плута – фандыр.

Словно бы олицетворяя все аспекты и грани характера своего творца, фандыр стал незаменимой частью жизни и культуры нартов, в один день заставляя их забывать обо всем, плясать в праздности и изобилии, а в другой - проливать горькие слезы о своей судьбе и будущей доле. Не в этом ли великая двойственность трикстеров? Не в этом ли их доля? Ведь кто-то должен напоминать героям и злодеям, что они лишь две полярные грани единого, ограниченные и привязанные к своей роли, тогда как сам трикстер являет собой все и сразу, а иногда чуть больше.

Лента новостей
0