Ян Габараев
В четверг, 2 апреля, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма – дата, призванная напоминать о сложностях, с которыми сталкиваются люди с задержками в развитии и о необходимости помогать им. Проблема аутизма разнородна, но распространена равномерно по всему миру. Sputnik Южная Осетия не получил точных цифр о распространенности этого расстройства в республике.
В то же время, по данным 2018 года, на учете в связи с психическими нарушениями состояло 410 детей. Тогда, глава психоневрологического диспансера Ревмира Абаева отметила, что динамика заболеваемости среди детей – в том числе, аутизмом – заметно ускорилась в послевоенные годы.
В Южной Осетии, тем не менее, не существует программ по социальной адаптации и терапии аутистов – а это, по симптоматике аутизма, одна из самых болезненных и тяжелых сторон жизни для них.
Глава благотворительного фонда "Подари Крылья" Татьяна Цховребова в интервью Sputnik подробнее рассказала о достаточно пассивном отношении государства с этой проблемой.
— Жизнь ребенка с аутизмом в Южной Осетии - какая она? В чем главные сложности?
— Сегодня в разных странах всего мира говорят об аутизме. У нас в Южной Осетии существует та же проблема. Эти дети живут среди нас, ходят в школы, в сады. Но зачастую никто даже не может догадываться, что рядом с ним такой "особенный" ребенок. Поведение таких детей странное, их взгляд ускользает от нас, и мы спрашиваем себя, видят ли они нас вообще? Самая главная необходимость — высокая информированность общества о том, что такое аутизм, как можно помочь семье. А с другой стороны, для того чтобы общество начало слышать и слушать тех, кто говорит об этой проблеме, конечно же нужна государственная поддержка и знание, как эту проблему решать.
— Аутизм накладывает значительные сложности в адаптации личности. Каким образом у нас в республике пытаются (или не пытаются) внедрить их в часть общества?
— У нас молодое государство, и процессы его становления пока идут в другом направлении. А вопросы социального развития являются не первостепенными. Но в будущем этот вопрос тоже будет решаться. Поэтому, что мы пока можем сделать для них - это помогать развиваться, адаптировать их к окружающей среде и быть рядом.
— Оценивая российский или другой зарубежный опыт в этой проблеме, что бы мы в Южной Осетии могли перенять в части социальной адаптации и терапии аутистов?
— Во всем мире эту проблему в достаточной степени решают, у нас она только начала подниматься. Нам еще многое предстоит сделать в этом направлении, нам необходима поддержка со всех сторон. Хотелось, чтобы в будущем у нас в республике появилось бы больше специалистов по данному заболеванию, чтобы дети уже с рождения были под контролем нужного специалиста, чтобы они были адаптированы в обществе и жили бы нормальной здоровой жизнью. Нам это нужно! Так как за последнее время стало рождаться все больше детей с различными патологиями, и этот процесс, к сожалению, мы не сможем остановить, но помочь адаптироваться в наших силах.
— Это расстройство нередко обостряет у личности определенные способности и таланты: есть ли у вас такие примеры, если есть, как складывается их жизнь?
— Поскольку это психическое заболевание, то процессы восприятия и отражения действительности у них протекают не так, как у обычных детей, они могут рисовать очень красивые, но непонятные картины, могут подражать голосам птиц или что-нибудь другое. Эти дети действительно очень талантливы и ничем не хуже всех остальных, а их способности можно и нужно развивать. К сожалению, примеров по выявлению талантов пока нет. Если в дальнейшем мы будем работать над их правильным развитием и откроем им специальные мастерские, где бы они могли проводить свой досуг, то думаю, что мы в скором времени сможем увидеть потрясающие результаты.
— Родители аутистов – какой стресс они испытывают в повседневной жизни вместе с ребенком с таким расстройством?
— Поведение "особенных" детей удивляет, а то и пугает: они подолгу могут размахивать руками, кружиться на одном месте или по много раз монотонным голосом задавать один и тот же вопрос. Такое поведение часто вызывает непонимание со стороны родителей здоровых детей, они стараются увести своих детей от такого "странного" ребенка, это может быть детская площадка или даже класс, в котором учится такой ребенок.
Аутизм – название расстройства, которым они страдают, нередко превращается в оскорбительную насмешку, разрывающую сердца родителей. Родители сами должны создавать сообщества.
— Расскажите о работе фонда в этом направлении
— Более года назад нами был открыт коррекционный класс, который мы открыли по просьбам родителей, у которых дети с особенностями развития. Мы его оборудовали и оснастили нужным инвентарем, специальной литературой, нашли квалифицированного психолога, которая знакома с методиками и разработками по работает с такими детьми. Все расходы по содержанию фонд взял на себя. В класс стало приходить много детей, пошли хорошие результаты. И теперь встает вопрос об его расширении, нужны еще педагоги. У детей пошли хорошие результаты, и надо вести эту работу в дальнейшем направлении.
Несмотря на хорошие результаты работы коррекционного класса, у организации нет возможности набрать большее количество детей, поскольку фонд не располагает средствами, чтобы оплачивать работу нескольких педагогов. Нам очень нужна государственная поддержка, так как эта проблема стала более актуальной.