Глава Юго-Осетпотребнадзора Марина Кочиева рассказала в интервью корреспонденту Sputnik Диане Козаевой, чем помогли им коллеги из России, насколько оправданны карантинные ограничения и их возможном ужесточении.
– Сколько мест развернуто в медучреждениях республики? Планируется ли развертывание дополнительных боксов и где?
– Для размещения граждан, которые должны проходить карантин, были подготовлены места в различных учреждениях республики. В первую очередь для этих целей были определены места в лечебно-профилактических учреждениях. Прежде всего, в инфекционном отделении и главном корпусе республиканского многопрофильного медцентра. Кроме того, часть людей размещается на карантин в старом здании родильного дома. Для этих же целей выделена и гостиница "Алан".
Определены места и в районах – это больницы в поселках Знаур, Дзау и Ленингор.
На сегодняшний день первая волна, когда в республику заезжали курсанты вузов Минобороны РФ и граждане по линии МИД, прошла. С 25 мая ожидается вторая волна наших граждан, которые организованно возвращаются на родину – это курсанты вузов МВД РФ и опять-таки граждане, которые едут при содействии МИД.
Достаточное количество мест, чтобы разместить эти группы, у нас есть.
Мы справились с размещением и контролем первых групп приехавших. И сейчас, уже имея определенный опыт, надеемся справиться с поставленными перед нами задачами.
Что касается боксов, они есть только в инфекционном отделении. Они предусмотрены только для больных и тех, у кого подтверждается диагноз COVID-19.
На первом и втором этажах здания по девять боксов на два человека, на третьем этаже оборудованы полубоксы. Механизм размещения людей четко проработан.
– Есть сведения, что прибывшие специалисты Ставропольского противочумного института выявили необходимость закупки и доставки в республику оборудования и препаратов. О чем идет речь?
– По нашей просьбе глава Роспотребнадзора Анна Попова направила в Южную Осетию специалистов Ставропольского противочумного института. Их помощь была своевременная и нужная. После ряда организационных решений, объем лабораторных исследований увеличился. Был определен перечень дополнительного оборудования и расходных материалов для доукомплектации нашей ПЦР-лаборатории с целью обеспечения большего приема лабораторных проб в случае увеличения поточности.
Более того, мы привлекли для проведения лабораторных исследований и других наших специалистов из бактериологической лаборатории. Ранее у нас работало два врача, теперь мы подключили еще двоих наших сотрудников, которые выполняют определенный объем работ в ПЦР-лаборатории. Тем самым, мы можем справиться с большим объемом проводимых исследований.
Наши предложения по дооснащению лабораторий ПЦР-диагностики президент поддержал и выделил из своего фонда денежные средства в размере около одного миллиона рублей.
– Есть ли случаи передачи вируса внутри страны или все они завезенные?
– Все случаи, которые зарегистрированы по настоящее время, выявлены среди тех лиц, которые находятся в карантине. По состоянию на 25 мая всего лабораторно подтвержденных случаев COVID-19 - 30 человек (в том числе 17 курсантов, 11 граждан, которые приехали по линии МИД, и два медицинских работника).
Случаев передачи вируса внутри республики нет.
– Были ли среди заболевших дети?
– Есть один случай.
– Проводите ли вы тестирование "групп риска", у которых может и не быть симптомов COVID-19 – медперсонала, пожилых людей, осужденных, мигрантов?
– Во-первых, мигранты давно находятся в республике, иностранцы к нам уже не заезжают два месяца. Во-вторых, все, кто заезжает, проходят через карантин в 14 дней.
Пожилым мы также тестирование не проводим, только в случае, если для этого есть показания и рекомендации врача.
Медперсонал, который находится в отделении с больными, после смены отправляется на карантин. Им проводятся тесты, то есть медики под нашим пристальным вниманием. Они должны уйти в семьи "чистыми" и только после карантина.
– Может ли человек, ощущающий какие-то симптомы, или просто ради самоуспокоения, настаивать на сдаче теста на коронавирус?
– Подход к этому вопросу – индивидуальный. Если врач считает это необходимым, в случае подходящего анамнеза и эпиднастороженности в конкретном случае мы, конечно же, проведем исследование. Круг лиц для лабораторного исследования определяется в соответствии с нормативными документами.
– Ограничительные меры в республике соблюдаются слабо. Сколько человек наказано за их несоблюдение в административном порядке?
– До введения особого режима и механизма пересечения государственной границы в республике все въезжающие граждане должны были находиться в самоизоляции. Списки этих граждан передавались в министерство здравоохранения для медицинского наблюдения, а также в министерство внутренних дел для контроля выполнения данного режима этими лицами. Документы на правонарушителей пересылались в наш комитет. И таких случаев немало – около 40.
И в последующем будут проверки по объектам, которым разрешили работать с сегодняшнего дня. Главным требованием в этих объектах является выполнение санитарно-эпидемиологических норм.
– Каков прогноз развития ситуации на ближайшие недели?
– В этой ситуации невозможно давать какие-либо прогнозы. Пока все мероприятия, которые проводятся более двух месяцев, показали свою эффективность, поскольку нам удалось отсрочить возникновение первого случая, а далее – не допустить распространение вируса вне медицинских организаций. Дальше все будет зависеть от каждого из нас.
По-прежнему надо избегать массовых скоплений людей. Прежде чем куда-то идти, надо взвесить все риски. Поэтому я и говорю, что дальнейшая ситуация зависит от каждого гражданина. Дай бог, чтобы не пришлось ужесточать меры. Это все зависит от ежедневной обстановки, которую мы мониторим.
– Карантинные меры – всегда компромисс между возможным и необходимым. Если бы все зависело только от вас, вы бы выступили за их ужесточение или смягчение?
– Я считаю, что все-таки не стоит расслабляться. Например, я против проведения религиозных праздников в таких масштабах.
Вчера был большой праздник – Згудеры дзуар – и мы дома испекли три пирога, помолились и отметили этот великий день в кругу семьи.
Я с настороженностью отношусь к любым массовым скоплениям людей. Мы можем хотя бы в этой ситуации праздновать дома, и бог нас простит, если мы не будем устраивать пиршества на несколько улиц.
Кроме того, в сегодняшних реалиях и похороны можно ограничить в количестве людей. Мы соболезнуем тем, кто потерял близкого человека, и, конечно, не можем похороны запретить, но можно же ограничить количество приглашенных. Поэтому хочется обратиться к людям с просьбой, с пониманием относиться к сегодняшней ситуации.
– Кафе, ресторанам и ряду других объектов разрешено работать с 25 мая. Какие при этом сохраняются ограничения?
– Мы пошли на некоторое послабление и открыли объекты общественного питания. Но при этом там запрещается проводить дни рождения, свадьбы и какие-либо другие массовые мероприятия.
Кроме того, мы проводим рейдовые проверки с целью доведения до них данной информации. Надеюсь, нарушений не будет.
– Отпустили ли уже из карантина курсантов, которые ранее самовольно покинули больницу?
– Да, их отпустили после проведения очередного тестирования и получения отрицательных результатов.
Еще раз хочу обратиться к родителям курсантов, которые еще будут приезжать, к родственникам других заезжающих граждан. Только специалисты знают, как правильно считать срок карантина и когда надо его продлевать. Пусть они наберутся терпения и спокойно ждут близких, которые находятся в карантине.
Что касается курсантов и их родителей, они посчитали эти 14 дней с момента приезда. Однако считать надо было с даты последнего контакта с больным, а это было 9 мая. Именно от этой даты продлевался карантин на 14 дней.
– Работает ли еще "горячая линия"?
– Она работает, люди звонят. Вопросы бывают самые разные, на которые наши сотрудники готовы ответить.