Залина Кулумбегова
В Осетии традиционные праздники различаются по территориальному охвату. Есть празднества общенационального значения, их отмечают как в Южной, так и в Северной Осетиях. Есть такие, которые справляют жители лишь одного ущелья. Но существуют и народные празднества, которые связаны с определенным селением. К последним и относится празднование в честь святилища Карасеты дзуар. Его отмечают преимущественно жители югоосетинского селения Корнис.
Дата празднования меняется в зависимости от ежегодного календарного исчисления и приходится либо на конец июля, либо на первые числа августа, но день недели остается неизменным – вторник. Сакральные действия в святилище раньше начинались уже в ночь с понедельника на вторник. Сюда приводили жертвенное животное, обычно откормленного барашка. Произносились молитвы с ритуальными тремя пирогами, шашлыком на деревянном вертеле и обязательным осетинским пивом.
"У каждой семьи был свой барашек. Обязательно белого цвета, не допускалось, чтобы на нем было даже одно темное пятнышко. Молитву в святилище должен был произносить авторитетный человек. После того, как представители каждой семьи сварят мясо жертвенного барашка в котлах, все пришедшие в святилище устраивались на общую трапезу. Через некоторое время, обычно под утро, люди возвращались в селение, где их ждали остальные члены семьи. И уже днем праздник продолжался с участием многочисленных гостей", – рассказывает уроженка селения Корнис Эвелина Парастаева.
По внешнему оформлению Карасеты дзуар типичная христианская церковь – за каменной оградой небольшое строение базилика с двускатной крышей, ориентация "восток-запад", крест на крыше.
"Если бы празднование Карасеты дзуар было исключительно христианским, то у этого дня было бы соответствие в церковном календаре. Однако трудно представить, что жители селения Корнис знали о равноапостольном князе Владимире или мучениках Кирике и Иулите, память о которых сегодня отмечается православной церковью. Можно предположить, что раньше на этом месте располагалось святилище дохристианских верований. С утверждением христианства в Осетии старые верования уступали место новым, менялась и архитектура храмов. Но наследие предков в религиозной сфере не ушло полностью в прошлое. Поменялась форма, старое капище сменила церковная постройка, но древняя сущность празднования осталась", – считает этнограф, кандидат исторических наук Роберт Кулумбегов.
Он указывает на важный элемент дохристианских верований, сохранившийся в основе празднования Карасеты дзуар – принесение в жертву барашка, что не совместимо с православной традицией.
В качестве жертвенного животного мог быть не только барашек. Как рассказывают местные жители, иногда к святилищу на заклание приводили и быка.
"Это делалось в том случае, если была угроза всему сельскому обществу – эпидемия, угроза войны, засуха, неурожай и т.п. Тогда приносилась коллективная жертва. У святилища собирались все жители селения Корнис, устраивалось общее моление. Обычно это помогало", – рассказывает Парастаева.
Со временем религиозная сущность праздника изменилась, его организация использовался как повод для того, чтобы посидеть за пиршественным столом в кругу родственников и знакомых. Упростилась и ритуальная часть, если раньше к святилищу необходимо было подниматься пешком, зачастую босиком, то теперь к нему подъезжают на автомобилях. Со временем к святилищу стали приходить жители и других населенных пунктов, расположенных у селения Корнис.