Когда весь мир – "белый шум": как живется в Южной Осетии детям с аутизмом

CC BY 2.0 / Nenad Stojkovic / Ребенок с игрушкой
Ребенок с игрушкой - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма Sputnik пообщался с руководителем благотворительного фонда "Подари Крылья" Татьяной Цховребовой

Ян Габараев

В четверг, 2 апреля, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма – дата, призванная напоминать о сложностях, с которыми сталкиваются люди с задержками в развитии и о необходимости помогать им. Проблема аутизма разнородна, но распространена равномерно по всему миру. Sputnik Южная Осетия не получил точных цифр о распространенности этого расстройства в республике. 

Жанна Лолаева - Sputnik Южная Осетия
Радио
Впервые в Южной Осетии: в цхинвальском детсаде откроют коррекционную группу

В то же время, по данным 2018 года, на учете в связи с психическими нарушениями состояло 410 детей. Тогда, глава психоневрологического диспансера Ревмира Абаева отметила, что динамика заболеваемости среди детей – в том числе, аутизмом – заметно ускорилась в послевоенные годы.

В Южной Осетии, тем не менее, не существует программ по социальной адаптации и терапии аутистов – а это, по симптоматике аутизма, одна из самых болезненных и тяжелых сторон жизни для них.

Глава благотворительного фонда "Подари Крылья" Татьяна Цховребова в интервью Sputnik подробнее рассказала о достаточно пассивном отношении государства с этой проблемой.

© Sputnik / Наталья АйриянТатьяна Цховребова
Когда весь мир – белый шум: как живется в Южной Осетии детям с аутизмом  - Sputnik Южная Осетия
Татьяна Цховребова

— Жизнь ребенка с аутизмом в Южной Осетии - какая она? В чем главные сложности?

— Сегодня в разных странах всего мира говорят об аутизме. У нас в Южной Осетии существует та же проблема. Эти дети живут среди нас, ходят в школы, в сады. Но зачастую никто даже не может догадываться, что рядом с ним такой "особенный" ребенок. Поведение таких детей странное, их взгляд ускользает от нас, и мы спрашиваем себя, видят ли они нас вообще? Самая главная необходимость — высокая информированность общества о том, что такое аутизм, как можно помочь семье. А с другой стороны, для того чтобы общество начало слышать и слушать тех, кто говорит об этой проблеме, конечно же нужна государственная поддержка и знание, как эту проблему решать.

Занятие в коррекционном классе - Sputnik Южная Осетия
Психологи из Москвы приехали в Цхинвал, чтобы помочь детям коррекционного класса

— Аутизм накладывает значительные сложности в адаптации личности. Каким образом у нас в республике пытаются (или не пытаются) внедрить их в часть общества?

— У нас молодое государство, и процессы его становления пока идут в другом направлении. А вопросы социального развития являются не первостепенными. Но в будущем этот вопрос тоже будет решаться. Поэтому, что мы пока можем сделать для них - это помогать развиваться, адаптировать их к окружающей среде и быть рядом.

— Оценивая российский или другой зарубежный опыт в этой проблеме, что бы мы в Южной Осетии могли перенять в части социальной адаптации и терапии аутистов?

— Во всем мире эту проблему в достаточной степени решают, у нас она только начала подниматься. Нам еще многое предстоит сделать в этом направлении, нам необходима поддержка со всех сторон. Хотелось, чтобы в будущем у нас в республике появилось бы больше специалистов по данному заболеванию, чтобы дети уже с рождения были под контролем нужного специалиста, чтобы они были адаптированы в обществе и жили бы нормальной здоровой жизнью. Нам это нужно! Так как за последнее время стало рождаться все больше детей с различными патологиями, и этот процесс, к сожалению, мы не сможем остановить, но помочь адаптироваться в наших силах. 

— Это расстройство нередко обостряет у личности определенные способности и таланты: есть ли у вас такие примеры, если есть, как складывается их жизнь?

— Поскольку это психическое заболевание, то процессы восприятия и отражения действительности у них протекают не так, как у обычных детей, они могут рисовать очень красивые, но непонятные картины, могут подражать голосам птиц или что-нибудь другое. Эти дети действительно очень талантливы и ничем не хуже всех остальных, а их способности можно и нужно развивать. К сожалению, примеров по выявлению талантов пока нет. Если в дальнейшем мы будем работать над их правильным развитием и откроем им специальные мастерские, где бы они могли проводить свой досуг, то думаю, что мы в скором времени сможем увидеть потрясающие результаты. 

Анна Кабисова - Sputnik Южная Осетия
Радио
Анна Кабисова: у детей с аутизмом уникальный взгляд на мир

— Родители аутистов – какой стресс они испытывают в повседневной жизни вместе с ребенком с таким расстройством?

— Поведение "особенных" детей удивляет, а то и пугает: они подолгу могут размахивать руками, кружиться на одном месте или по много раз монотонным голосом задавать один и тот же вопрос. Такое поведение часто вызывает непонимание со стороны родителей здоровых детей, они стараются увести своих детей от такого "странного" ребенка, это может быть детская площадка или даже класс, в котором учится такой ребенок.
Аутизм – название расстройства, которым они страдают, нередко превращается в оскорбительную насмешку, разрывающую сердца родителей. Родители сами должны создавать сообщества.

— Расскажите о работе фонда в этом направлении

Герсан - Sputnik Южная Осетия
Миллионер из интерната: история воспитанника коррекционного класса в Цхинвале

— Более года назад нами был открыт коррекционный класс, который мы открыли по просьбам родителей, у которых дети с особенностями развития. Мы его оборудовали и оснастили нужным инвентарем, специальной литературой, нашли квалифицированного психолога, которая знакома с методиками и разработками по работает с такими детьми. Все расходы по содержанию фонд взял на себя. В класс стало приходить много детей, пошли хорошие результаты. И теперь встает вопрос об его расширении, нужны еще педагоги. У детей пошли хорошие результаты, и надо вести эту работу в дальнейшем направлении.

Несмотря на хорошие результаты работы коррекционного класса, у организации нет возможности набрать большее количество детей, поскольку фонд не располагает средствами, чтобы оплачивать работу нескольких педагогов. Нам очень нужна государственная поддержка, так как эта проблема стала более актуальной.

Лента новостей
0