В рамках просветительского проекта SputnikPro состоялся вебинар на тему "Способ изменить мир: зачем и как создаются успешные социальные медиапроекты". Спикером выступила заместитель директора Дирекции государственных проектов МИА "Россия сегодня" Ирина Кедровская.
В ходе вебинара специалист рассказала о том, как создать успешный социальный проект с хорошим трафиком и собрать лояльную аудиторию.
Не бояться и не испугать
"Перед социальной журналистикой стоит непростая задача: донести до аудитории наиболее острые проблемы общества, при этом не напугать людей, а наоборот, дать им конкретные способы как можно помочь нуждающимся. В данном случае речь о пациентах с различными заболеваниями, беспризорных детях, пожилых людях и других уязвимых категориях", - сказала эксперт.
Медиаменеджер объяснила, что нужно учитывать в работе с социальными темами. Во-первых, благотворительность – сфера, которая притягивает мошенников. И журналисту стоит сотрудничать только с теми фондами, деятельность которых прозрачна. Во-вторых, журналисты обязаны рассказывать о том, что нужно сделать, чтобы исправить проблему в обществе. Если ее просто описать, то можно лишь напугать, оттолкнуть читателя или зрителя.
"Если мы покажем статистику домов престарелых или детских приютов – это никакого эффекта не окажет на общество. Продемонстрируйте проблему через человеческую историю – так мы сможем достучаться до сердца читателя", – уверена Кедровская.
По мнению эксперта, сейчас не работает схема, когда в СМИ просто публикуются банковские реквизиты для благотворительного сбора. Чтобы призвать людей участвовать в помощи, необходимо наглядно донести, чем и как можно помочь в конкретной истории.
Писать о злободневном
Спикер обозначила главные темы социальной журналистики:
- паллиативная помощь (это о людях, которые уже подошли к концу своей жизни, это всегда тяжело);
- благотворительность (есть в благотворительности опасные места, важно научиться писать о благотворительности, чтобы не отвратить от неё, а также это такая сфера, которая притягивает мошенников);
- дети без родителей (с 2019 года снижается количество детей, которые остались без попечения родителей, надо писать, как живут такие дети, это тяжёлая для восприятия тематика, за каждого ребёнка болит душа);
- действия опеки (в последнее время ювенальная юстиция иногда переходит границы, об этом тоже нужно писать);
- дома престарелых (эти дома не должны быть пристанищем для тех, кто никому не нужен, здесь очень важно не отвратить от проблемы);
- орфанные (редчайшие) заболевания (бывают разными, генетическими, нужно объяснять, что это такое. Здесь есть проблема финансовая – лечение редких заболеваний стоит больших денег, и иногда только государство может помочь).
Участники вебинара узнали, что у МИА "Россия сегодня" есть несколько социальных направлений. Это и офлайн-акции, поездки в дома престарелых, сбор вещей для фондов и онлайн-проекты. По словам Кедровской, проект можно считать успешным тогда, когда удалось достучаться до людей и действительно помочь. Например, акция "Пожалуйста, дышите!", организованная в благодарность всем врачам и волонтерам, которые самоотверженно работают в период пандемии.
Она отметила, что успех акции обусловлен несколькими факторами. Один из них – грамотное продвижение, ведь если проект запускается, это вовсе не обозначает, что о нем сразу все узнают. В свою очередь, на старте акции агентство "Россия сегодня" обратилось к своему партнеру – ВГТРК.
"Мы хотели, чтобы про наших "героев фронта" узнало больше людей. Генеральный директор медиагруппы Дмитрий Киселев рассказал об этой акции в своей программе на телеканале "Россия". С экранов мы обратили внимание на проект потенциальных участников ", – рассказала эксперт.
Кроме того, в продвижении акции участвовали футболисты. Во время матча они вышли на поле в футболках с фотографиями медиков.
Также организаторы акции открыли фотовыставку в историческом музее: о медиках-героях, которых журналистам агентства удалось найти в разных городах России.
Сделать соцпроект успешным
Успешный социальный проект не может быть реализован без надлежащей визуализации, которая может привлечь дополнительное внимание.
"Сейчас существует очень много способов для того, чтобы сделать контент ярким. Любая история оживает с помощью наглядных элементов: для этого можно использовать фото, видео, анимации, интерактивные графики", - подчеркнула Кедровская.
При это она полчеркнула, что журналисту нужно писать, не боясь, что скажут власти.
"У нас колоссальная задача – с одной стороны, не перегнуть палку, а с другой стороны, привлечь к проблеме внимание. Мы не должны подавать информацию однобоко, нужна взвешенность", – добавила эксперт.
Эксперт уверена, что социальная журналистика - это особенная сфера ответственности, потому что обращается к проблемам уязвимых людей, которым больше некому помочь.
"Зачастую адресатов социальной помощи может поддержать только государство: например, в случае редких заболеваний, где необходимы дорогостоящая терапия и лечение на постоянной основе. В этом случае мы должны рассказывать сообществу, как государство решает эти проблемы. Таким образом, социальная журналистика заходит в область государственной политики и бюджета, что обязывает нас писать и доносить об этих проблемах с ювелирной точностью. Это уже не журналистика фактов, а и аналитика в том числе".
SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. Ведущими модулей проекта выступают как руководители подразделений Sputnik, так и другие известные российские журналисты и эксперты. С марта 2018 года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3 000 слушателей из 80 государств.
Sputnik – одно из крупнейших международных СМИ, объединяющее мультимедийные интернет-сайты на 33 языках, аналоговое и цифровое радиовещание в более чем 90 городах мира. Новостные ленты Sputnik круглосуточно поставляют информацию ведущим изданиям по всему миру на английском, арабском, испанском, китайском и фарси. Аудитория информационных ресурсов Sputnik составляет более 80 миллионов посетителей в месяц, общее количество подписчиков в соцсетях Sputnik превышает 20 миллионов. В 24 редакционных центрах по всему миру, от Бишкека до Кишинева и от Пекина до Монтевидео, работает свыше тысячи человек десятков национальностей. Sputnik входит в медиагруппу "Россия сегодня". Головной офис Sputnik находится в Москве.