Елена Кулумбегова
Ветеран Великой Отечественной войны Амиран Григорьевич Чочиев родился 8 марта 1926 года в селе Ортеу Цхинвальского района. Он был старшим ребенком в семье и первым красавцем на селе.
"Я родился 8 марта и, наверное, поэтому в молодости особо нравился женщинам", - шутит ветеран.
Этот доброжелательный, улыбчивый, гордый и открытый для общения мужчина прекрасно помнит по датам, адресам, именам и фамилиям все события, которые произошли за 94 года его жизни. На вопрос: пойдет ли он на Парад Победы 9 мая, ветеран ответил, что пока не знает.
- Почему нет?
- Однажды рядом со мной шел защитник нашей Родины, опираясь на трость. Один молодой человек начал насмехаться над ним: "Что, парад без него не пройдет? Сидел бы дома. С палкой в строй встал, и ковыляет". Я ему ответил: "Это его победа! Имеет право праздновать как хочет". Так что, доченька, и я боюсь, что за моей спиной будут такие же разговоры, ведь я не могу уже ходить, не опираясь на палку.
- Дедушка, это твоя победа! Это твой день! Никто не вправе судить тебя.
Призыв и военное училище
О таких людях, как Амиран Григорьевич, обычно говорят: "родился в рубашке" - из семьи первым ушел в армию с готовностью защищать Родину, но так и не оказался на передовой, оставшись в резерве.
Вспоминая детство, он рассказывает, что много трудился, помогая родителям в поле. В 1943 году окончил школу в родном селе. В августе 1944 года его призвали на военную службу.
"Я ничего не сказал родителям, просто выждал момент, когда их не было дома, собрал вещи и отправился в цхинвальский военкомат. Я шел пешком из села в город, это приблизительно 20 километров. И уже приближался к городу, как встретил родителей. Отец начал расспрашивать куда и зачем иду. Мне пришлось рассказать им все как есть. Они распереживались, начали меня отговаривать. Но я знал, что Родина во мне нуждается, а это значит, что дороги назад нет", - рассказывает ветеран.
После призыва Амирана Григорьевича отправили в военное училище азербайджанского города Кировабад (ныне Гянджа), где молодой курсант проходил подготовку в 124-м запасном полку.
"Когда перебрасывали войска на Дальний Восток, где шла ожесточенная война с Японией, в нашем полку была комиссия, которая отобрала ребят и отправила на передовую. К сожалению, меня не выбрали. Процентов 90 из нашего полка забрали на войну, большинство не вернулось. К примеру, из 13 тысяч осталось в живых около трех тысяч", - рассказывает ветеран.
После этого полк расформировали, а Амирана перевели в 124-й запасной полк в город Гори.
"Позже меня перевели в Ахалкалаки в 604-ю стрелковую дивизию. В полку, где я служил, завскладом был молодой парень Сергей Бестаев. Однажды, во время его беседы с сослуживцем, автомат собеседника случайно выстрелил. Сергея ранило в голову, он чудом выжил, но остался инвалидом", - вспоминает ветеран.
В 1946 году Амиран полгода пробыл в учебном батальоне в Авчалы, откуда его отправили в Батуми, где пребывала 4-я армия, которой командовал дважды Герой Советского Союза Исса Плиев.
"С 1944 по 1956 год я проходил службу в советских войсках, но когда к власти пришел Хрущев, мы оказались в числе 300 тысяч сокращенных военнослужащих. Я ушел в отставку в звании младшего лейтенанта", - говорит Чочиев.
Вернувшись в Цхинвал, Амиран Григорьевич поступил в АТК, где проработал 40 лет. После этого он еще 10 лет работал комендантом в общежитии при институте.
Любимую не замечал
Когда Амиран Григорьевич еще учился в школе, там ставили пьесу. Чочиеву досталась роль старика, а его будущей супруге роль старушки. Они сыграли идеально, но после этого сверстники начали их дразнить, называя влюбленными.
"Мне не нравилась эта девушка. Хоть и была она очень хорошей, но я считал, что мы не пара. Я родился 8 марта и, наверное, поэтому меня очень любили женщины. Я был избалован их вниманием", - говорит Амиран Григорьевич.
Уже в армии его отпустили в небольшой отпуск домой - на свадьбу к родственникам. Он приехал в Южную Осетию за несколько дней до свадьбы, а родственник уговорил его стать шафером со стороны жениха.
"Я согласился, но спросил: кого пригласила невеста в подружки? Ответ меня расстроил — это была Тамара. Я начал ворчать, что не пойду шафером, потому что нас опять начнут дразнить и называть возлюбленными. После уговоров я согласился. В день свадьбы, когда мы поехали забирать невесту из родительского дома, я увидел Тамару. Она мне показалась симпатичной", - смеется ветеран.
На второй день свадьбы Тамары не было видно, Амиран начал искать ее глазами, но не нашел. Не вытерпев, он спросил жениха: куда делась та девушка. Жених ответил, что она ушла домой и ее не будет. Амиран расстроился.
"Смотрю, заходит девушка, которую я искал, и настроение сразу улучшилось", - улыбается рассказчик.
Когда был накрыт свадебный стол, Тамару и Амирана посадили рядом и друзья, как в старые добрые времена, начали над ними подшучивать, называя их женихом и невестой. С того дня Амиран уже не мог забыть Тамару. Вернувшись на службу, он каждый день думал о ней.
"Прошло несколько лет и меня с армии отпустили в увольнение домой к родным. Я опять увидел эту девушку. В ее взгляде читались чувства ко мне, и я решил, что это моя судьба", - говорит он.
Амиран и Тамара поженились 3 декабря 1951 года. После женитьбы он еще пять лет служил в комендантской роте в Баку, там у молодой семьи родилась дочь. Через несколько лет, уже в Осетии, в семье Амирана и Тамары появился еще один малыш – сын.
"Мы всю жизнь старались воспитать из своих детей порядочных, достойных членов нашего общества. Думаю, у нас это получилось", - говорит Амиран Григорьевич.
Дочь Амирана замужем и живет в Москве. Сын остался жить с родителями, женился.
Ахтунг, ахтунг! Чочиев в воздухе!
В воспоминаниях ветерана остался его двоюродный брат, Герой Советского Союза Василий Чочиев.
"Он был старше меня, но помню его сильным и работящим парнем. Он был молод, умен, справедлив. Василий еще в школе увлекался летным делом, занимался в Цхинвальском аэроклубе. Когда он на каникулы возвращался в село, его все расспрашивали, как проходит учеба и что нового в городе", - вспоминает Амиран Григорьевич.
Он с дрожью в голосе вспоминает, как они всем селом тяжело восприняли весть о гибели Василия Чочиева.
Снова война, дом и внимание
По словам Амирана Григорьевича, он думал, что Великая Отечественная будет единственной войной в его жизни, но не тут-то было.
"Война в Южной Осетии повергла меня в шок. Я бы никогда не подумал, что на своем веку увижу такое", - говорит Чочиев.
Во время агрессии Грузии против Южной Осетии Амиран Григорьевич с семьей ни разу не уезжал из Осетии. Все события, начиная с 1989-го по 2008 год, помнит четко.
"Война — это самое ужасное, что может быть в мире. Лично мне землю из-под ног выбила война в августе 2008 года, когда Грузия напала на нас. Я находился с семьей на первом этаже нашего дома. Дом, построенный моими руками, ходил ходуном. Я каждую минуту думал, что все сейчас обрушится и мы погибнем под руинами", - эмоционально вспоминает ветеран.
Дом Амирана выстоял, но в стенах образовались огромные трещины. Амиран Григорьевич после войны пригласил в свой дом специалистов, они сказали, что надо срочно укреплять жилье.
"Я обращался к властям с 2009 года. Писал письма, заявления, просил устно, но никому до меня не было дела. Надежду я потерял четыре года назад, но, чтобы добить искорку надежды, я написал письмо нынешнему президенту. Думал: "давай, и ты меня проигнорируй, чтобы я разочаровался во всех вас". Искорке моей надежды не дал погаснуть Анатолий Бибилов", - смеется ветеран.
Через несколько дней, после того как ветеран написал письмо, в его дверь постучались.
"Я плохо слышу и не услышал стук в калитку, но зато увидел, как открылись двери моего дома и в комнату вошел президент Анатолий Бибилов вместе с премьером Эриком Пухаевым. Анатолий Ильич сел рядом со мной с правой стороны, Эрик Георгиевич с левой", - говорит Чочиев.
Бибилов начал его расспрашивать о том, как его здоровье, в чем нуждается, и чем он ему может помочь.
"Я пожаловался на боли в спине. Он встревожено поинтересовался, что говорят врачи. Я ответил, что врачи ссылаются на мой возраст. Бибилов снова задал мне вопрос, что меня еще беспокоит. И тут я рассказал, что мой дом давно нуждается в ремонте — в дождливую погоду комнаты на первом этаже затапливает водой, из-за повышенной влажности стены и потолок покрылись плесенью, а пол проваливается под ногами", - рассказывает ветеран.
Президент тут же дал распоряжение немедленно начать все необходимые работы в доме ветерана.
"Анатолий Ильич - человек слова. Сказал – сделал. В мужчине это превыше всего. Признаюсь, я восхищен им", - улыбается Амиран Григорьевич.
Чочиев награжден многими медалями, в их числе "За победу над Германией в Великой Отечественной войне", "За боевые заслуги", "Защитнику Отечества" (госнаграда Южной Осетии).