00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
08:00
3 мин
08:30
3 мин
09:00
3 мин
09:30
3 мин
Утро на Спутнике
13:00
60 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
4 мин
В центре событий
17:45
15 мин
Главные темы
08:00
4 мин
Утро не Спутнике
Высокая закредитованность: как не попасть в долговую петлю
08:04
26 мин
Главные темы
08:30
4 мин
Главные темы
09:00
4 мин
Главные темы
09:30
4 мин
13:00
60 мин
Новости
17:00
4 мин
17:04
16 мин
В центре событий
17:28
1 мин
Новости
17:30
4 мин
В центре событий
17:38
22 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Цхинвал106.3
г. Цхинвал106.3
Ленингорский район106.3

Связь времен и традиций: праздник в селении Корнис

© OsinformКарасеты Дзуар
Карасеты Дзуар - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Сегодня жители селения Корнис Знаурского района Южной Осетии отмечают религиозный праздник в честь святилища Карасеты дзуар

Залина Кулумбегова

В Осетии традиционные праздники различаются по территориальному охвату. Есть празднества общенационального значения, их отмечают как в Южной, так и в Северной Осетиях. Есть такие, которые справляют жители лишь одного ущелья. Но существуют и народные празднества, которые связаны с определенным селением. К последним и относится празднование в честь святилища Карасеты дзуар. Его отмечают преимущественно жители югоосетинского селения Корнис.

© Sputnik / Ада БагианВид на село Корнис Знаурского района
Связь времен и традиций: праздник в селении Корнис - Sputnik Южная Осетия
Вид на село Корнис Знаурского района

Дата празднования меняется в зависимости от ежегодного календарного исчисления и приходится либо на конец июля, либо на первые числа августа, но день недели остается неизменным – вторник. Сакральные действия в святилище раньше начинались уже в ночь с понедельника на вторник. Сюда приводили жертвенное животное, обычно откормленного барашка. Произносились молитвы с ритуальными тремя пирогами, шашлыком на деревянном вертеле и обязательным осетинским пивом.

© Sputnik / Наталья АйриянТри пирога.
Связь времен и традиций: праздник в селении Корнис - Sputnik Южная Осетия
Три пирога.

"У каждой семьи был свой барашек. Обязательно белого цвета, не допускалось, чтобы на нем было даже одно темное пятнышко. Молитву в святилище должен был произносить авторитетный человек. После того, как представители каждой семьи сварят мясо жертвенного барашка в котлах, все пришедшие в святилище устраивались на общую трапезу. Через некоторое время, обычно под утро, люди возвращались в селение, где их ждали остальные члены семьи. И уже днем праздник продолжался с участием многочисленных гостей", – рассказывает уроженка селения Корнис Эвелина Парастаева.

По внешнему оформлению Карасеты дзуар типичная христианская церковь – за каменной оградой небольшое строение базилика с двускатной крышей, ориентация "восток-запад", крест на крыше.

Село Ерман - Sputnik Южная Осетия
Достучаться до небес. Как в высокогорье Южной Осетии отмечают праздник сенокоса

"Если бы празднование Карасеты дзуар было исключительно христианским, то у этого дня было бы соответствие в церковном календаре. Однако трудно представить, что жители селения Корнис знали о равноапостольном князе Владимире или мучениках Кирике и Иулите, память о которых сегодня отмечается православной церковью. Можно предположить, что раньше на этом месте располагалось святилище дохристианских верований. С утверждением христианства в Осетии старые верования уступали место новым, менялась и архитектура храмов. Но наследие предков в религиозной сфере не ушло полностью в прошлое. Поменялась форма, старое капище сменила церковная постройка, но древняя сущность празднования осталась", – считает этнограф, кандидат исторических наук Роберт Кулумбегов.

Он указывает на важный элемент дохристианских верований, сохранившийся в основе празднования Карасеты дзуар – принесение в жертву барашка, что не совместимо с православной традицией.

В качестве жертвенного животного мог быть не только барашек. Как рассказывают местные жители, иногда к святилищу на заклание приводили и быка.

"Это делалось в том случае, если была угроза всему сельскому обществу – эпидемия, угроза войны, засуха, неурожай и т.п. Тогда приносилась коллективная жертва. У святилища собирались все жители селения Корнис, устраивалось общее моление. Обычно это помогало", – рассказывает Парастаева.

Со временем религиозная сущность праздника изменилась, его организация использовался как повод для того, чтобы посидеть за пиршественным столом в кругу родственников и знакомых. Упростилась и ритуальная часть, если раньше к святилищу необходимо было подниматься пешком, зачастую босиком, то теперь к нему подъезжают на автомобилях. Со временем к святилищу стали приходить жители и других населенных пунктов, расположенных у селения Корнис.

Лента новостей
0