Во вторник, 31 марта, худрук Югоосетинского государственного драматического театра, режиссер и заслуженный деятель искусства Южной Осетии Тамерлан Дзудцов празднует 55-летний юбилей. С его именем связана большая часть современной истории театральных достижений республики. Под его руководством на местной и зарубежной сцене претворились в жизнь спектакли, ставшие настоящим "брендом" родного театра.
В начале своего творческого пути Дзудцов хотел стать актером, и добился своей цели, с отличием окончив актерский факультет в Югоосетинском музыкальном училище. Однако ход жизни предопределил для него другой путь, который привел его на место художественного руководителя госдрамтеатра.
– Понятие "профессиональное выгорание" вам знакомо?
– Я об этом слышал, но не знаком. Меня подпитывает моя же работа. Подготовка к спектаклю всегда дарит прилив энергии, достаточный для того, чтобы довести до конца задуманное. Это создает некое энергетическое поле, заряд адреналина такой интенсивности, что у многих актеров и режиссеров это вызывает подлинную зависимость.
В том, что я не теряю энергичности, нет ничего удивительного – ведь я отдаю весь свой потенциал своей работе.
– Весной 2005-го произошел пожар в театре, вы тогда были его директором. Опишите ваши эмоции, когда вы узнали об этом.
– Я впал в ступор. Мне позвонил Сослан Бибилов и спросил, знаю ли я, что наш театр горит.
Я вскочил, оделся и побежал туда. Мы начали спасать все, что можно было спасти. От вида сгоревшего театра меня настигло чувство безысходности – словно осиротел.
Атмосферу внутри театра создают люди. В новом здании благодаря нашим актерам мы смогли ее вернуть.
– Период подготовки к спектаклю "Фатима" в вашей жизни совпал с тяжелой болезнью жены. Как вам удавалось в это время сохранить работоспособность?
– Это не поддается никакому логическому описанию. Все, что у меня тогда получалось сделать, не было бы возможным, если бы за мной не были люди, которые толкали вперед, не давали впасть в депрессивный ступор.
– С потерей жены у вас осталось трое детей, которых вы воспитываете один. Что самое сложное в роли отца?
– Изначально, с уходом самого родного человека из жизни, было непонятно, что делать дальше. Ведь я привык, что мы всегда обсуждали все проблемы вместе. За ужином. Другой возможности и не было.
Днем – мы на работе, дети в школе, потом на факультативных занятиях. И лишь вечером за столом мы могли обговорить все наши проблемы.
Мы с детьми понимаем друг друга. Я считаю, это самое главное.
– У вас хорошие отношения с Валерием Гергиевым. Опишите его, как человека.
– Это полубог. Есть люди, которых мы называем гениями, когда они уходят из жизни. Я Гергиева ставлю при жизни на один уровень с ними. Потому что другого эпитета подобрать не могу.
В отношении его профессионализма я его боготворю. Мне не раз приходилось с ним общаться, не раз я видел его репетиции. Я поражаюсь его работоспособности – человек работает 48 часов в сутки.
– Вы охотно помогаете начинающим актерам. Насколько избирательна ваша поддержка?
– Права фраза, "что талантам нужно помогать, а бездари пробьются сами".
В театре никто не скажет, что я кому-то не дал шанса выйти на сцену. Но если этот шанс ты провалил – у меня нет для тебя запасного. Тем более, что я лишь даю толчок актеру. Примерно так, как ребенка учат ходить.
– Какое ваше определение таланта?
– Это искра в глазах и мечта. Есть те, кто лежит на нарах и мечтает в сослагательном наклонении. А есть те, кто вечно сидит, работает, мучается – вот им и не хватает того самого "толкача".
Искренняя помощь заключается в том, чтобы помочь человеку и забыть об этом. Ни в коем случае не ходить и не напоминать другому о том, что он тебе чем-то обязан. В таком случае, ты это сделал для себя, а не для него.
– Ваши друзья оценивают вас как преданного и заботливого человека. В чем ваше золотое правило настоящей дружбы?
– Настоящие друзья бывают всегда, но их бывает мало. Твой друг может не общаться с тобой месяцами, но он им остается. Даже если ты с ним в ссоре, это не выходит за пределы и ты никогда не позволишь кому-то в твоем присутствии осуждать своего друга.
Настоящая дружба проверяется временем.