Рыночные отношения и товарообмен – древнейший спутник человеческого общества. С древних времен натуральный обмен и торговля выработали алгоритм экономического взаимодействия, в котором потребитель покупал конкретный товар у конкретного производителя, или торговца, зачастую исходя исключительно из наличия хоть чего-то приблизительно похожего на то, что он хотел купить. Разнообразие одежды, продуктов питания и разного рода изделий всегда были прерогативой высших слоев общества, тогда как простые люди в выборе товара были крайне ограничены.
Обувь покупалась у обувщика, хлеб у пекаря, а мясо у мясника. Все бы хорошо, но в то время экономические аксиомы, вроде "спрос рождает предложение", хоть и работали, но ни о какой клиентоориентированности и речи не шло. Подобные механизмы работали интуитивно и скорее завесили от индивидуальной хитроумности торговца. Согласитесь, продать репу не первого качества человеку, который хочет свежую репу, – это хитро, но вот продать новую модель телефона, стоимостью в несколько зарплат, которая от предыдущей модели отличается всего парой незначительных изменений, – целая наука. Наука эта называется маркетинг. Sputnik расскажет, как она управляет мыслями людей и двигает механизмы глобальной экономики.
Предтечей маркетинга принято считать Японию, где в 1690 году основатель дома Мицуи Такатоси Хатиробэй открыл первый универсальный магазин. В этом магазине Хатиробэй впервые применил инновационный подход в торговле. Особенностью магазина Хатиробэя стала политика, при которой продавец ориентировался на пожелания покупателей, закупая только востребованные товары, предоставляя гарантию их качества, а также систему рассрочек и обмена валют. На Западе приемы маркетинга, как осознанной дисциплины, начали работать только к середине XIX века.
К сожалению, как часто бывает, благие намерения и удачные идеи могут приобретать не самые гуманные формы, а то и полностью менять идейный вектор. Деятельность первых маркетологов заключалась в поиске инновационных решений в торговле, предоставлении людям качественного товара и угождении желаниям покупателей. Проще говоря, человеку продавали то, что нужно именно ему, сейчас же человеку зачастую продают то, что ему хотят продать маркетологи. То есть, главной задачей для маркетологов стали не изучение и удовлетворение запросов покупателя, а хитроумная психологическая игра, в которую покупатель играет неосознанно и, тем самым, часто бывает обманут.
Вы когда-нибудь задумывались, почему, заходя в магазин за сливочным маслом, вы выходите с полным пакетом продуктов, среди которых масла может и не быть? Думаете это ваше решение? А вот и нет. Раскроем несколько секретов маркетологов, с которыми вы сталкиваетесь каждый день, вероятно даже этого не замечая.
Как играют на вашей гордости
Например, тележки в магазинах вещь весьма полезная, а в некоторых ситуациях и вовсе незаменимая. Казалось бы, где здесь может быть загвоздка? А она, как ни странно, есть. По наблюдениям экспертов, средний размер тележек вырос с 2009 года почти в два раза, что, в свою очередь, увеличило продажи почти в 40 раз.
Дело в том, что маркетологи выяснили: когда пропорциональный объем купленных продуктов слишком мал относительно тележки, у некоторых людей возникает ощущение стыда за "бедность", ведь кому-то может показаться, что они не могут позволить себе больше продуктов, а значит, они бедны. Кто хочет прослыть бедняком? Верно, никто. Именно из-за этого подсознательного дискомфорта человек пытается заполнить тележку поплотнее.
Ко всему прочему, в последнее время, для того чтобы покупатель подольше оставался в магазине, тележки начали снабжать разного рода гаджетами, зарядками для телефонов, которые делают процесс шопинга комфортнее, а значит расслабляют покупателя.
Как играют на вашем социальном статусе
"Мой телефон так безнадежно устарел! В классе все смеются надо мной", "Когда-нибудь я куплю себе ту машину, и все увидят какой я крутой". Все ведь слышали эти фразы или их вариации? Как же случилось так, что определенные товары, даже в отрыве от функционального значения, стали ценностью сами по себе и определяют условную ценность человека в обществе? Дело в том, что благодаря маркетологии высшего порядка, статусные продукты стали ценными как-бы сами в себе, именно из-за их стоимости, а не наоборот. Например, кроссовки люксового бренда ценятся не за свое высокое качество или мастерство изготовления, а именно благодаря своей цене. Все остальное - дело рекламы, пары модных показов и рекламных интеграций в социальных сетях знаменитостей. И тут, господа, как говорится – шах и мат. Учащаяся восьмого класса какой-нибудь Киншасы чувствует ужасный дискомфорт в безымянных кроссовках, звоня по смартфону "устаревшей" модели.
Как играют на вашем поле
Речь, к сожалению, идет не о футбольном поле, хотя большая маркетинговая игра зачастую требует куда существенный уровень стратегического мышления и хитрости. Игра идет в сфере биологического пола. Все мы видели продукты с четкой половой ориентированностью, правда? Шепнуть "для нее", бритва "для настоящих мужчин" и тому подобное. Так, по данным исследований, базовые продукты, ориентированные на женщин, в среднем на семь процентов дороже аналогичных у мужчин, при том, что функционально и качественно ничем не отличаются. Кстати, из-за того, что женские товары часто окрашивают в пастельные и розовые цвета, эти семь процентов разницы называют "розовым налогом". Многие психологи считают, что это происходит из-за более высокого покупательного потенциала именно у женщин, когда речь идет о средней ценовой категории товаров. Дамы, не спешите расстраиваться, хоть никакого "синего", или "черного" налога и не придумали, но среди статусной продукции "для мужчин" имеет место обратная пропорция в цене товаров.
Как говорилось ранее, маркетинг – это большая игра, но игра для взрослых. Эта игра создает современную повестку в индустрии развлечений, разгоняет экономики целых государств, управляет умами миллиардов людей по всему миру, тем самым раскручивая жернова глобального рынка. Проблема в том, что в этой игре против вас - настоящие профессионалы. Будь то специальные запахи, возбуждающие аппетит, музыка, успокаивающая человека и притупляющая его бдительность, "аппетитные" цвета этикеток, или витамины, выглядящие как лекарственные препараты – игра идет на всех уровнях. Проблема в том, что современные маркетологи так хорошо понимают физиологические и психологические особенности потенциальных покупателей, что последние и вовсе не подозревают, что с ними и их желаниями играют.
Поэтому стоит быть внимательнее и хитрее, стараться не попадаться на крючки, уже заброшенные для вас в каждом супермаркете, ведь игра в одни ворота – это не очень честно, правда?