Залина Кулумбегова
Стройный стан и гордая осанка. Каждый раз, когда Медея Гугутишвили идет по улицам Цхинвала, она сразу приковывает взгляд прохожих. Известная танцовщица, проработавшая долгие годы на большой сцене, всегда выделяется в толпе.
Интерес к осетинским танцам у Медеи проснулся еще в школьные годы, когда ей было 10 лет. Первым ее учителем был известный хореограф, корифей осетинского танца Хазби Гаглоев. Свой путь по стезе профессиональных танцев она начала уже в югоосетинском ансамбле "Симд".
"Изначально я мечтала стать юристом, но судьба распорядилась по-другому. Я и подумать не могла, что когда-нибудь смогу танцевать в ансамбле. Одно дело танцевать в самодеятельном коллективе, а другое – с профессиональными танцорами. Это было сверх моих желаний. Но поначалу было опасение, что не смогу дотянуться до их уровня мастерства", – рассказывает заслуженная артистка Грузинской ССР Гугутишвили.
Долгие репетиции, оттачивание номеров до седьмого пота, и вот уже Медея полностью освоила программу. И как сказка, ставшая реальностью – первое выступление на отчетном концерте ансамбля. После число таких выходов на сцену у Гугутишвили составит сотни, но первое выступление осталось в памяти женщины как самое волнительное.
"Когда мы отправлялись на гастроли по Советскому Союзу, мы жили в вагонах поездов. Когда мы прибывали в города, где должны были выступать, наши вагоны отцепляли от основного состава, и мы находились там до тех пор, пока не закончатся наши выступления. Проживать в вагонах для меня было очень необычно и даже страшно", – вспоминает она.
Эта жизнь на колесах продолжалась до того момента, пока в коллектив не пришел новый художественный руководитель Павел Битиев. Благодаря его организаторским способностям, во время гастролей танцоры жили не в купе поездов, а в гостиничных номерах. Он умел ставить свои условия принимающей стороне.
"Вы танцуете на роликах?"
Вскоре появилась возможность и для зарубежных гастролей. Названия стран стали меняться как в калейдоскопе – Германия, Франция, Кипр, Иордания и многие другие.
"Когда мы были во Франции, к нам подходили зрители и спрашивали, не танцуем ли мы на роликах. Они удивлялись, как мы можем передвигаться так плавно", - с улыбкой вспоминает Гугутишвили.
Этот период жизни ознаменовался для Медеи новыми местами и новыми знакомствами, которые производили на нее особое впечатление.
"Тогда мне было 19 лет. К сожалению, после учебы я не смогла сразу поступить в университет и получить высшее образование. В то время мой отец сильно болел, и я помогала маме по хозяйству", – добавила Медея.
Через какое-то время она все же поступила в университет в Цхинвале и совмещала учебу с работой.
Однажды, будучи на гастролях в Германии, коллектив "Симда" отвели на экскурсию по кладбищу, где были похоронены советские солдаты-участники Великой Отечественной войны. "Кладбище было таким ухоженным, мы все были поражены", – вспоминает Медея.
Судьбоносное знакомство
Важным моментом в личной жизни Медеи стало знакомство с танцором ансамбля Гемиром Алборовым. Знакомство переросло в привязанность, после – в большую любовь, и вскоре пара поженилась.
"Он тогда вернулся из армии и начал танцевать с нами. Спустя какое-то время после ухаживаний, я вышла за него замуж", – добавила она.
У Гемира и Медеи родились две дочки, никто из них не пошел по стопам родителей в профессиональном плане.
"Бывало очень сложно совмещать работу с семейными хлопотами, но удавалось как-то справляться", – вспоминает Медея.
Танец меняется
По словам Медеи, осетинский танец со временем меняется - как исполнение, так и элементы сценического костюма. И в первую очередь это зависит от преподавателя.
"Вносили новшества сами хореографы. Например, художественный руководитель Мэлс Шавлохов изменил у девушек манеру движения рук во время танца, это новшество сохранилось и по сей день. Что касается элементов танцевального костюма, то мы раньше надевали во время исполнения просто косынку, а со временем уже косынку поверх шапочки", - вспоминает она.
В 1995-м году Медея ушла на заслуженный отдых из ансамбля и перестала работать, но профессионала своего дела не оставляют в покое на долгое время. Спустя короткое время Медея по приглашению директора Лицея искусств имени Аксо Колиева начала преподавать хореографию и передавать накопленный опыт подрастающему поколению. Однако через некоторое время Медея оставила работу и решила заниматься семьей. Но побыть домохозяйкой долго не удалось.
"После ухода из Лицея меня пригласили работать балетмейстером в ансамбль "Симд". К этому времени коллектив был полон новыми танцорами. Я не думала, что я когда-нибудь стану художественным руководителем. Эта работа меня изменила, пришлось стать более строгой и требовательной", - рассказала она.
Медея категорична в мнении, что успех любого творческого коллектива, а тем более ансамбля песни и танца, заключается в коллективной работе. А добиться этого бывает очень непросто. Она уверена, что мало таланта танцовщика, в этой работе необходимы дисциплина и уважение друг к другу.
По словам Гугутишвили, самый красивый осетинский танец – хонга (танец приглашения). Это эталон осетинского танцевальной культуры. Во время танца на сцене представляется история любви мужчины и женщины, их слова признания выражены в романтическом рисунке танцевальных движений.
Медея полагает, для того, чтобы любой танец прошел на одном дыхании и оставил особые чувства у зрителя, танцорам нужно прочувствовать и понять, в чем смысл этого танца, и уже после этого передать свои чувства в танцевальных движениях.