Как пользоваться этим и заинтересовать читателя скучными, казалось бы, цифрами? Этим опытом поделился российский журналист-аналитик.
Начальник Управления анализа финансовых институтов Центра экономических исследований РИА Новости Андрей Манько поделился навыками создания популярных исследований, поиска данных и их проверки в ходе состоявшегося вебинара образовательной программы SputnikPro.
Почувствуйте себя ученым
Благодаря повсеместному пользованию компьютерами и распространению интернет-связи, журналист может стать "чуть-чуть" ученым, освоив элементарные навыки серьезной математической науки – статистики.
"Компьютеризация дала фантастический инструментарий в виде обработки астрономических масштабов данных. Каждый из нас получил по атомному реактору домой, и некоторые журналисты начали этим пользоваться. С другой стороны, есть ученые-популяризаторы. Они стали "немного" журналистами. Это движение навстречу", - рассказал Манько.
Ставка не только на интерес
Самыми популярными темами, считает аналитик, являются:
- деньги (вклады, кредиты, цены, богатые-бедные);
- здоровье (где и какие предлагаются медуслуги, продолжительность жизни в разных странах, наличие вредных привычек);
- дети (все, что с ними связано);
- отдых (туризм, досуг).
Специалист уверен, что исследование должно быть новым, качественным, актуальным, написанным на популярную тему и содержащим сравнительный анализ. Но при этом предупреждает: "Не нужно гнаться за актуальностью. Потому как вы можете сделать исследование на популярную тему, а оно утонет в сотне других материалов. Главное, чтобы читатели могли подчеркнуть, что-то важное из текста для себя сравнить свой регион или страну с другими".
Не бойтесь сравнивать
Метод сравнения является важной составляющей любого масштабного исследования. И здесь журналисту стоит проявить еще и фантазию.
"Малоинтересны абсолютные числа вроде: бюджет составляет столько-то. Читателю интересна динамика - на сколько процентов выросли поступления, сравнивая цифры месяца к месяцу, год к году", - подчеркнул Манько.
По его словам, на самом деле большинство людей не понимают масштабов цифр. И для того, чтобы разъяснить их более популярным языком, необходимо давать понятные человеческие ориентиры. К примеру, многомиллиардные доходы "Газпрома" будет более понятны, если упомянуть, что строительства в России обычной школы на 1000 человек обходится в миллиард. Сравнения уместны и со стоимостью квартир, машин, то есть с тем, что понятно простому читателю.
Расчет на серьезного читателя
Большинству людей достаточно понимать смысл на уровне: хорошо - плохо. Но это не значит, что надо упрощать исследования. И те же профессиональные термины придумали не зря.
"Вы можете давать разъяснения, но просто заменять термины – плохая идея. Не думаю, что один конкретный показатель вызовет страдание. Засилие терминов – да. При засилии нужно добавлять собственные человеческие абзацы", - считает Манько.
По его мнению, даже обычные люди, которым, как правило, тяжело поначалу разобраться в профессиональной специфике, все равно формируют общее мнение об исследовании. Читая материалы, они могут не понимать детали, но все равно формируют впечатление: грустно это или весело.
"А какие-то профессионалы, могут также это увидеть и потребить. Это может быть очень популярно", - уверен аналитик.
SputnikPro – проект международного информационного агентства и радио Sputnik для журналистов, студентов профильных вузов, сотрудников пресс-служб и медиаменеджеров, направленный на обмен опытом и развитие профессиональных связей с зарубежными коллегами. С марта 2018-го года мастер-классы и семинары SputnikPro прошли уже в 22 странах мира: от Армении до Индии, от Греции до Китая. В общей сложности в них приняли участие более 3000 слушателей из 80 государств. Сейчас с учетом эпидемиологической ситуации в мире все вебинары проходят онлайн. За анонсами виртуальных встреч с первоклассными специалистами своего дела следите на нашем сайте и странице в Facebook.