Выпускник московской высшей школы кино "Арка" Заур Цогоев снял свой новый фильм на айфон прошлым летом в столице. Смешная и злободневная короткометражка повествует об отношениях сценариста (главного героя) с продюсерами, чьи образы и монологи сознательно утрированы, но в целом отражают современные реалии в подходе к "актуальным" темам в кинематографе.
Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с режиссером Зауром Цогоевым о новом фильме.
– Где проходили съемки фильма?
– Фильм по этому сценарию я хотел снять как дипломный проект, но мне не дали это сделать по соображениям политики школы (московская высшая школа кино "Арка" - ред.), поэтому я решил, что сделаю это позже самостоятельно. И вот однажды мы собрались и поняли, что пора. Фильм был снят за один день в пространстве Арт-плей в Москве.
– Почему решили снимать фильм на айфон?
– Все просто – снимать на профессиональную камеру у нас не было возможности. У нас был только настрой. Да и пошла такая волна среди режиссеров: например, Содерберг снял фильм на айфон (фильм Стивена Содерберга "Не в себе" вышел в 2018 году – ред.). Но тут нужно понимать, что такие эксперименты в киноиндустрии не означают, что берется айфон, и все остальное не нужно. К айфону прилагается все то же киношное оборудование, техника, люди и бюджет.
А мы снимали действительно только на айфон и звук писали на айфон и использовали тот свет, который был – без дополнительного осветительного оборудования. У нашего продюсера Юлии Васильевой был на тот момент десятый айфон, и мы начали съемки. Но скажу честно, что такие эксперименты не по мне: с айфоновскими файлами тяжело работать – они далеко не 4К (4K — обозначение разрешающей способности в цифровом кинематографе и компьютерной графике, примерно соответствующее 4 тысячи пикселей по горизонтали – ред.). Поэтому фанаты айфонов, не обольщайтесь (смеется – ред.). Сняли мы за один день, а монтаж длился почти год. Но я думаю, что все завершилось именно тогда, когда надо было: сейчас все перешло в онлайн-формат, и премьера нашего фильма в Instagram гармонично вписалась в сегодняшние реалии.
– Означает ли это, что фильм планируется показывать только в социальных сетях, так как показывать на большом экране качество не позволит?
– Нет, фильм можно так "просчитать", что качество вполне вытянет и большой экран. Кстати, в таком виде фильм смотрится даже круче, потому что на фоне вставлены разного рода приколы, которые невозможно увидеть, если смотреть фильм на экране телефона. Но такой формат лишил нас возможности участвовать в кинофестивалях, потому что люди, которые занимаются продвижением кино на фестивали, сказали, что фильм нужно перемонтировать. Мы отказались это делать и решили просто опубликовать фильм в социальных сетях.
– Просчитывали ли вы возможные риски подобного кино? Например, реакцию продюсеров, которые посмотрят фильм и решат, что вы не уважаете индустрию?
– На самом деле мы уважаем киноиндустрию, поэтому и делаем такие фильмы. А если бы мы не уважали индустрию, то нас бы просто в ней не было. Такой же вопрос я могу задать продюсерам, режиссерам и всем тем, кто выдает ложное за реальное, снимая фильмы с огромными бюджетами, и потом на интервью пытаются убедить зрителя, что на самом деле это очень крутое кино, а зритель просто плебей и не понимает высокое искусство.
У нас есть уважение к настоящему кино, мы не стараемся угодить кому-то, а снимаем то, что считаем нужным. Правда может быть жесткой, но она нужна, если это правда. И если говорить глобально, то фильм не только о продюсерах, он касается всех, кто сидит в кресле руководителя и не знает ничего о своем условном заводе. Это реальная проблема, когда на руководящих постах в разных сферах находятся люди, которые пришли не по зову сердца, а потому что их туда поставили, либо они просто играют в это. Мне такие люди напоминают сбой в монтаже, когда картинка отстает от звука, или звук от картинки – то есть, у таких людей слова всегда расходятся с делом.
Снимая кино, мы получаем удовольствие от самого процесса, а не от результата. Ведь завтра он может быть позитивный, а потом – все будет наоборот.
– Можно ли сказать, что этот фильм – крик души после реальных неудач в переговорах с продюсерами?
– Крик души? Нет. Мы не из тех, кто обижается. Мы всегда стараемся здраво оценивать ситуацию. Фильм – это всего лишь наш жизненный опыт, наблюдение за людьми, проживание похожих ситуаций. Мне кажется, что некоторые люди слишком преувеличивают значение своего статуса вместо того, чтобы постигать себя как личность. Поэтому к старости и к смерти многие разочаровываются, ведь все это отвлекает от того, чтобы начать смотреть в себя, становиться лучше, сильнее и мудрее.
– Расскажи о том, как подбирались актеры.
– С подбором актеров у нас не возникло никаких сложностей: мы нашли типажных актеров, которые подходили по характеру, и, на самом деле, именно актеры сделали этот фильм. Все они очень классные ребята, и я очень им благодарен. Это простые и общительные люди, которые легко и просто согласились отправиться с нами в это плавание. Это люди, которые действительно любят кино и готовы поддержать тебя, даже если ты без денег. Конечно, очень важно, когда ты можешь достойно оплачивать труд актеров, но они понимают, что если они не будут поддерживать молодых, то в какой-то момент все это остановится… И если им нравится идея, то они идут за тобой даже без гонорара.
– Какой у тебя прогноз касательно индустрии кино после того, как закончится эпидемия?
– Как все закончится, я не знаю, понимаю только, что все это неплохо, потому что людям есть о чем задуматься. Неважно, искусственно создан вирус, или это реально кара Господня, я не знаю. Но мои предки от простуды точно не умирали, они умирали от более благородных и воинственных причин. Лично я уже семь лет никаких таблеток не пью, к врачам не хожу и абсолютно здоров. Я это знаю и прекрасно себя чувствую. От страха снижается иммунитет, а от смеха укрепляется, так что позитивные эмоции очень полезны.
Что касается кино, то мне кажется, что влиятельные студии и сейчас продолжают снимать, может быть только с перерывами. А вот с кинотеатрами все печальнее. Когда все закончится, то мне кажется, люди еще около полугода на подсознательном уровне будут продолжать бояться ходить в общественные места. Конечно, Владикавказа это не касается – тут ничего особо не изменилось. Поэтому кинотеатры будут в бедственном положении, но потом придет момент, когда люди соскучатся по живому общению, и начнется кинотеатральный бум.
А в целом киноиндустрия перестроится, да и люди должны перестроиться, потому что сегодня нам навязана паразитирующая модель жизни. Люди, как саранча, потребляют все, что хотят, и это происходит настолько быстро, что у людей даже нет времени почувствовать вкус того, что они потребляют – хапнул, пошел дальше и даже не осознал. И это проблема будет только нарастать для будущих поколений. Я считаю, что опасность вируса слишком преувеличена: природа не создала человека, чтобы потом уничтожать его разными изощренными способами. Скорее, человек сам это делает и поэтому несчастен. А надо быть счастливым и радоваться всему, что происходит: и дождю, и солнцу, и снегу. Во всем надо искать плюсы, а минусы и так у всех есть. Как минимум, дым рассеется, пыль осядет, и мы увидим, кто как и где "дышал". Мы живем в безумное время.
– Может быть ты придумал кино на эту тему?
– Я не стремлюсь снимать фильмы, которые приносят боль. Нельзя играть с болью. Такие фильмы надо показывать, когда для них приходит время – для назидания и как урок. А во время потрясений снимать фильм про потрясения? Люди и так в стрессе, да уже и снято множество таких фильмов, которые в каком-то смысле подготовили почву.
Но может быть, я бы и снял комедию о последствиях пандемии, но в целом мне не близок жанр, в котором человечество погибает из-за маленького вируса.
Человечество должно процветать. Каждый человек должен понимать, для чего он родился в данном конкретном месте, и тогда весь механизм земли и вселенной будет крутиться правильно. А пока, все расшатано и разболтано.
В 2019-м фильм Заура Цогоева "Кража" был показан в Каннах в рамках показа альманаха минутных короткометражных Инстаграм-фильмов на тему "Милосердие – капитал будущего", организованного "Роскино" при поддержке Сбербанка.
В Осетии Заур Цогоев стал известен после выхода короткометражного фильма "Исповедь", в которой главную роль (как и во всех картинах режиссера) сыграл Людвиг Джиоев.
Дипломный фильм "Live" был показан в Москве в высшей школе кино "Арка".